Авесхан Македонский
|
Авесхан Македонский - народный эксперт. Публиковался в газете «Первое сентября» вместе с Ильёй Смирновым.
|
|
ГОСТ на погост
|
Авесхан Македонский
|
«Я просто воспроизведу с сайта минобрнауки.рф фрагмент этого самого стандарта по своей специальности, “общественные науки”.<…>Скажите на милость, если школьники якобы и так ужасно “перегружены” — зачем “интегрировать”, то есть высасывать из пальца новые предметы? Почему о месте России в мире нельзя рассказать на уроках истории и географии? Именно затем. Чтобы не знали ни истории, ни географии, ни места России в мире».
|
24 ноября 2013
|
Не корысти ради
|
Авесхан Македонский
|
«В работе, посвященной мотивациям и идеалам, нет идеалов как таковых, нет пользы и вреда, добра и зла, справедливости и несправедливости, — “что касается нашей модели, правильный менеджмент стремится к тому, чтобы работники стали мотивированными инсайдерами, а не отчужденными аутсайдерами”, вне зависимости от того, чем занимается контора: спасением больных детей или, например, ростовщичеством. Важно другое. То, что “инсайдер готов работать больше за меньшую зарплату. Когда разница в зарплате достаточно велика, компании выгодно инвестировать в изменение идентичности работников”. То есть новая экономическая наука сводится к технологиям по манипулированию людьми».
|
24 ноября 2013
|
Кочерга за здравие
|
Авесхан Македонский
|
«Задача пособия — утвердить в сознании подрастающего поколения, что никаких сект не существует в принципе. <…> На самом же деле не может быть никакой науки о человеке, отстраненной от человеческой морали. Разница между нормальной религией и тоталитарной сектой существует объективно. Это не оценочное суждение, а факт».
|
24 ноября 2013
|
Повседневность МГУ
|
Авесхан Македонский
|
«Еще не могу не отметить замечательный язык, которым эти проблемы культуры излагаются подрастающему поколению. А если подводить итоги, то молодежи, которая не застала повседневную жизнь не только при Александре III, но и при Леониде Ильиче Брежневе, на приобретение этого учебного пособия лучше денег не тратить».
|
24 ноября 2013
|
Регрессанс. Новейшая история российского образования
|
Авесхан Македонский
|
«Скоро уже 20 лет, как с российским образованием что-то происходит.
Некоторые называют это “реформами”. Другие возражают: слово “реформы” подразумевает нечто полезное (хотя бы в проекте). Мы же не говорим, что Гришка Распутин был религиозным реформатором.
Чтобы разобраться в этом вопросе, А.Г. Македонский обозревал и систематизировал все то новое, оригинальное и продвинутое, чем обогатились за два десятилетия юные россияне, а также самые полезные методические разработки для учителей плюс достижения научно-теоретической мысли, которой сверху прикрывается эта деби… простите, модернизация».
|
4 октября 2012
|
«Равноправное партнерство» с собственной психикой
|
Авесхан Македонский
|
«С 2000 г. вокруг разлинованных бумажек для игры в крестики сформировалась целая отрасль. Если вы заглянете в отдел учебников книжного магазина, то увидите, что пособий по игре в крестики уже больше, чем по любой научной дисциплине. Открываешь и читаешь на первой же странице предисловия: “Как указала известный специалист по организации ЕГЭ такая-то…” Понимаете, это уже отдельная наука, в которой можно быть “известным специалистом”.
Но ведь она действительно отдельная. Потому что обычный физик, тем более историк ни за что не додумается до некоторых вопросов ЕГЭ, не говоря уже о том, чтобы на них ответить».
|
4 октября 2012
|
Новый словарь Фимочки Собак
|
Авесхан Македонский
|
Ну что ж, попробую выполнить за работников гуманитарного “дискурса” их работу. Перевести их лингвистические изыски на русский язык. Вы вспомнили словарик Эллочки. У Эллочки есть подруга, культурная девушка Фима Собак, которая не довольствуется короткими и емкими выражениями: “тренд”, “бренд”, “культовый парниша”, предпочитая слова длинные, ученые и, как Вы справедливо заметили, “инновационные”. Только что по телевизору порадовали: какие-то фармацевты выпустили “инновационное” лекарство. Хотя в русском языке давно существовали слова “новый”, “новинка”, “новация”».
|
4 октября 2012
|
Книга «Вера. Этнос. Нация» — настоящая культурная революция
|
Авесхан Македонский
|
«Я не отрицаю огульно всю социологию, как секта поклонников Р. Докинза отрицает христианство. Есть проблемы современного общества, которые как раз и призвана изучать эта дисциплина — социология, — и есть отдельные добросовестные исследователи, которые пытаются изучать.
Но. Если любой провокатор с улицы может прийти в академическое учреждение и стать там полноправным соавтором докторов наук, то никаких критериев профессии вообще не существует. А существует ли в таком случае сама эта профессия? И на что расходуются бюджетные деньги? Может быть, правильнее было бы потратить их на повышение зарплаты нянечкам в больницах».
|
4 октября 2012
|
Посмеемся над историей России
|
Авесхан Македонский
|
«Перед нами “академический школьный учебник”. В чем состояла суть этого “проекта”? В том, чтобы экспертизу учебников проводили не чиновники и не родственные им ООО, а высшая научная инстанция — РАН. Ну и еще РАО — Академия образования для кворума.
Сами понимаете, книгу я брал в руки с трепетом. Но когда начал читать, обнаружил формулировки, до боли знакомые. Лет 6 тому назад выходил учебник, правда, не для 6-го класса, а для 10-го, где тот же уважаемый автор излагал сенсационные подробности по части как самой истории, так и языкознания, культурологии, вплоть до палеонтологии».
|
4 октября 2012
|
А это, Петька, наука культурология…
|
Авесхан Македонский
|
«Как известно, так называемые “образовательные реформы” начинались с “гуманитаризации” — ну зачем человеку “постиндустриального общества” забивать голову такими оторванными от жизни предметами, как физика с математикой? — и на этой волне всплыла целая серия школьных учебников с фамилией “Гуревич” на обложках».
|
4 октября 2012
|
«Бригадир» Фонвизина и современное языкознание
|
Авесхан Македонский
|
«В последнее время гуманитарный, извините за выражение, “дискурс” обогатился множеством новых красивых слов, и мы попробуем разобраться, скрывается ли за ними какое-то новое содержание».
|
4 октября 2012
|
Угадайка в клеточку
|
Авесхан Македонский
|
«Для начала выражу искреннее восхищение титаническими усилиями, которые приложены к выполнению невыполнимой задачи. Формализовать то, что в принципе не поддается формализации, и запихнуть историю Отечества в одноклеточный формат. Знаете такое слово — “формат”? В шоу-бизнесе если что-то поднимается над уровнем плинтуса, интеллектуально или эстетически, — все, это уже “неформат”, на выброс.
Теперь посмотрим, как работает формат ЕГЭ. Начнем с заданий “с открытым ответом”, которыми разработчики очень гордятся, поскольку они вовсе не одноклеточные, а наоборот, поощряют творческое мышление».
|
3 октября 2012
|
Как не противопоказаны и куда совершенствуются…
|
Авесхан Македонский
|
«Вот передо мной пособие “ЕГЭ-2008”, самый последний пример — как не противопоказаны и куда совершенствуются. Действительно, во избежание неточностей и разночтений (трудно совместимых с машинной обработкой) единые экзаменаторы стараются примитивизировать задания просто до упора, до одноклеточного уровня. А что получается — судите сами. Только будьте внимательны к деталям, ведь малейшая оплошность превращает отличника в Незнайку».
