Старости::2010::Октябрь
|
Историк Юрий Бахурин отвечает на вопрос «Была ли русская армия здорова до 1917 года?»
«В свете всего вышеизложенного какой ответ надлежит дать на вопрос поставленный в заглавии? Справедливо говорить если не о болезни, то об очевидных симптомах, поразивших русскую армию уже в первый год Великой войны — поначалу незначительных, но с течением времени проявившихся в виде губительных факторов. Это объективно в отношении саморанений, как разновидности дезертирства, а так же братаний и пьянства в войсковой среде. К сожалению, современная наука до сих пребывает во власти мифологем, связывая данные в известной мере табуированные страницы военной истории России исключительно с революционным 1917-м г.». [Читать]
|
27 октября 2010
|
Как и почему Русская православная церковь при поддержке государства захватывает и уничтожает памятники российской религиозной и светской культуры? Ответ на этот вопрос дают искусствоведы, директора музеев и реставраторы в материале «Поп-культура»
«Людмила Максимова,
бывший директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника: В Духовской церкви, в строительстве которой предположительно принимал участие Яков Бухвостов (русский архитектор конца XVII — начала XVIII вв., создавший Успенский собор Рязанского кремля), все забелили. Даже включая изразцы, которые сравнительно редко использовались для украшения фасадов церквей — их отливал известный мастер Степан Полубес. Я спросила у священника: “Что же вы, батюшка, делаете?”. А он: “Наш храм должен быть как пасхальное яичко”. Так что после этого диалога я не удивилась, когда узнала, что произошло в одном из храмов в Николо-Чернеевском монастыре. При реставрации там были вскрыты фрески, и по приказу нашего нынешнего архиепископа Павла их срубили». [Читать]
|
24 октября 2010
|
Критика теоретических манифестов создателя мир-системного подхода Иммануила Валлерстайна в рецензии Сергея Соловьёва «Мифы исторического капитализма»
«Валлерстайновская надстройка над теориями зависимости и периферийного капитализма (Р.Пребиша, Т. Дус Сантоса, Ф.Кардозу, А.Гундер-Франка, С.Амина и др.), а также над концепцией мироэкономик Фернана Броделя оказывается не только слишком умозрительной и легковесной, но и слишком идеологизированной наследием 1968 года, причем отнюдь не лучшей частью этого наследия. Особенно эта слабость заметна в прогнозах, которые Валлерстайн делает в конце книги». [Читать]
|
22 октября 2010
|
О том, как можно превратить биографию известного анархиста Нестора Махно в идеологическую фэнтези и «Похабный анекдот», пишет в рецензии на книги М. Веллера Александр Тарасов
«Зачем же Веллер все это придумал? Об этом нетрудно догадаться – перед ним была поставлена задача: сделать Махно ближе и понятнее мещанину и уголовнику. Он и делает: лесоповал, зеки, “рабочая зона”, стукачи, месть вертухаю. Написано специально для заключенного-малолетки, мечтающего прославиться “отрицаловом” и “анархией”. Дескать, ничего особенного в революционерах нет: свои они, урки, простые понятные парни… И такого вранья – целая книга. Чтобы всё разобрать, статьи не хватит, придется еще одну книгу писать». [Читать]
|
19 октября 2010
|
«Наш царь — убожество слепое» — подробный анализ и разоблачение Юрием Бахуриным фильма «Сорванный триумф» — очередной лживой поделки о правлении Николая II
«Итак, анализ фильма “Сорванный триумф” показал, что вместо изложения правды о последнем русском царе его создатели сняли псевдо-документальный фильм-сказку. Львиная доля содержащейся в нем информации совершенно не соответствует действительности. Относительно правдивые нюансы буквально тонут в нагромождениях полу-правды, и откровенной лжи. Особенно — и крайне неприятно — удивляет участие в фильме ряда видных ученых, религиозных и политических деятелей современной России, кои вместо объективных экспертных оценок делали заявления, в подавляющем большинстве своем расходящиеся с исторической действительностью». [Читать]
|
17 октября 2010
|
Какие интересы преследует правительство Индии, воюя со своими беднейшими гражданами? И что придаёт маоистам силы для борьбы? Арундати Рой выяснила это «В пути с товарищами»
«Силы, противостоящие друг другу в лесу, несоизмеримы и неравны практически во всём. С одной стороны, массовые полувоенные подразделения, имеющие за спиной финансовую мощь, поддержку СМИ и надменность формирующейся супердержавы.
С другой стороны — простые сельские жители, вооруженные традиционным оружием и опирающиеся на хорошо организованных и имеющих чёткую цель партизан-маоистов, обладающих ни с чем не сравнимой бурной историей вооружённого сопротивления». [Читать]
|
11 октября 2010
|
Колчаковский режим вызывал ужас и омерзение далеко не только у большевиков. Об этом свидетельствует в известном письме видный эсер, член Учредительного Собрания Дмитрий Раков
«В тюрьме воцарился неописуемый ужас. Начались самоубийства, массовые отравления заложников. Усмирение Розанов повел “японским” способом. Захваченное у большевиков селение подвергалось грабежу, мужское население или выпарывалось поголовно или расстреливалось; не щадили ни стариков, ни женщин. Наиболее подозрительные по большевизму селения просто сжигались». [Читать]
|
9 октября 2010
|
Недавнее обсуждение фильма Владимира Хотиненко «Поп» представителями православного клира выявило откровенно правые (по сути профашистские) взгляды Русской православной церкви на историю Великой Отечественной войны. Будет ли генерал Власов причислен к лику святых? Читайте комментарий «Скепсиса» и рецензию на фильм кинокритика Михаила Трофименкова
«Любой разговор о “Попе” Владимира Хотиненко предваряют камлания о “неоднозначности” проиллюстрированной фильмом исторической коллизии, “нравственном выборе” героя, угодившего между “большевистским молотом” и “нацистской наковальней”. Ради бога, что тут “неоднозначного”»? [Читать]
|
3 октября 2010
|
30 сентября скоропостижно ушел из жизни профессор Юрий Алексеевич Муравьёв
Вчера, 30 сентября, на 72-м году жизни скоропостижно скончался профессор Юрий Алексеевич Муравьёв.
Человек, без которого не было бы «Скепсиса». Наш Учитель, который многих из нас вырвал из интеллектуального болота безвременья 90-х и 2000-х.
Юрий Алексеевич был нонконформистом, не вписывался ни в какие рамки, с ним почти всегда тяжело уживалось (или не уживалось вовсе) начальство, но к нему всегда тянулись студенты. Он был непростым человеком – но очень ярким, живым, переполненным идеями, которыми щедро делился с учениками, но которые до обидного мало успел воплотить в книгах. Теперь — это наше дело, дело его учеников, которым не скоро удастся заговорить о нем в прошедшем времени.
Редакция «Скепсиса»
|
1 октября 2010
|