4 октября 2007 года Совет Европы призвал исключить альтернативы теории эволюции из образования. За кем: за наукой или религией пойдет Россия?
А в конце ноября Ярославль посетил Майкл Кремо, историк археологии, автор книги «Деэволюция человека», как было заявлено организаторами встреч, «альтернативный ученый», пытающийся опровергнуть – ни много ни мало – теорию Ч. Дарвина!
На двух встречах с ним присутствовало пять профессоров, представлявших философию, геологию, литературоведение и историю. А также обычная для подобных встреч слегка экзальтированная интеллигентная публика. Ожидалось, что будет дискуссия и даже «суд» над ниспровергателем науки, но этого не случилось: Майкл Кремо, с присущей настоящим ученым честностью и добросовестностью, объяснил свою позицию, после изложения которой стало немного грустно и жалко... науку. Самое интересное, что удалось вынести от встречи с «альтернативой» – тонкая грань, отделяющая науку настоящую от всяческих ее модификаций и в конечном счете – профанаций.
Кратко о сути представленной работы «Деэволюция человека. Ведическая альтернатива Дарвиновской теории Майкла Кремо». На основе большого числа геологических аномалий в ней утверждается, что человек гораздо старше, чем считает современная наука, что время возникновения жизни почти совпадает со временем появления Земли и т.д., следовательно, эволюционная теория Ч. Дарвина неверна.
Задумаемся о последствиях: теория Дарвина, за которой стояла новоевропейская философская традиция, а идейным продолжением стала неклассическая философия и едва ли не вся современная наука, утверждает по сути две идеи: историчность жизни и человечества и направленность этой громадной истории к большей сложности, совершенству, овладению всеми ресурсами во времени и пространстве. Короче, идея прогресса, активности и восхождения человека «сквозь тернии к звездам». А по теории Майкла Кремо – истории, а уж тем более прогресса, по большому счету не было. Вместо этого была деградация «чистых сознаний», выпадавших из «рая» в более грубые материальные пространства – в помойку материальной жизни. Разумеется, выбраться из этой помойки материальными усилиями невозможно – нужно заниматься медитацией и прочей «духовной практикой»! Именно так идеологически консервируют трудовые ресурсы развивающихся стран, которые занять особо нечем, а «окормлять» духовно гораздо дешевле, чем кормить физически. Если наука указывает на материальный прогресс, которого сегодня нет для большинства населения, значит, она вредна, а религия хороша уже тем, что никакого прогресса не видит, за исключением индивидуально-духовного. А еще она может поставить народ на колени или в позу лотоса - это уже дело индивидуального вкуса!
Чем же обманывают грамотных людей, размывая границы науки? Обманывают, приводя факты и почти факты того, что каменные пестики и ступки были найдены в золотоносных слоях и имеют возраст 50 миллионов лет, хотя считается, что человек появился только 5 миллионов лет назад! А в сотне метров над этими пластами лежал пласт возраста 350 миллионов лет. Присутствовавший на встрече профессор, доктор геолого-минералогических наук Поярков объяснил, что геологические аномалии встречаются. Но когда он видит аномалию, то оперирует не сотнями метров, а берет два сантиметра вверх и вниз от проблемного пласта и определяет их возраст по геологической шкале. Если соседние пласты лежат правильно, то аномалия имела локальный характер – это просто перемешивание пластов. Другими «фактами», озвученными на встрече, были: отклонение физического прибора – генератора случайных чисел – на статистически значимую величину от простого желания экспериментатора, поднятие стола силой «ума» медиума и т.п. Религия может объяснить все, а наука, по мнению оратора, держится за теорию Дарвина и применяет «фильтры», отбрасывая факты, которые не соответствуют данной теории. Хорошими вопросами к ниспровергателям науки были: «А почему желанием экспериментатора нельзя отклонить стрелку прибора на 30, 50 процентов? Почему большинство собранных фактов разрознены? Почему альтернативные ученые не пользуются методологией науки?»
Настоящая наука, а точнее, каждая отдельная теория действительно применяет «фильтры», потому что теория не может и не должна объяснять все подряд. Теория – схема, объясняющая ту часть фактов, которые в нее вписываются. Но на смену данной теории приходит другая, объясняющая уже большее число фактов. В науке, на взгляд непосвященного, есть альтернативные друг другу теории, но в действительности противоречие между ними разрешается через принцип дополнительности. К примеру, одна теория описывает факты микромира, а другая – макромира. А религиозные альтернативы способны разрушить главное – традицию, методологию науки и преемственность ее языка.
Чтобы оценить последствия подобных «альтернатив», следует поставить вопрос: кто является активным субъектом преобразования мира? Если Бог – то человеку достаточно его просить, а если человек – то тогда в науке и образовании нет места для Бога. Как сказал писатель-фантаст Павел Амнуэль, «наука, как и религия, должны быть кошерными», то есть чистыми от смешения с теориями другой природы. Если религия – служение Богу, то наука – незаинтересованный ничем иным поиск Истины. Есть большое лицемерие выдавать за согласие с религиозными догмами слова А. Эйнштейна о «религиозном чувстве», употребление Ч. Дарвином слова «Бог» в постановке научной проблемы и другие подобные высказывания великих ученых. «Бог Спинозы», о котором говорит А. Эйнштейн, – это метафора, художественный образ, а вовсе не грубое «руководство к действию». Великий философ и одновременно кардинал Николай Кузанский требовал отличать Бога философов от Бога религий. Философы, а иногда и ученые, могут рассуждать о «Мировом разуме», «Гармонии Вселенной», но это никогда не означает, что «Мировой разум» сам откроет свои законы без напряженных и целенаправленных усилий с нашей стороны. Цивилизации в ближайшем будущем предстоит сделать выбор: пойдет ли она за религиозными фанатиками разного толка или за учеными, преследующими Истину. Совет Европы уже сделал этот выбор, призвав исключить альтернативы Дарвиновской теории из образования. Какой выбор сделает Россия?
Статья опубликована в Российской философской газете. 2008, № 1 (15), январь. С. 7. [Оригинал статьи]
По этой теме читайте также: