В середине 1990-х гг. скинхеды иной раз рассматривались как нечто весьма экзотическое и преходящее. Тогда их в Москве насчитывалось не более 150, и некоторым казалось, что это — молодежная мода, которая быстро пройдет[86]. Однако все обернулось иначе. Во второй половине 1990-х гг. главной ареной деятельности московских скинхедов стал район известного Российского университета дружбы народов (РУДН), где еще с советского времени традиционно учились студенты из Африки, Азии и Латинской Америки. Именно там скинхеды оттачивали свое ремесло, нападая прежде всего на африканских студентов[87]. Тогда же они провели демонстративные марши перед общежитиями студентов РУДН: один — в декабре 1997 г., а второй — в день рождения Гитлера 21 апреля 1998 г.[88] Правда, иной раз они встречали неожиданный отпор, как это было осенью 1997 г., когда латиноамериканские студенты в ответ на избиения поймали нескольких скинхедов и основательно их побили[89].
В 1996-1997 гг. скинхеды, которых тогда было 40-70 чел., начали нападать на африканских студентов, получавших образование в Воронеже. В связи с этим иностранных студентов там даже стали снабжать инструкцией о том, где и как ходить, как одеваться и как себя вести, чтобы не стать жертвами скинхедов[90]. Однако в отношении молодых радикалов власти вели себя вяло, и в 2002 г. в Воронеже насчитывалось уже до 150 активных скинхедов, среди которых было немало детей военнослужащих и сотрудников частных охранных предприятий. Многие из них были связаны с группами футбольных фанатов.
В начале 2000-х гг. одной из главных мишеней скинхедов Петербурга стали учащиеся Первого медицинского института, приехавшие на учебу из стран Азии и Африки. Однако все просьбы студентов о защите, адресованные властям города, долгие годы встречались лишь с безответственными обещаниями, неспособными переломить ситуацию. Администрация городских вузов ограничилась изданием памятки для иностранных студентов, знакомящей их с правилами осторожности на улице и включающей рекомендации о том, как вести себя в случае нападения. Иными словами, забота о своей защите от ничем не спровоцированных нападений была возложена на самих студентов. Иностранные студенты Петербурга несколько раз устраивали митинги протеста против разгула насилия, но ситуацию это не улучшило. В итоге к середине первого десятилетия XXI в. иностранные студенты начали массами покидать Россию[91]. А те, кто остались учиться в России, стараются держаться вместе и поодиночке никуда не ходить, чтобы не угодить в лапы скинхедов. Но самой главной своей бедой они называют бюрократию, а после нее — милицию[92].
По данным Тарасова, одними местными наставниками дело не ограничивается, и после 1997 г. российские скинхеды получают регулярную поддержку от своих европейских и американских собратьев. Он упоминает неонацистов и расистов (членов Ку-клукс-клана) из США, а также немецких ультраправых — представителей Германского народного союза, Национального народного фронта, Союза правых, а также «Молодых викингов» и «Железного шлема» (две последние организации запрещены в ФРГ). Они приезжали не только для передачи опыта, но снабжали российских скинхедов неонацистской литературой, аудиокассетами и униформой[93]. Сегодня это дает скинхедам основания говорить о «белом интернационализме» — сплочении белой расы против иммигрантов афро-азиатского происхождения[94].
Поэтому неудивительно, что, подобно западным собратьям, у российских скинхедов большое распространение получили национал-социализм и языческие мотивы, включая языческую и нацистскую символику (свастика, рунические знаки, римский салют). По имеющимся данным, неоязычество как в его кельто-германском, так и в славянизированном обличии находит благодатную почву у «интеллектуальной» части скинхедов[95].
Во второй половине 1990-х гг. скинхеды все больше пополняли ряды некоторых карликовых партий радикального направления — Русского национального союза (Русская национальная социалистическая партия с 1998 г.)[96] Константина Касимовского[97], Национального фронта (ПНФ) Ильи Лазаренко, Народной национальной партии А. Иванова (Сухаревского). Скинхедская группа «Солнцеворот»[98] Артема Талакина (Лютый) являлась молодежным крылом петербургского неоязыческого «Союза венедов», а он сам одно время мечтал стать признанным вождем скинхедов и даже обучил до 300 подростков. Но его честолюбивым планам сбыться было не суждено. В середине 1990-х гг. при «Союзе венедов» действовала и скинхедская группа «Волоты», нападавшая на гастарбайтеров. Со скинхедами, как мы знаем, работает и Ю. Беляев[99]. Кроме того, скинхедов к своей деятельности привлекает неоязыческий «Союз славянских общин славянской родной веры», штаб-квартира которого располагается в Калуге. Не случайно среди акций скинхедов встречаются надписи «Долой христианство», сопровождающиеся свастикой, которые наносятся на стены монастырей[100]. Кое-где скинхеды имели влиятельных покровителей, как это было в Пскове, где им оказывал поддержку заместитель председателя Псковского областного собрания депутатов А.Н. Христофоров, состоявший в ЛДПР. Разделяя их идеологию, он как-то в своем телеинтервью представил Россию «арийской страной» и, отождествив с «арийцами» только славян и европейцев, назвал всех остальных «цветными»[101]. В Ижевске скинхеды из организации «Народная воля» использовались местной властью для борьбы с политическими оппонентами[102].
