Кризис не обошел стороной и Русскую православную церковь
8 июля Фонд имущества Петербурга продаст с аукциона золотой слиток 99,99-й пробы весом 11 кг, подаренный городу на 300-летие делегацией Республики Адыгея. Вырученные деньги пойдут на восстановление в Царском Селе храма святой великомученицы Екатерины. Представители РПЦ озабочены тем, что в условиях кризиса резко сократились пожертвования крупных компаний, и основное бремя содержания огромного церковного хозяйства легло на плечи простых прихожан. Однако в последнее время спонсорами стали выступать и государственные служащие самых разных уровней. Эксперты не видят в участии государства в делах благотворительности ничего дурного, но их смущает, что масштабная финансовая поддержка оказывается лишь одной из представленных в России конфессий. Кроме того, сама Московская патриархия сегодня могла бы заморозить дорогие строительные проекты и сосредоточиться на помощи – при участии тех же спонсоров – малоимущим гражданам.
Русская православная церковь – не только самая большая религиозная конфессия в стране, но и крупнейший хозяйствующий субъект. В ее ведении 234 мужских и 244 женских монастыря, 16 тыс. приходов и 5 тыс. воскресных школ. Для сравнения: в ведении Римско-католической церкви 220 приходов. В России также действует более 4 тыс. мечетей и около 70 синагог.
По оценкам экспертов, суммарный годовой оборот средств РПЦ на территории России – от 100 до 150 млн. долларов. Естественно, что финансовый кризис не мог обойти этот архипелаг стороной. В ноябре, за три недели до своей кончины, Алексий II обратился к президенту РФ с предложениями по «обеспечению стабильности финансового положения РПЦ в новых финансовых условиях». Патриарх просил распространить действие системы страхования вкладов физических лиц на все денежные средства церкви, размещенные на банковских счетах, включая расчетные. Также Алексий II рассчитывал на получение преференций по оплате коммунальных услуг и освобождение от налога на имущество своих хозяйственных объектов. Письмо завершалось просьбой выделить Московской патриархии беспроцентную ссуду для «минимизации негативных последствий финансовой нестабильности». Глава государства, ознакомившись с посланием патриарха, дал поручение всем заинтересованным ведомствам «проработать и подготовить предложения». Жить по-новому досталось уже новому предстоятелю РПЦ, о котором еще в предвыборный период заговорили как о «кризисном менеджере».
«Мы живем в очень интересное время»
Лейтмотив многочисленных высказываний патриарха Кирилла на тему кризиса – не впадать в истерику, не паниковать. «Мы живем в очень интересное время, – считает глава РПЦ. – Нам Бог дает сейчас шанс. Мы терпеливые люди, мы намного терпеливее, чем многие другие. Мы станем сильными, когда все сделаем правильные выводы из кризиса – и власть, и церковь, и народ».
Однако терпение терпением, а реальность такова, что РПЦ столкнулась с дефицитом бюджета. По данным информационного центра «Благотворительность в России», половина российских компаний существенно скорректировали размеры пожертвований церкви, а 27% вообще ликвидировали в своих бюджетах статью «благотворительность».
Между тем именно пожертвования, а вовсе не торговля свечками, иконками, а с середины 1990-х изделиями из драгоценных металлов – главный источник доходов Московской патриархии.
Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление» строят в поселке Сокольском близ Нижнего Новгорода. Как рассказал иерей Александр Малофеев, назначенный настоятелем, община была зарегистрирована еще в 2001 году, но собранных тогда средств и энтузиазма жителей района хватило только на то, чтобы оформить разрешение и вбить сваи. В этом году правящий архиерей распорядился работы возобновить. В деревне Селянцы мастера уже возвели деревянную церковь. Она готова к перевозу и монтажу на постоянном месте, но средств на это нет. «Крупные предприятия города напуганы экономическим кризисом, – говорит отец Александр. – Мы обращались за помощью к предпринимателям, но результат оказался невелик».
Строительство нового православного собора в Ереване отложено, по крайней мере, до осени. Об этом сообщили в компании – генеральном подрядчике, которая должна была начать работы уже в апреле. Заморожено строительство храма во имя архангела Михаила в селе Верх-Обском, на родине ныне покойного губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Обращения главы Фонда имени Евдокимова, режиссера и актера Александра Панкратова-Черного к властям края не возымели результата. Зато охотно откликнулся лидер ЛДПР Владимир Жириновский. На счет храма поступили первые взносы членов его фракции в Госдуме. Мало того, активисты 68 отделений партии провели сбор подписей под обращением к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину с просьбой оказать помощь в строительстве.
Казалось бы, при чем тут президент и премьер? Однако первый возглавил попечительский совет масштабной реставрации Новоиерусалимского монастыря в Подмосковье, а второй в бытность главой государства выделял из своего резервного фонда средства на реставрацию Валаамского, Кирилло-Белозерского и Валдайского Иверского монастырей, строительство храма в Астраханской области, ремонт храма в Чебоксарах.
«Я не знаю крупные компании, которые продолжают жертвовать деньги на церковь в том же объеме. Они сами стоят в очереди в Центробанк», – сокрушается игумен Филипп (Симонов), доктор экономических наук, начальник одной из инспекций Счетной палаты РФ.
Стройматериалы просьба не жертвовать
Очередное рабочее совещание, посвященное ходу строительства Христорождественского собора, состоялось 2 июня в Курской Коренной пустыни. Губернатор Александр Михайлов предал огласке тот возмутительный факт, что «недостаточно активно перечисляют средства строительные организации, предлагающие помощь стройматериалами». Губернатор порекомендовал им реализовать то, что не требуется при строительстве, а вырученные средства перечислить на счет епархии. Практика участия различных субъектов хозяйствующей деятельности в возведении объектов для РПЦ показывает, что компании и фирмы все чаще норовят внести лепту «натурой».
