Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Тайна деревни Гомосеково

(история на канале «Культура»)

Марина Тимашева: А сейчас о том, как развивается национальное единение и согласие на историческом фронте. Как я понимаю, непредсказуемое прошлое очередной раз меняется на глазах при активном участии деятелей культуры.

Авесхан Македонский: Сначала ликвидировали «день 7 ноября, красный день календаря», альтернативный ноябрьский праздник готовили так спешно, что толком не согласовали старый и новый стиль: какое историческое событие отмечаем? Потом — торжественное перезахоронение генерала Деникина и публициста Ильина, за чем, по логике примирения, должно было следовать такое же перезахоронение того, с кем Деникин воевал — Троцкого, — но последовали-то, наоборот, административные шевеления вокруг мавзолея Ленина, как бы его убрать подальше. Следующая жертва примирения — поэт, написавший о Ленине:

«Застенчивый, простой и милый, // Он вроде сфинкса предо мной, // Я не пойму, какою силой // Сумел потрясть он шар земной? // Но он потряс… Шуми и вей! // Крути свирепей, непогода, // Смывай с несчастного народа // Позор острогов и церквей».

О поэте уже готова — аккурат к 7 ноября — мыльная опера, которая смоет кое-что другое. Все, что мы учили в школе. На самом-то деле Сергей Есенин был не тем, кем он был, думал не то, что писал, и умер не от того, от чего на самом деле. Вы меня только не выдавайте, но я вам заранее скажу по секрету — в порядке примирения, — что Есенина убили русофобы-большевики. Так же, как Тутанхамона и Роджера Экройда.

Марина Тимашева: Примирение получается несколько одностороннее, вроде раздела имущества в комедии «Свадьба в Малиновке». Но вряд ли нормальный человек станет изучать историю по сериалам.

А.М.: Правильно. И что бы ни сотворило семейное предприятие Безруковых с Есениным, им все равно не превзойти историков с ТВ-канала «Культура». Сформировался штамп: все, мол, телевидение тупое, кроме «Культуры». А ведь нормальные передачи и фильмы случаются на любом канале, особенно к трем часам ночи. Если же взять «Культуру», то там, как правило, хороши архивы, а все сколько-нибудь актуальное в прайм-тайм — такое же культурное, как и везде. В понедельник вечером нажимаю самую культурную кнопку, вижу группу завсегдатаев Останкина, рассуждающих о том, что народ гуманитарно невоспитан, потому что соответствующая литература печатается мало и до провинции не доходит. А следующая за этой дискуссией телепередача как раз и показала пример высокой гуманитарной учености. Под вывеской «Премьера русского абсурда» появляется вальяжный господин с бородкой, этакий чеховский интеллигент. Или горьковский из «Дачников». И рассказывает историю Первой русской революции, столетие которой приходится как раз на 2005 г. Центральная героическая фигура, вокруг которой строится повествование — великий князь Сергей Александрович Романов, многолетний московский генерал-губернатор и командующий военным округом. Оказывается, еще в 1896 г. к коронации племянника — Николая II — под его руководством была проделана «огромная подготовительная работа». А случившаяся потом «трагедия» стала «поводом» для дискредитации властей.

Марина Тимашева: Имеется в виду знаменитая Ходынка? Напомните, что там случилось на самом деле.

А.М.: Официально 1389 убитых. Позвольте, я отвлекусь от телевизора и процитирую очевидца. Не революционера, а одного из Романовых, великого князя Александра Михайловича:

«Раздача подарков народу должна была иметь место в 11 час. утра… Все увеличивавшиеся толпы московского люда собрались в узких улицах… — “Ради Бога, осторожнее, — кричал командовавший офицер, — там ямы!” Его жест был принят за приглашение. Вряд ли кто из присутствовавших знал, что Ходынское поле было местом учения саперного батальона. Те, кто были впереди, поняли свою роковую ошибку, но нужен был целый корпус, чтобы остановить этот безумный поток людей. Все они попадали в ямы, друг на друга, женщины, прижимая к груди детей… В три часа дня мы поехали на Ходынку. По дороге нас встречали возы, нагруженные трупами… Вечером император Николай II присутствовал на большом балу, данном французским посланником. Сияющая улыбка на лице великого князя Сергея заставляла иностранцев высказывать предположения, что Романовы лишились рассудка».

Цитата из источника. А по телевизору тем временем рассказывают, что Сергей Александрович был достойным и глубоко верующим человеком. Только вот своих детей у великого князя не было, «очевидно, здесь кроется какая-то тайна великокняжеской семьи». Мы, дескать, этого касаться не будем и другим не советуем.

Как в старом анекдоте: «Почему ваша деревня называется Гомосеково? — Не знаю, очевидно, здесь кроется какая-то тайна. Сейчас спрошу у жены…»

Тайна открывается набором в поисковой системе имени великого князя. Его достойный образ украшает две категории сайтов: клерикально-монархические и еще кое-какие (ни один атеист не додумался бы их так повенчать). Про генерал-губернатора в первопрестольной даже сложили поговорку: «Москва стоит на семи холмах и на одном бугре». Поясняю: жаргон начала века отличался от нынешнего, и то, про что сейчас говорят «геи» или «голубые», называли «бугорством».