Вскоре после того, как 30 октября 2001 г. скинхеды устроили погром на Царицынском рынке, Иванов (Сухаревский) заявил о том, что якобы началась третья мировая война против «массового нашествия людей с Востока». Бойцами в этой войне он называл подростков, «объединившихся по голосу крови», которыми он необычайно гордился. Он пророчил, что «через год-другой уже вся Москва поднимется на борьбу и их всех (иммигрантов. — В.Ш.) просто перебьют»[103].
Впрочем, в целом скинхеды не составляют какой-то организованной структуры и с недоверием относятся к каким бы то ни было формальным организациям. Это — скорее сетевое слабо оформленное движение, члены которого столь же быстро собираются в стаи для одномоментного действия, как и распадаются. Скинхеды подчеркивают, что в отличие от германских нацистов, которые были партией, сами они представляют собой «субкультуру»[104]. Между тем, в одиночку скинхеды существовать не могут. Они обычно действуют небольшими группами, величина которых зависит от характера акций. Последние подразделяются на «патрулирование» (поиск и избиение людей «неславянской» внешности, в котором участвуют 3-10 чел.), погром (нападение 15-30 чел. на рынки, кафе, школы), рейд (нападение на места проживания «чужаков»), махач (драки с футбольными фанатами, рэпперами и пр.)[105]. Изучение уголовных дел показывает, что такие нападения заранее планируются, для чего, например, производится предварительная разведка для изучения места будущего побоища и путей отхода. Поэтому в группе всегда есть лидер, отличающийся авторитаризмом и единолично принимающий решения. В его руках находится сбор информации, выработка стратегии, организация акции и руководство «боем», а также формулирование морально-ценностных установок, поддержание дисциплины и введение санкций против ее нарушителей[106].
В ряде больших городов известны крупные и достаточно организованные группы скинхедов. Из них в столице первыми были группировки «Московский скинлегион» и «Кровь и честь», насчитывавшие до 200-250 чел. каждая. «Московский скинлегион» был тесно связан с РНС Касимовского, но после суда над тем прекратил свое существование. Зато с 1998 г. стала действовать новая группа «Объединенная бригада 88» (ОБ-88), возникшая из слияния «Белых бульдогов» с «Лефортовским Фронтом». Еще позднее появилась Hammerskins-Russia. Считается, что «Кровь и честь» и Hammerskins-Russia были тесно связаны с одноименными скин-группами на Западе[107]. «Объединенная бригада 88» после Царицынского погрома объявила о самороспуске, но, по словам Тарасова, ее ядро просто ушло в подполье. Зато в начале 2000-х гг. к уже имеющимся группам добавились «Русская цель», «Русская атака», «25-й час», «Формат-18» и др.[108]
Среди скинхедов все чаще встречаются девушки. В Москве имеются и женские организации «Стальные магнолии», «Русские девушки», но первая женская группа «Волчицы» сформировалась еще в 1997 г. в Ярославле[109]. Недавно в Челябинске была обнаружена группа «Валькирия», состоящая из студенток, активно участвующих в «уличных боях»[110]. А в январе 2009 г. в Свердловской области были выявлены две группы скинхедов, возглавлявшиеся девушками.
В Петербурге действовали скинхедские группы «Русский кулак» (400 чел.), Totenkopf (150 поклонников рок-группы Totenkopf) и «Солнцеворот», в Нижнем Новгороде — «Север» (300 чел.), в Иванове — «Бритоголовое братство», в Ярославле — White Bears, в Орле — «Белые волки», в Ижевске — «Народная воля», в Новосибирске — «Братство скинов» («Белое братство»), в Тюмени — «Северный альянс»[111]. В Пскове под руководством «арийца Гоши» (Г. Павлова) действовала группа из 200 скинхедов, считавшаяся филиалом «Партии Свободы». Даже в Йошкар-Оле (Марий Эл) заявили о себе скинхеды (группа БС-12), мечтавшие при попустительстве властей очистить город от кавказцев[112]. В Сургуте первые скинхеды появились в 1999 г., а к 2005 г. их в округе было уже около 120 чел. В 2002 г. за ними уже числились убийства кавказцев и таджиков[113]. В Самаре в 2001 г. насчитывалось до 200 скинхедов, а в Воронеже — до 150.
