Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Предыдущая | Содержание

Глава Шестнадцатая

Сколько же еще ждать?

В великой борьбе цветных народов мира за равноправие и независимость, борьбе, которая составляет одну из важнейших знаменательных черт XX столетия, события в Литл-Роке представляют собой веху исторического значения. Нескольким негритянским подросткам пришлось выдержать поистине героическую битву за то, чтобы получить возможность учиться в «белой» школе, и их борьба оказала далеко идущее влияние на Америку и на весь остальной мир. Только благодаря невероятным безобразиям, совершенным в Литл-Роке, мировая общественность со всей остротой поняла, какая постыдная дискриминация существует в нашем демократическом государстве и проводится даже по отношению к малолетним в стране, которая претендует на роль руководителя «свободного мира» и гордится тем, что дала человечеству конституцию, утверждающую идеалы достоинства и свободы личности.

Уже много лет мы не знали событий, которые так наглядно, как столкновения в Литл-Роке, продемонстрировали бы зияющую пропасть между Декларацией независимости — одним из драгоценных документов американской истории — и реальной действительностью Америки XX столетия. Несмотря на все разговоры о равенстве, Америка и американцы проводят расовую дискриминацию по отношению к миллионам темнокожих американских граждан фактически с самого момента их появления на свет. Но даже американцы, борющиеся против дискриминации, были выведены из равновесия тем, что произошло в Литл-Роке. Их потрясло полное пренебрежение ко всем законам гуманности со стороны расистов, которые в своем стремлении сохранить расовое неравенство сочли возможным прибегнуть к силе, даже когда речь шла о ни в чем не повинных детях.

Однако Литл-Рок возмутил не только многих американцев, но и весь остальной мир. В других странах знали в общих чертах о существовании расового неравенства в Америке, но не представляли себе, что расовая дискриминация принимает такие масштабы, что для того, чтобы помешать подросткам посещать школу, прибегают к помощи войск, отказываясь выполнять постановление суда.

В воздействии, которое события в Литл-Роке оказали на американцев и на весь мир в целом, и заключается их историческое значение для общей борьбы за гражданские права и человеческое достоинство. Не менее важной стороной этих событий было их влияние на негритянское население Соединенных Штатов, и особенно американского Юга.

События в Литл-Роке нельзя считать первой крупной битвой в движении негров за свои гражданские и политические права, но зато они, безусловно, вписали одну из самых драматических глав в историю этого движения. Борьба в Литл-Роке велась законными средствами, она находилась в центре внимания общественного мнения и явилась плацдармом для различных политических маневров; она завершилась большой победой правого дела.

В этом столкновении негры испытали свои силы и победили. Они раз и навсегда поняли, что, если перестанут считать себя слабыми и объединятся, чтобы защитить свои неотъемлемые права, перед ними никому не устоять. Сидячие демонстрации в закусочных, рейды свободы и другие выступления подобного рода, успешно проводившиеся неграми и под руководством негров, после литл-рокской эпопеи, возможно, все равно произошли бы в свое время. Но тот факт, что они имели место сразу же после событий в Литл-Роке, вероятно, прежде всего объясняется влиянием литлрокских боев. Литл-Рок послужил сигналом к дальнейшим действиям. Исторические события происходят тогда, когда время для них назрело, но для того, чтобы вспыхнул огонь, нужна искра. На данном этапе борьбы американских негров за справедливость такой искрой и явились выступления в Литл-Роке.

Решение об отмене расовой сегрегации в учебных заведениях, вынесенное Верховным судом в 1954 году, создавало препятствия для нарушения конституционных прав в штатах, где явно проводилась политика, основанная на расовой принадлежности и цвете кожи. События в Литл-Роке представляли собой первую обреченную на провал попытку одного из штатов сохранить старую систему силой оружия. Эта попытка не могла быть успешной, ибо не прошло и двух-трех дней, как стало ясно, что речь идет не просто об отмене сегрегации в школах, а о суверенных правах судебных органов Соединенных Штатов и, конечно, о сохранении американского конституционного устройства.

Мы с мужем с самого начала ощущали дух перемен и были полны решимости помочь своему народу и своей стране расчистить путь для этих великих социальных преобразований, уничтожив расовые барьеры, которые на протяжении многих десятилетий разделяли Америку. Если же говорить более конкретно, то в нас созрело убеждение, что американскому Югу, родине миллионов американцев с темной кожей, предстоит стать основной ареной борьбы.

После вынужденного закрытия нашей газеты «Стейт пресс» нам предлагали работу многие организации и учреждения за пределами южных штатов. Одним из наиболее привлекательных было предложение, полученное нами от д-ра Чарлза X. Уэсли из Центрального колледжа штата Огайо в Уилберфорсе. Д-р Уэсли хотел, чтобы мой муж занял пост заведующего пресс-бюро. Мы отклонили все предложения. Друзья спрашивали нас, почему мы предпочли остаться на Юге. «Вы уже сделали все, что могли, — говорили они. — Не пора ли вам отдохнуть?» Мы отвечали, что никто из нас, негров и белых, не может позволить себе отдыхать, пока негры подвергаются непрерывным преследованиям, как физическим, так и моральным.

А пока друзья спорили с нами, расисты в Техасе вытащили одного ни в чем не повинного негра из его дома, избили цепями и, вырезав на его груди три «К», повесили за пятки и оставили в этом положении как угрозу всем неграм, ведущим борьбу за гражданские права.

Со времени событий в Литл-Роке положение в области гражданских прав негров весьма значительно изменилось. Однако правительству Соединенных Штатов спустя сто лет после отмены рабства все еще приходится решать так называемую «негритянскую проблему». Двадцать миллионов американских негров, несмотря на то что после принятия 13, 14 и 15 поправок к конституции США [1] прошло более девяноста лет, продолжают страдать от дискриминации и нарушений их гражданских прав.

Большинство американцев, очевидно, не видит знамений времени, а ведь мы вступили в такой период, когда полное равноправие негров — граждан США становится одной из важнейших предпосылок существования демократии, свободы и равенства. Даже, если американцы в своей массе еще не прозрели, весь остальной мир это прекрасно понимает. Весьма уместно высказался по этому поводу глава благотворительной организации швейцарской евангелической церкви д-р Хейнрих Хемштерн:

«После Нью-Йорка и Чикаго самым популярным американским городом является сейчас Литл-Рок, Это название знает сегодня в нашей стране любой ребенок. События, подобные тем, что пережили Литл-Рок и Новый Орлеан, находят отклик во всех концах земли. Ваш народ должен понять, что мир изменился. Американцам необходимо осознать, что подобные события— это не просто местные происшествия; они в чем-то касаются всего мира. Если ваш народ поймет это, ему легче будет разобраться в действиях своего федерального правительства. Я знаю, как это трудно, знаю, с какими сложными проблемами это связано, но такова задача всех, кто несет ответственность за международные отношения».

Что же произошло за пять лет, истекших после того, как президент Эйзенхауэр приказал ввести в Литл-Рок федеральные войска, чтобы обеспечить отмену сегрегации в Центральной средней школе? Всего семьдесят восемь негритянских детей получили разрешение Школьного управления учиться в неполных и полных средних школах, где раньше обучались только белые.

Каких еще событий мы были свидетелями за эти пять лет? На смену выступлениям в Литл-Роке пришли другие, вызвавшие всеобщее признание формы борьбы, все той же борьбы за человеческое достоинство: сидячие демонстрации в закусочных, рейды свободы— незабываемые волнующие эпизоды.

Как-то в зале суда на юге Соединенных Штатов сидела негритянская мать. Судья огласил приговор, осуждавший двух ее сыновей и их школьных товарищей на тюремное заключение за то, что они попытались выпить чашку кофе в закусочной, на дверях которой висело объявление: «Только для белых». Когда полицейские уводили ее сыновей в тюрьму, по лицу матери текли слезы. Какой-то белый репортер остановился около нее на пути к выходу, тронул ее за плечо и сказал: «Я глубоко сожалею». Подняв на него глаза, женщина ответила: «Меня жалеть не надо. Я никогда так не гордилась своими сыновьями, как сегодня».