В конце апреля – первой половине мая отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата распределил 255,5 тонн гуманитарной помощи в виде детского питания и средств гигиены. Как сообщается на его сайте, мясные и мясо-растительные консервы предоставлены одним из крупнейших в России изготовителей продуктов детского питания. Кроме того, один из дистрибьюторов моющих, чистящих и гигиенических средств предоставил 23,1 тонны своей продукции. Все это добро было распределено через приходы и монастыри 15 епархий РПЦ. Однако такой широкий жест – сегодня редчайшее исключение из правил партнерских отношений церкви и бизнеса.
Эксперты отмечают, что за годы патриаршества Алексия II у РПЦ так и не появилось собственной четкой концепции социального служения. Мало того, по мнению протоиерея Аркадия Шатова, председателя комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы, в отсутствие спонсорской поддержки «под угрозой оказались социальные проекты, которые просто невозможно взять и закрыть. Это детские дома, богадельни, патронажная служба, и так далее». Выход отец Аркадий видит в создании широкой сети волонтерских групп. Но это дело не одного года. 20 лет свободы оказались церковью по большому счету упущены, помощь сирым и убогим – удел энтузиастов-одиночек.
2 июня председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Илларион (Алфеев) принял заведующего отделом по связям с Россией католического благотворительного фонда «Кирхе ин Нот» («Помощь церкви в нужде») Петра Гуменюка. В ходе беседы владыка Илларион подчеркнул, что «фонд будет оставаться одним из ближайших партнеров церкви». Неужели опять, как в начале 1990-х, вся надежда на то, что заграница нам поможет?
Недвижимость, золото, водка…
«На то, что происходит с церковью в ситуации кризиса, я смотрю без особого оптимизма, – рассказал «НИ» сопредседатель Института свободы совести Сергей Мозговой. – Боюсь, данный ей в конце прошлого века исторический шанс она упустила. Вместо того чтобы заняться истинной, а не показной духовностью, она сосредоточила все силы на имущественных претензиях, еще более тесном слиянии с властью и крупным капиталом. Увы, это традиция тысячелетия нашей истории. Церковь подложила сама под себя бомбу, которая может однажды так рвануть, что мало не покажется. Руководство РПЦ не понимает или делает вид, будто не понимает: лучше быть беднее, но ближе к своему народу».
Трендом кризисного времени стала передача начальниками разного калибра в бессрочное безвозмездное пользование епархиям зданий, не являющихся культовыми. По решению собрания Новозахаркинского муниципального образования Саратовской области, РПЦ отдано здание бывшего приходского дома в селе Озерки. В городе Петровске – здание рядом со строящимся Преображенским храмом на территории городского кладбища. Совет народных депутатов Владимира на своем заседании 21 апреля принял решение о передаче ряда бесхозных зданий в пользование РПЦ. Инициатива депутатов объясняется увеличением количества «бесхоза», который невозможно эксплуатировать на коммерческой основе в условиях кризиса.
Московские власти на прошлой неделе приняли решение о передаче «в безвозмездное пользование» Сретенскому мужскому монастырю ряда помещений и зданий в центре столицы. Общая площадь помещений свыше 5 тыс. кв. м. Аналитики убеждены: все они будут сдаваться в аренду. Денег на ремонт у Патриархии нет, а желающих въехать в помещение неподалеку от Кремля хоть отбавляй.
Беспрецедентное событие должно произойти 8 июля в Санкт-Петербурге. Фонд имущества выставит на аукцион слиток золота 99,99-й пробы весом более 11 кг. Это подарок городу к трехвековому юбилею Республики Адыгея. Вырученные деньги будут направлены на благотворительные цели – не в детские дома или интернаты, как можно было бы предположить, а для достройки храма святой великомученицы Екатерины в Царском Селе. У горожан сразу возникли вопросы. Почему предпочтение отдали именно РПЦ? Этично ли продавать с молотка подарки? Наконец, вопросы такого рода все-таки должны согласовываться с депутатами, которых выбирают горожане. Заметим, на этот храм РПЦ не потратила ни копейки. Не вложит патриархия денег и в петербургскую резиденцию Священного Синода.
А вот в Екатеринбурге кризис сыграл с местной епархией злую шутку. Арбитражный суд приступил к рассмотрению иска компании «Уралсвязьинформ» о взыскании с РПЦ 215 тыс. рублей за пользование телефоном и Интернетом. Парадокс в том, что эта компания сотрудничает с Екатеринбургской епархией более пяти лет. Так, серьезная помощь была оказана при строительстве объектов Патриаршего подворья и Храма-на-Крови. В марте гендиректор компании был награжден церковным орденом святого князя Даниила Московского. Но, как говорится, дружба дружбой, а табачок врозь…
Впрочем, есть надежда, что приоритеты в бизнес-планах РПЦ вскоре поменяются. Во-первых, в силу назначения на ключевые посты нескольких молодых энергичных епископов, ориентирующихся на западную модель служения Церкви в миру. А, во-вторых, потому что придется задуматься о том, как сохранить не только нажитое добро, но и паству в условиях конкуренции с другими религиозными объединениями.
Опубликовано в газете «Новые Известия» за 9 июня 2009 г.
Электронная публикация на сайте http://newizv.ru [
Оригинал статьи]
По этой теме читайте также: