Город в тисках страха и ужаса
Напряженным и торжественным был Литл-Рок 22 сентября, накануне вулканического взрыва ненависти, который был услышан во всем мире. Зловещая тишина улиц нарушалась лишь неумолчным гулом церковных колоколов. Дети, которые в это время обычно веселились, катались на роликах, играли в мяч и прыгали через скакалку на улицах, сидели теперь взаперти. Мало кто воспользовался солнечной погодой; люди, если у них не было неотложных дел, сидели дома вместе с детьми и занимались обыденными делами. Тем, кто знал Литл-Рок в обычные воскресные солнечные дни, казалось, что город вымер.
Некоторые церковные деятели предложили отслужить всем городом молебен за мир, и много верующих мужчин и женщин, черных и белых, мысленно обращались к богу, прося у него помощи. Но было много и таких (в том числе и служителей церкви), которые истерично кричали и требовали принятия мер против того, что они считали позором для южного образа жизни, бога и белых людей. День еще не кончился, когда Маргарет Джексон, руководительница Лиги матерей, опубликовала заявление, в котором она призывала население принять участие во всеобщей демонстрации перед школой на следующий день.
Возвращаясь из церкви домой, Элизабет Экфорд зашла к нам.
— Миссис Бейтс, — спросила она, — а что будет теперь, когда гвардия ушла? Надо ли нам завтра идти? Будут ли нас защищать?
— Я уверена, что будут, дорогая, — сказала я ей.
Я разъяснила ей, что начальник полиции Марвин Поттс мобилизует все полицейские силы, что заседает Школьное управление и что к концу дня мы узнаем, какие меры будут приняты для защиты детей.
— Вы знаете, — продолжала Элизабет, — что два белых священника и один адвокат побывал у нас всех дома в пятницу и молились вместе с нами?
— Да, — улыбнулась я. — Я знаю.
Эти священники приходили в редакцию «Стейт пресс» в пятницу утром, чтобы сказать мне: «Мы пришли, чтобы помолиться вместе с вами». Я только что прочитала статью о священнике Уэсли Прудене, пасторе Бродмурской баптистской церкви и руководителе Совета белых граждан, и с горечью думала о сотнях священников столицы штата Арканзас, не выступивших против бесчинствующей толпы, которая на протяжении последних семнадцати дней терроризировала весь город. Я слышала, что многие священники тайно поддерживают сторонников интеграции, но мне было обидно, что среди них не наберется и половины выступающих открыто, как это делает Пруден.
Поэтому я, возможно, была несколько резка, ответив моим посетителям: «Я не нуждаюсь в молитве. Если вы действительно хотите помочь, идите в дома этих девятерых детей, молитесь вместе с ними — ведь это им предстоит иметь дело с толпой».
Этими священниками были: Бэрт Картрайт из методистской церкви, Уильям Кэмпбелл из Национального совета церквей, священник из Нэшвила — один из тех, кто сопровождал детей в первый день. Вместе с ними находился негритянский адвокат Мерсер.
Поздно вечером позвонил начальник Школьного управления Блоссом и попросил предупредить детей, чтобы они собрались завтра утром у меня дома и ждали дальнейших указаний о том, как им следует добраться до школы. Заместитель начальника полиции Юджин Смит, как мне сообщили, будет лично возглавлять части городской полиции у школы.