О чем же еще можно было бы рассказать? В конце 1960 года состоялись президентские выборы, на которых две крупные политические партии выдвинули кандидатов, обещавших выступить инициаторами законопроектов о гражданских правах. После выборов президент США Кеннеди осуществил ряд административных мер, связанных с гражданскими правами, однако более широкие и значительные мероприятия, обещанные в предвыборных речах, оказались забытыми.

Миллионы негров и многие белые испытали чувство разочарования.

В 1962 году коалиция сенаторов южных штатов и сенаторов-республиканцев Севера фактически парализовала деятельность сената Соединенных Штатов, прибегнув к ряду уловок, чтобы помешать принятию закона о предоставлении права участия в выборах неграм южных штатов, окончившим шесть классов начальной школы. В результате этих маневров принятие законов о гражданских правах негров было отложено. И снова миллионы американцев оказались обманутыми в своих ожиданиях. Обещания предоставить неграм южных штатов все права американских граждан остались невыполненными.

Среди негров Америки сейчас назревает недовольство, и политические деятели, не желая замечать его, ставят под угрозу не только себя, но и любое правительство, которое не хочет учиться на уроках истории. Разочарование порождает презрение и враждебность. Оно ведет к нежелательным эксцессам и подрывает тот демократический дух, в котором наша страна черпает силу.

Ведь значительная часть негритянского населения теряет веру в демократию. Об этом говорит рост влияния среди американских негров националистических организаций, возникших в последние годы. Самая сильная и известная из них — Организация черных мусульман. Белые в ее ряды не допускаются. Черные мусульмане во главу угла ставят достоинство черного человека. Они пассивны лишь до тех пор, пока белые обращаются с ними достойным образом и относятся к ним с уважением. Многие негры вступили в эту организацию просто для того, чтобы чувствовать себя членами коллектива. Ведь в большинстве случаев неграм отказывают в праве участвовать в политической и культурной жизни нашей страны. Если не считать небольших исключений, миллионы негров живут и умирают, чувствуя себя в Америке незваными пришельцами. Руководители Организации черных мусульман утверждают, что число ее членов значительно превышает двести тысяч человек. Большинство из черных мусульман не хочет иметь ничего общего с белыми. Как-то один «мусульманин» сказал мне: «Мы хотим мира, но готовы к войне». Так неужели же на американской земле когда-нибудь разразится кровавая междоусобная война, война, порожденная отсутствием у правительства решимости положить конец бесчеловечной жестокости и унижению, которым сейчас подвергаются американские негры? Кто, кроме самой Америки, может ответить на этот вопрос?

Итак, борьба за гражданские права негров продолжается. Участники драмы, разыгравшейся в Литл-Роке в 1957 году, сошли с американской сцены. Их место заняли тысячи других негров и белых — граждан Америки, которые ведут борьбу за равноправие у избирательных урн и в закусочных, на работе и в школе, в церквах и в жилых домах, в автобусах и на пляжах.

Мой муж и я посвятили свою жизнь этой борьбе. Мы продолжаем принимать активное участие в движении за полное освобождение негров на Юге. Вот почему мой муж согласился стать секретарем отделения Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения в Арканзасе. Вместе с ним я жду того времени, когда граждане нашей страны избавятся от позора Литл-Рока, когда конституция Соединенных Штатов превратится в достояние всех жителей этой страны независимо от цвета их кожи, когда братство перестанет быть лишь темой ежегодных церковных проповедей и обретет более реальный смысл. Стремясь ко всему этому, американские негры спрашивают: «Сколько же еще осталось ждать? Сколько же?..»


1. 13, 14 и 15 поправки к конституции были приняты конгрессом США в период Реконструкции по инициативе радикально настроенных республиканцев и вступили в силу соответственно в 1865, 1868 и 1870 годах. Поправки в законодательном порядке оформили отмену рабства негров и предоставили им гражданские и политические права, — Прим. ред.

Предыдущая | Содержание

Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017