от издательства
Борьба негров за свое освобождение от рабства началась на территории нынешних Соединенных Штатов Америки намного раньше,
чем они возникли как самостоятельное государство, и на протяжении всей истории страны негритянская проблема была — и до сих пор остается — одной из
самых жгучих внутриполитических проблем Соединенных Штатов. Почти четыре с половиной века негритянский народ ведет на Американском континенте упорную,
самоотверженную борьбу за свое человеческое достоинство.
Восстание привезенных из Африки на территорию Южной Каролины негров-рабов, вспыхнувшее в 1526 году; целая серия последующих восстаний рабов в
американских колониях Англии в XVI—XVIII веках; активное участие негров в Американской революции 1776—1783 годов и в аболиционистском движении (вместе с
передовыми элементами белого населения США), в англо-американской войне 1812 года; быстрое развитие рабовладения в Соединенных Штатах и бурный рост
негритянского освободительного движения, массовое бегство негров из рабовладельческих штатов Юга в северные штаты; героическая вооруженная борьба негров
против рабовладения в годы Гражданской войны в США (1861—1865) — таковы лишь некоторые вехи этой эпопеи освободительной борьбы.
Провозглашение известной прокламации Линкольна об отмене (с 1 января 1863 г.) рабства на территории южных штатов и принятие конгрессом некоторых
поправок к конституции о предоставлении неграм избирательных прав было большим прогрессивным шагом в истории США. Все это стало возможным благодаря
подъему общедемократического движения, происходившему в стране во второй половине XIX века. Но и эти законодательные меры, хотя они и представляли собой
крупные завоевания негров США в их борьбе за свои права, не положили конец экономическому, политическому и национальному угнетению негритянского народа.
Последние сто лет в истории США характеризуются неуклонным усилением негритянского национально-освободительного движения, ростом сил и классовой
сознательности негритянского рабочего класса. Среди 20-миллионного негритянского населения США подавляющую часть составляют 6 миллионов рабочих и их
семьи. Они и являются основной, наиболее последовательной силой в этом движении.
Невиданный прежде размах приобрела борьба негров за свою свободу и равенство в 60-х годах нашего столетия. Она приняла характер «прямых
ненасильственных действий» — массовых демонстраций, бойкотов, многотысячных походов, петиций и т. п.
Ни кровавые расправы полиции, прибегающей к массовым избиениям и арестам, ни политические и экономические репрессии, ни террор и угрозы
куклуксклановцев и других банд белых расистов не в силах остановить мужественную борьбу негритянского народа.
«Империалистическая реакция, — говорится в Программе КПСС, — широко использует шовинизм и расизм для разжигания националистических и расовых
конфликтов, травли целых национальностей и рас (антисемитизм, расовая дискриминация негров, народов слаборазвитых стран), для затемнения классового
сознания трудящихся, отвлечения пролетариата и его союзников от классовой борьбы».
Книга негритянской общественной деятельницы США Дэйзи Бейтс «Длинная тень Литл-Рока» — это волнующий рассказ о событиях, происшедших в небольшом
американском городе Литл-Роке в сентябре 1957 года, где вооруженные солдаты национальной гвардии штата Арканзас и разъяренная толпа расистов преградили
путь девяти негритянским подросткам, пожелавшим закончить среднее образование в школе для белых.
Этот произвол расистов глубоко возмутил американское и мировое общественное мнение. Президент США Эйзенхауэр, пытаясь спасти престиж своего
правительства, направил в Литл-Рок федеральные войска для «наведения порядка». Однако прибывшее в Литл-Рок подразделение федеральных войск под
командованием генерал-майора Эдвина Уокера (проявившего себя впоследствии рьяным сторонником фашистского общества «Джона Берча») фактически
потворствовало бесчинствам расистов. Неграм и тем белым американцам, которые выступили против этого произвола, пришлось вести тяжелую борьбу, чтобы
девять негритянских подростков могли закончить образование в школе для белых.
Книгу Дэйзи Бейтс нельзя читать без гнева и возмущения. В событиях, происшедших в Литл-Роке в сентябре 1957 года, как в капле воды отразились не
только бесправное положение и страдание негритянского народа в «свободных» Соединенных Штатах Америки, но и его борьба за свою свободу и человеческое
достоинство.
«Уже много лет, — подчеркивает Дэйзи Бейтс, — мы не знали событий, которые так наглядно, как столкновение в Литл-Роке, продемонстрировали бы зияющую
пропасть между Декларацией независимости — одним из драгоценных документов американской истории — и реальной действительностью Америки XX столетия».
Однако Дэйзи Бейтс не вскрывает причин образования этой страшной пропасти в жизни американского общества, причин расистского мракобесия. Это
происходит потому, что автор не видит подлинного виновника страданий негритянского народа — капиталистический строй. Правящие монополистические круги
США вовсе не заинтересованы в действительно демократическом решении негритянской проблемы. Так, закон о гражданских правах, принятый конгрессом США 2
июля 1964 года под давлением негров и всех противников расистского мракобесия в США, не положил конец расовой дискриминации в стране, не обеспечил
подлинного равноправия негритянского народа. Вот почему монополии США продолжают инспирировать и щедро оплачивать расистские организации всякого рода,
такие, как Ку-клукс-клан, «Советы белых граждан» и другие.
С каждым днем все более широкие круги американского народа начинают прислушиваться к голосу Коммунистической партии США, которая заявляет, что с
расовым изуверством и другими отвратительными сторонами так называемого «американского образа» жизни можно покончить только одним путем — уничтожив
господство монополистического капитала в политической и экономической жизни страны.
Заканчивая свою книгу, Дэйзи Бейтс напоминает читателю, что и поныне длинная тень Литл-Рока зловеще нависает над Соединенными Штатами Америки, и
призывает всех противников расизма довести борьбу против него до полной победы.
Нет сомнения в том, что книга Дэйзи Бейтс найдет горячий прием у советских читателей, которые глубоко сочувствуют этой справедливой борьбе.
К советским читателям
Мне доставляет большое удовольствие написать несколько строк о замечательной книге Дэйзи Бейтс «Длинная тень Литл-Рока». Ее книга — это простой и
волнующий рассказ о том, как в Центральной средней школе Литл-Рока впервые вводили совместное обучение детей — негров и белых, и о том, как развернулись
затем драматические и трагические события, которые пережили многие граждане этого города, решительно выступавшие против дискриминации негров.
Прошлое самой Дэйзи Бейтс горько и безрадостно. Она родилась в небольшом городке штата Арканзас в рабочей негритянской семье. В раннем детстве она
осиротела. Трое белых обесчестили ее мать и убили. Убийцы остались ненаказанными. Вскоре после этого трагического события отец Дэйзи был вынужден
покинуть родной город, оставив ее на попечение чужих людей.
С детских лет Дэйзи наблюдала, как унижали и оскорбляли достоинство негров, в том числе и ее приемных родителей. Потом и сама Дэйзи испытала на себе
эту горькую участь. Перед смертью отчим Дэйзи завещал ей не только страстно ненавидеть расизм, но и научиться вести борьбу против этого позорного
явления Америки. И Дэйзи Бейтс выполнила его завет. Она посвятила свою жизнь благородному делу борьбы за свободу и равноправие негров.
Активное участие Дэйзи Бейтс в событиях Литл-Рока на стороне девятерых негритянских учеников, осмелившихся переступить порог школы для белых,
снискали ей глубокое уважение тысяч американцев — сторонников прогресса и демократии.
Эта книга вызвала большой интерес не только на ее родине, но и далеко за ее пределами.
Зная, с какой горячей симпатией относятся советские люди к борьбе негритянского народа нашей страны за свою свободу, я позволю себе выразить
уверенность, что широкие круги читателей в СССР проявят живейший интерес к этой книге.
Генри Уинстон
Нью-Йорк, октябрь 1964 г.