|
3 октября 2012
|
Колода из королей
|
Авесхан Македонский
|
«То, что выпустило “Б.С.Г.-Пресс” — просвещение третьей, если не четвертой свежести. Примитивнейшая английская популяризация истории Германии, написанная при кайзере Вильгельме — и зачем-то переведенная в начале XXI в. на русский язык. Неужели нельзя заказать для детей нормальную книжку? Чтобы роль России в Семилетней войне была отражена мало-мальски объективно, а различия между народами заключались бы не в “свирепости, жестокости и храбрости” (с. 13), а в чем-то более существенном, например, в хозяйстве или в принадлежности к тем или иным языковым группам».
|
3 октября 2012
|
Нас не существует!
|
Авесхан Македонский
|
«Буквально из второго по счету задания следует, что человеческого общества не существует. Я серьезно. Смотрите. Вопрос: “Общество — это…” Вариант ответа: “…часть природы” отметен как неверный. Открываем Большой Энциклопедический Словарь. “Природа — в широком смысле все сущее, весь мир в многообразии его форм”. Из другого теста таким же нехитрым способом получается, что история — не наука, потому что наука “характеризуется применением методов экспериментальной проверки”, а как я могу экспериментально проверить Бородинскую битву? Войну Франции объявить?»
|
3 октября 2012
|
Тайна деревни Гомосеково
|
Авесхан Македонский
|
«Что бы ни сотворило семейное предприятие Безруковых с Есениным, им все равно не превзойти историков с ТВ-канала “Культура”. Сформировался штамп: все, мол, телевидение тупое, кроме “Культуры”. А ведь нормальные передачи и фильмы случаются на любом канале, особенно к трем часам ночи. Если же взять “Культуру”, то там, как правило, хороши архивы, а все сколько-нибудь актуальное в прайм-тайм — такое же культурное, как и везде».
|
3 октября 2012
|
С прямым умыслом
|
Авесхан Македонский
|
«Что такое тест? Формализованный вопрос, на который дается ответ тем самым нажатием клавиши: “да, да, нет, да”, потом машина выводит процент попаданий. Якобы объективную оценку. На тестах базируется ЕГЭ, Единый Экзамен, который призван был единым чохом определять способности будущих физиков, врачей и музыкантов, и только сопротивление ректоров притормозило этот кошмар. Сами подопытные сразу же отразили суть тестирования в анекдоте: “Как звали коня Александра Македонского? А — Буцефал; Б — Децибел; В — Задолбал”».
|
3 октября 2012
|
Сага о том, как славянин Рюрик и прочая челядь на чистом вологодском санскрите преподавали российскую историю
|
Авесхан Македонский
|
«...всякий раз, когда в высших эшелонах власти начинается игра в законодательные наперстки, в перекладывание государственных обязательств с федерального уровня на региональный, с регионального на местный и т.д., ставка делается именно на то, чтобы избиратель не понимал значения слов, которыми жонглируют политики. Учебник Сахарова — Буганова полезен уже тем, что вносит путаницу заблаговременно, со школьной скамьи».
|
3 октября 2012
|
Глянцевые исихасты
|
Авесхан Македонский
|
«Основное содержание книги — политическая пропаганда. Статьи из пожелтевших номеров журнала “Агитатор” отражаются в зеркале таким образом, чтобы вчерашние черти стали ангелами, а ангелы — чертями... <...> Антисоветская пропаганда в духе “Союза меча и орала” перемежается теоретическими изысканиями, на первый взгляд почти неотличимыми от науки. Внимательно прочитав пару абзацев, обращаешь внимание на то, что умные слова лишены какого бы то ни было конкретного смысла, а выводы берутся каждый раз с потолка».
|
3 октября 2012
|
Экзамен по «гуманитаризации»
|
Авесхан Македонский
|
«Представьте, что вы открываете пособие по биологии для поступающих в вузы и там напечатано (жирным шрифтом, для лучшего запоминания), что приобретенные признаки наследуются, и пырей при хорошем уходе превращается в овес.
Продолжать серьезные научные дискуссии почему-то не хочется.
Что же значат все остальные слова, а также их комбинации, сложенные в как бы осмысленные предложения?
Например: “Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека XXI века”. Неужели 20 лет назад в учебниках по научному коммунизму “духовному воспитанию личности” отводилась какая-то не особая роль?»
|
3 октября 2012
|
Джентельмены науки против менструаций
|
Авесхан Македонский
|
«Во вводной статье к первому номеру главный редактор Владимир Лаговской подчеркивает, что в научно-популярной журналистике он человек не случайный: «Мой отец, почти полвека работая главным редактором журнала “Наука и жизнь”…»
И вот — новый научно-популярный журнал, соединивший лучшие традиции «Науки и жизни» и “NewScientist” в 50-тысячном глянцевом тираже, отпечатанном в Финляндии.
Но прежде чем выложить за него деньги, имеет смысл ознакомиться с небольшой подборкой цитат из двух первых номеров. Обратите внимание не только на содержание, но и на язык, которым изъясняются новые русские “scientists”».
|
3 октября 2012
|
Биополе хана Мамая
|
Авесхан Македонский
|
«Установка на занимательность позволяет, во-первых, пересказывать источники, не утруждая себя проблемой их достоверности (“первые русские святые мученики Борис и Глеб”, с. 50), во-вторых, давать историческим деятелям совершенно произвольные характеристики (Андрей Курбский не был изменником Родины [с. 131], а Марфа Борецкая почему-то была [с. 122]), в-третьих… В-третьих, “весь секрет состоял в священной силе, или, по-теперешнему, в биополе родителей, способном заслонить неокрещенного маленького человека, уберечь от порчи, сглаза, недоброго колдовства” (с. 29)».
|
3 октября 2012
|
Трипольские викинги
|
Авесхан Македонский
|
«В чем же состоит “новизна” учебника? В том, чтобы реанимировать взгляды, отвергнутые современной наукой?
Разбирая “модернизированные” учебники, приходится уныло повторять авторам и издателям, что такое наука. Это не куча информации, а система знаний. Преподаватель должен ответить ученику (студенту, шестикласснику — каждому на его уровне) не только на вопросы “кто” и “когда”, но и на вопрос “почему”. История, “освобожденная” от объективных причин, закономерностей и прочих пережитков тоталитаризма, превращается в собрание более или менее (чем дальше, тем менее) достоверных побасенок.Главный порок всех трех рецензируемых книжек в том, что они ничего толком не объясняют».
|
3 октября 2012
|
Велесово пособие
|
Авесхан Македонский
|
«Предмет определяется через “осознание” его “кризиса”, при этом он “несводим” ни к одному из “подходов» к самому себе. А наука об этом предмете должна показать, “что такового не существует”.
Человек отсталый, изуродованный “тоталитаризмом”, не в состоянии освоить столь глубокую мудрость. Мучаясь комплексом неполноценности, он скажет: это, мол, вообще не наука, а словоблудие какое-то. Но в Министерстве образования работают люди не простые, а продвинутые. Они не только поняли, что означает все вышеприведенное, но и сумели сопоставить это с Государственным стандартом. Сопоставили — и решили: соответствует!»
|
3 октября 2012
|
Бенгальские методисты
|
Авесхан Македонский
|
«Чем больше читаешь книг, внедряющих в школу т.н. «цивилизационный подход», тем меньше желания соблюдать академическую политкорректность. И тем сильнее хочется назвать вещи своими именами.
От идейно близкого сочинения С.Т. и И.Г. Жуковских, для которого характерна легкость мысли необыкновенная, пособие А.Ю. Лабезниковой отличается тяжеловесной ученостью с претензиями на объективность».
|
3 октября 2012
|
Историопофигизм
|
Авесхан Македонский
|
«Хорошую книгу поддержали своими деньгами (через оффшор мистера Сороса) таиландцы и индонезийцы. Открываете первую же страницу — и сразу проникаете в суть. Оказывается, в плохой, устаревшей учебной литературе «события истории человечества упорно продолжают объясняться “объективными причинами”, абстрактными “законами истории”», причем «неважно, какими именно». Авторы пошли другим путем: «…решили сделать “осями” учебника исторические судьбы общественных идей и национальных стремлений».