Марина Тимашева: Но это уже, наверное, личное дело великого князя и его жены.

А.М.: Да, как говорится, «мы его уважаем не только за это». Хотя с точки зрения молодых военных, подчиненных по службе таким «глубоко верующим», дело не совсем личное, правда? А главное — простите, какими еще свершениями прославился генерал-губернатор? За что еще его уважать? Если не за Ходынку — так что, за выселение евреев? Наш просветитель из ящика касается этого вскользь, опять же — мелкий «повод», поэтому обращусь к материалам научной конференции «Великий князь Сергий Александрович (1857–1905) в истории русского государства и культуры». Кроме шуток, случилась у нас в этом году еще и такая.

«Одной из многих мер по наведению законности стало распоряжение по борьбе с “нелегальной иммиграцией”. К 90-м годам Москва оказалась наводнена лицами, не имеющими законных прав на проживание. Значительную часть составляли евреи из черты оседлости, много лет свободно проживавшие в Москве. Для выявления и выдворения их на родину властями были изданы специальные распоряжения, создан фонд для поощрения дворников… За каждого выявленного еврея дворник получал в полиции 3 рубля. Энергичные меры руководства города по наведению в нем порядка поощрялись Сергеем Александровичем, а люди, их проводившие, чувствовали неизменную поддержку Великого князя» [1].

Марина Тимашева: Что мешает прямо обсуждать эти темы: вроде бы для современного телевидения ни антисемитизм, ни гомосексуализм — не наказуемы и не запретны?

А.М.: Возникают неудобные вопросы. Например: первая попытка покушения на великого князя. Дети в его карете: из-за них Иван Каляев отказался от покушения (кстати, вот принципиальное отличие эсеровских террористов от нынешних басаевских). Чьи это мальчик и девочка, если своих у Сергея не было? Ага, опального брата Павла. Вина Павла перед страной и религией состояла в том, что он, вдовец, вступил во второй брак — не в блуд, поясняю, а в брак — с неподходящей по званию женщиной. За это страшное преступление его выслали, а детей наш святой царь передал на воспитание — кому? Высоконравственному Сергею. Слушайте, может, мы кого-то не того канонизировали?

Кроме этих светлых личностей — что еще телезрителям надо знать о революции 1905 г.?

Что революция — смертельная схватка «подпольной России» с «легальной». Понимаете? Подполье — это университетские профессора и актеры Художественного театра, граф Толстой, доктор Вересаев и пролетарий Максим Горький, Союз инженеров, в общем, все, кому не нравилось вот такое правление Романовых. Зато черносотенный деградант по три рубля, поджидавший за углом с кастетом студента, желательно нерусской наружности и одетого побогаче, чтоб была прибавка к полицейскому гонорару — этот предшественник скинхедов, оказывается, опора легального правопорядка. И вообще, «абсурд — основное содержание русской революции».

Господи, сказали бы сразу: абсурд — основное содержание русской истории. И знать-то ее зачем, если все равно абсурд? А на десерт — дежурные рассуждения об ответственности интеллигенции. Не поддержали поэты и писатели Сергея Александровича в его заботах «по наведению порядка» и религиозной нравственности. Хотя, признает телеведущий, была и другая, более сознательная интеллигенция. Василий Розанов, например.

По-моему, канал «Культура» явил России третью (утерянную) часть бессмертного произведения Ильфа и Петрова. Как «Союз меча и орала», придя к власти, занялся историческим просвещением населения.

Марина Тимашева: Не смешно. Насколько я помню, Розанова из-за его выступлений по делу Бейлиса подвергли бойкоту, даже из Религиозно-философского общества погнали. У настоящих интеллигентов был нравственный иммунитет…

А.М.: Да, а нынешним все божья роса — Розанов, Проханов, «Месяц в Дахау», «Брат-2» с «Полумглой», вплоть до памятника группенфюреру фон Паннвицу у метро «Сокол». Тоже ведь с большевизмом боролся. Спорить тут не о чем, люди, как правило, читали те же книги, что и я, просто выполняют заказ той части номенклатурно-финансовой олигархии, которой душевно близок великий князь Сергей. Опять же, хозяин — барин.

Здесь юный лимоновец злорадно предсказал бы им общую судьбу.

Но мы-то не лимоновцы. История учит, в частности, тому, что разваливающийся социальный организм потом падает на головы не только виновным, но и всем остальным гражданам. Поэтому примирение было бы и впрямь наилучшим выходом. Чтоб наша элита пришла в норму, как викинги, которые осели на землю и стали из грабителей нормальными для своего времени феодалами. И я понимаю правительство, когда оно ищет объединяющую идею. Но ищут не там. Белые ведь потому и проиграли, что идеология, которую — с вариациями — разделяли Николай и Сергей Романовы, Победоносцев, Распутин, Иоанн Кронштадтский, Иван Ильин и пр., — она была полнейшим анахронизмом еще в начале века. Продукт эксгумации вряд ли окажется жизнеспособнее. Да и нужно ли стране, которая может гордиться первопроходцами космоса и победителями 1945 г., разнообразить свой пантеон организаторами Ходынки?

Озвучено И. Смирновым в программе «Поверх барьеров. Российский час» радио «Свобода» 03.11.2005.


Примечания

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017