При этом нападения скинхедов на иностранных студентов особенно участились в Воронеже в 2005 г., где тогда действовала такая группировка как «Белый патруль», которая иной раз привлекала членов спортивного клуба «Витязь»[114]. В Челябинске в начале 2000-х гг. действовала группа «Камелот», которую в 2004 г. сменили «Викинги» — обе занимались разбоями на рынках Южного Урала. В Карелии имеется «Общество скинхедов республики Карелия». В Ухте недоброй славой пользуется группа «Питбуль». В Ростове-на-Дону и Ростовской области сотрудники правоохранительных органов насчитали в 2005 г. от 200 до 500 скинхедов[115]. Кроме того, в начале 2000-х гг. скинхеды действовали уже в Брянске, Калининграде, Вологде, Череповце, Костроме, Саратове, Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Иркутске и ряде других городов[116].
В последние годы число называющих себя «чистильщиками» скинхедов быстро росло. В 1992 г. в Москве их насчитывалось едва ли больше десятка, а в 1993-1994 гг. это число увеличилось в 15-20 раз. Если в 1996 г. во всей России насчитывалось не более 7-8 тысяч скинхедов и они представлялись еще чем-то экзотическим[117], то десять лет спустя в одной лишь Москве их численность доходила до 5,0-5,5 тыс. чел. Правда, в 1998-2000 гг., когда чересчур активная противоправная деятельность скинхедов обратила на себя внимание не только СМИ, но и милиции, численность скинхедов временно сократилась, и, как утверждает С. Беликов, они стали освобождаться от случайных людей[118]. Но вскоре движение снова ожило. В 2001 г., по прикидкам некоторых экспертов, их в России было уже до 10-20 тыс. человек[119]. Через два года, по данным А. Тарасова, их численность достигла в России 40 тыс. человек, а еще через год — 50 тыс. человек, тогда как, по сведениям американской Анти-диффамационной Лиги, на весь остальной мир приходится 70 тыс. скинхедов. По словам экспертов, сегодня в России насчитывается до 60-65 тыс. скинхедов и их можно встретить уже в 85 городах[120].
Статистика, которой оперирует МВД, отличается иными цифрами. По этим данным, в 2003 г. во всей России было 15-20 тыс. скинхедов. Из них в Москве и Московской области насчитывалось 5 тыс., а в Петербурге — 3 тыс. скинхедов[121]. В своем выступлении в Госдуме 17 мая 2006 г. министр внутренних дел Р. Нургалиев признал, что на учете в милиции тогда находились 6 тыс. радикально настроенных подростков[122]. Но спустя год он называл уже совершенно другие цифры: правоохранительным органам были известны 98 тыс. подростков, входящих в группы антиобщественного и экстремистского порядка, и на учете стояли около 150 неформальных молодежных объединений, склонных к радикальным действиям[123]. А в 2009 г. власти Петербурга насчитали среди подростков чуть более 1000 скинхедов и около 500 футбольных фанатов[124].
Максимальные цифры, приводимые правозащитниками и представителями правоохранительных органов, вызывают определенный скептицизм, если сопоставить их с числом нападений скинхедов и их жертв, которые, как мы увидим ниже, исчисляются сотнями. Такие расхождения могут вызываться рядом факторов: либо статистика преступлений скинхедов страдает разительной неполнотой (и есть определенные основания так думать), либо большинство скинхедов проявляют интерес лишь к скинкультуре (одежда, стиль поведения, музыка и пр.), но избегают участия в насильственных действиях, либо эффективность нападений скинхедов в целом крайне низка, либо приводимая численность скинхедов сильно завышена. Скорее всего все эти факторы искажают реальную картину. Действительно, по признанию правозащитников, точного числа скинхедов сегодня никто не знает[125]. Тем более без специального исследования сложно отделить идейных скинхедов от «скинхедов-хулиганов», участвующих в драках за вознаграждение или просто из интереса[126].
Определенную роль в росте численности скинхедов сыграли СМИ, которые в апреле 2002 г., опасаясь новых акций скинхедов ко дню рождения Гитлера, многократно обсуждали идеологию скинхедов и даже брали интервью у Иванова (Сухаревского) и Токмакова. Тем самым, последние получили долгожданную площадку для пропаганды своих неонацистских, расистских и антисемитских взглядов[127]. Сегодня уже не секрет, что широкое освещение журналистами деятельности скинхедов привлекало в их ряды новые отряды молодежи, особенно, провинциальной. Тарасов даже полагает, что само появление первых скинхедов в России было связано с принесенными СМИ знаниями о западных скинхедах[128]. Поэтому журналистам следовало бы прислушаться к рекомендации В. А. Тишкова и лишить радикальных политиков возможности широко рекламировать свои взгляды и действия в СМИ[129].
Примечания
Предыдущая |
Содержание |
Следующая