|
3 октября 2012
|
Введение г-на де Журдена в храм Науки
|
Авесхан Македонский
|
«Изучая “кросс-культурную” науку, постоянно испытываешь радостное чувство открытия мира заново, сродни тому “духовно-нравственному” подъему, который испытал Журден, когда узнал, что “Николь, принеси мне туфли и ночной колпак» — это проза. <...> Но особенно умиляет то, как гармонично сочетается в учебнике Н.М. Лебедевой почвенная “духовность” — с либеральнейшей политкорректностью. Патриотизм патриотизмом, а западные гранты никто пока не отменял. Поэтому всерьез, как научная, излагается концепция т.н. культурного релятивизма: все культуры равноценны, нельзя сказать, что одна более развита, чем другая, любая оценка продиктована “этноцентризмом” самого исследователя и пр.».
|
3 октября 2012
|
Союз меча, орала. И телесериала
|
Авесхан Македонский
|
«Политический заказ выполняют и создатели “Империи под ударом” (ОРТ). Серия под названием “Великая княгиня” художественно воссоздает известный эпизод первой русской революции: убийство великого князя Сергея Александровича».
|
3 октября 2012
|
Адекватность соблюдена, прослеживается дальнейшая актуализация
|
Авесхан Македонский
|
«Существует ли вообще “методика преподавания” чего бы то ни было как самостоятельная дисциплина? Или есть несколько самых общих правил, которые легко выводятся из внутренней логики самого предмета, возрастной психологии и социального заказа, предъявляемого к образованию? Про Московскую Русь естественно рассказывать после Киевской, а не наоборот; 10-летний ребенок вряд ли разберется в теологических спорах по поводу Троицы или в структуре белка; крепостного крестьянина не стоит обучать фехтованию.
А нагромождаемая вокруг “ученость” вроде пяти определений понятия “метод” (с. 27–28) и трех аспектов понятия “прием” (с. 37) представляет собой чистую схоластику а-ля “политэкономия развитого социализма» или современная “культурология”».
|
3 октября 2012
|
Две трагедии: «12 стульев» и учебник А.П. Богданова
|
Авесхан Македонский
|
«А.П. Богданов смело вторгается с “широкой дороги исторической мудрости” в другие научные дисциплины. Он убедительно объясняет разделение языков: “Как гласит русская легенда, дети больше учатся от матери, поэтому язык индоевропейцев очень скоро разделился на наречия, языки, а потом и языковые группы” (с. 18). А вот чеканная формулировка, которая пригодится искусствоведам для определения жанров: “Мелодраму можно определить как столкновение правды и неправды. Трагедия — это столкновение между собой двух правд или двух неправд” (с. 265). Исходя из данного определения, “Мальчиш-Кибальчиш” — мелодрама, а “Двенадцать стульев” — трагедия».
|
3 октября 2012
|
Как нас исключили из дома терпимости
|
Авесхан Македонский
|
«Как у Башлачева: “По радио поют, что нет причины для тоски, И в этом её главная причина”. Так и здесь. Если из книги создается впечатление, что в Европе не было такой страны, как наша, - согласитесь, это имеет к нам прямое отношение».
|
12 июля 2009
|
Новости историографической мелиорации, или Сам себя не польешь — завянешь
|
Авесхан Македонский
|
«Политпублицист, пишущий под псевдонимом В. Суворов и, строго говоря, не имеющий отношения к исторической науке, особенно советской, упоминается около полусотни раз. Взгляды его подробно разбираются в двух разделах книги. Один из них персонально В. Суворову посвящен. Но центральная фигура советской исторической науки – все-таки не он, а… ни за что не догадаетесь кто! Пан директор. Он же редактор книги. Он же ректор РГГУ академик Ю.Н. Афанасьев».
|
2 июня 2009
|
Компьютерный учёт летучих крокодильчиков
|
Авесхан Македонский
|
«Да и каких интересах может идти речь, если на странице 44 пособия специально поставлен вопрос о функциях государства, и вариант ответа, в котором государство представляет “интересы определённого блока социальных сил” отброшен как неверный. Конечно, конечно. Либеральное государство в равной мере представляет интересы тех, о ком газета “Коммерсант” рассказывает на полосе “Светская жизнь” - и, например, школьных учителей».
|
1 сентября 2008
|
Политучеба для философов
|
Авесхан Македонский
|
«С высоты такой “конкретной” учености автор раздает характеристики деятелям истории и культуры: “культурный идиот” Луначарский, просто “идиот” (видимо, некультурный) Альенде, “кретин Мао Цзэдун”, “несчастный кретин” Эйзенштейн, “урод” Сукарно — президент Индонезии. “Старик” Блок тоже что-то делал “идиотски”. Очередной вопрос для ЕГЭ по философии. Помните, во сколько лет этот “старик” умер?»
|
24 июня 2008
|
«Чернокожий четвероногий раб»
|
Авесхан Македонский
|
«Не будем гадать, кто так замечательно переводил: компьютерная программа, уборщица в свободное от основной работы время или чей-то сын — третьеклассник, важно другое, что эта ювелирная работа была проведена при поддержке — цитирую выходные данные — “Федерального агентства по культуре и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы “Культура России”, а также Национального центра книги и Министерства культуры Франции. И уже удостоена вполне доброжелательного отзыва в “Литературной газете”».
|
5 апреля 2008
|
Имагофилология
|
Авесхан Македонский
|
«Намерение всерьез поосмыслять исторический опыт человечества заявлено уже в названии книги. А во введении сформулирован принцип подхода. “В 90-х годах минувшего столетия особую популярность в гуманитарных науках снискала имагология – направление, исследующее отношение к действительности как к некоему образному тексту, когда сам образ понимается не только как элемент, часть и даже способ изучаемого текста, но и как общее представление о мире, странах, городах, их обитателях и т.д.”»
|
9 февраля 2008
|
Цивилизационный провал
|
Авесхан Македонский
|
«Очередное достижение “образовательных реформ” только замаскировано под учебник истории (и замаскировано очень небрежно). А на самом деле относится совсем к другому жанру. И по стилю, и по уровню аргументации это политический агитпроп.
Гриф Министерства образования и науки РФ на листовке объёмом в 450 страниц — не оплошность, не невежество и не коррупция, а большая серьёзная политика».
|
23 июня 2007
|
Инфантилизм как диагноз
|
Авесхан Македонский
|
«Столь же полезны медицинские рекомендации, связанные со школьными письменными принадлежностями. Внимание! Некоторые – “небрендированные” - могут быть небезопасны для здоровья! А полезны для здоровья “брендированные”, от фирмы БИК»
|
14 ноября 2006
|
Автобус ушел в Орду
|
Авесхан Македонский
|
«В.В.Кожинов не какой-нибудь недоросль, раздающий у метро листовки РНЕ со свастикой, - известный литературовед. Работал над “Историей Руси” 15 лет. И что же остается от его трудов, если отжать воду? Масоны. Иудейские заговоры. Подсчеты, у кого из исторических деятелей была двоюродная теща - еврейка. Тошнотворные оправдания сталинских зверств 1937 года...»
|
8 ноября 2006
|
«Трагедия Горбачева» и комедия ЕГЭ
|
Авесхан Македонский
|
«…Наконец, задания “категории С” — “с развёрнутым письменным ответом”. О чем? Например: “Каковы итоги индустриализации?” Или: “Какое общество было построено в СССР к концу 1930-х гг.? Сопоставьте различные оценки и изложите своё мнение”. Извините, но это сочинение по истории. А даётся на него не 4 часа, а, согласно тому же пособию, 12–15 минут, причём человеку, который ещё не отошёл от игры в крестики — нолики. Тут нужно не среднее образование, а истфак плюс ещё литинститут. И нервы разведчика».
|
28 октября 2006
|
Школа юного неандертальца
|
Авесхан Македонский
|
«По мнению ученых, неандертальцы - обособившаяся раса людей, в организмах которых хронически не хватало витамина D, должно быть, по причине сурового климата: Неандертальцы жили в пещерах вблизи громадной ледовой шапки, покрывавшей Землю, и часто переносили заболевания рахитом и артритом, приводившим к характерным изменениям скелета».
|
5 июля 2005
|
Непроезжая дорога из Стамбула в Нью-Йорк
|
Авесхан Македонский
|
«Рассуждения о том, как “евразийская Россия” фатально несовместима с соседними странами, подпираются двумя, с позволения сказать, аргументами: 1. “Нет нужды доказывать”; 2. Ссылка на некоего вневременного иностранца и столь же анонимного “русского человека за границей”. Убедительно, не правда ли? Можно подумать, русскому крепостному не казались иностранцами его господа, говорившие по-французски лучше, чем на родном языке».
|
3 марта 2005
|
Как Вовочка изучал на уроке женские ножки
|
Авесхан Македонский
|
Это не новый анекдот. Это рецензия на очередное учебное пособие - Сизов А.Н., Хриптович В.А. «Модульный курс профилактики курения». – М.: Вако, 2004.
|
2 сентября 2004
|
Ося, Киса и Тихон были тут
|
Авесхан Македонский
|
«После “реформы учебного книгоиздания” (см. о ней: Бюллетень Счетной палаты РФ № 10 (46)/2001) писать рецензии на учебники стало не просто, а очень просто. Берешь книжку с грифом “рекомендовано Министерством образования”, переписываешь абзац за абзацем, от себя не добавляя ни слова, – и получается фельетон».
|
13 января 2004
|
Книга о вкусном и здоровом питании воздухом
|
Авесхан Македонский
|
«Выскажу неполиткорректную мысль: по-моему, в нынешней общественной ситуации наименьшим злом был бы факультатив по “Закону Божьему” (без эвфемизмов), чтобы преподавал его нормальный священник в рясе, и все – родители и дети – понимали бы, что занятие это церковное, отвечает за него соответствующая конфессия, и не путали божий дар с яичницей, а “священную историю” с той историей, которой занимались В.О. Ключевский и А.А. Зимин».
|
13 января 2004
|
Смесь американского с охотнорядским, или High tech, low sense
|
Авесхан Македонский
|
«С середины 90-х годов вышли десятки подобных учебников на бумаге. От перемены носителя содержание не меняется. Учиться по ним нельзя, потому что человек, который историю не знает, вряд ли в состоянии заранее предугадать, в каком параграфе ему скажут правду, а в каком: как бы это сформулировать дипломатичнее? – введут в некоторое заблуждение. А человек, который историю знает, найдет себе другое чтение. И другие компьютерные игры».
|
22 сентября 2003
|
Все науки в одном наперстке
|
Авесхан Македонский
|
«Лет 20 назад тогдашним конъюнктурщикам были “житейски весьма полезны” ссылки на К. Маркса – по поводу и без. Сегодня о Марксе рассуждают в публицистической манере мадам Новодворской (с. 323), а освободившееся место в красном углу занимает Бердяев. Можно предположить, что если бы власть захватили Хаттаб с Басаевым, авторитетом во всех науках немедленно стал бы Ибн Абд аль Ваххаб».
|
6 июля 2003
|
«Каким-то хазарам какой-то Олег...»
|
Авесхан Македонский
|
«А поскольку историю теперь положено “очеловечивать”, М.А. Врубеля и В.В. Маяковского приравняли к И.С. Глазунову, А.М. Шилову, М.А. Гельману (с. 365); П.А. Столыпина и Г.К. Жукова — к Б.Е. Немцову и С.В. Кириенко; героев битвы на Курской дуге — к героям битвы вокруг коробки из-под ксерокса. Это не учебник российской истории ХХ века. Это источник по российской истории первых лет века ХХI».
|
15 мая 2003
|