1 февраля 1920 г., когда войска генерала Войцеховского. готовились штурмовать
восставший Иркутск, харбинский «Вестник Маньчжурии» поместил интервью с «идеологическим столпом» колчаковщины
Н. Устряловым. Оно звучало как надгробное слово всему «белому делу». «И вот финал,— говорил Устрялов.— Пусть
еще ведется, догорая, борьба, но не будем малодушны, скажем открыто и прямо: по существу ее исход уже
предрешен. Мы побеждены, и побеждены в масштабе всероссийском, а не местном только» [1].
Страшный след протянулся за разгромленной колчаковщиной. Десятки тысяч убитых, умерших от тифа,
искалеченных, обездоленных. Более 20 тыс. разрушенных и сгоревших зданий, сотни взорванных мостов, вокзалов,
водонапорных башен. Более 70 % всех имевшихся паровозов выведены из строя, добыча каменного угля сократилась в
два раза. Около 60 тыс. крестьянских хозяйств уничтожены. И это лишь самые приблизительные подсчеты [2].
А впереди еще был эпилог истории «колчакии», полный драматических событий и упорной, напряженной борьбы,
приносившей новые жертвы.
Разбитые колчаковские войска, сумевшие уйти за Байкал (каппелевцы) и ранее находившиеся там (1-й
Забайкальский корпус — семеновцы), объявили о своем подчинении Г. Семенову, перед «отречением» назначенному
Колчаком главнокомандующим в Восточной Сибири. В середине января 1920 г. в Чите Семенов учредил «правительство
Восточной окраины» во главе с кадетом С. А. Таскиным. Японские интервенты оказывали «главкому» и его
правительству полную поддержку.
Создавалась ситуация, в которой выход наступавшей Красной Армии к Байкалу мог привести к прямому конфликту
с империалистической Японией. К этому Советская республика не была готова. В. И. Ленин в телеграмме решительно
требовал «бешено изругать» сторонников действий, втягивающих в столкновение с Японией, и немедленного
перебрасывания крупных сил за Байкал, ибо считал преступным движение на восток при опасности, что «Деникин
оживет и поляки ударят» [3]. /262/
В целях предотвращения такого столкновения, ослабления натиска Японии на Дальний Восток и более
эффективного использования межимпериалистических противоречий в этом районе (прежде всего между Японией и США)
решено было создать буферное государство — Дальневосточную республику (ДВР). Она должна была стать прочным
оплотом Советской России на Дальнем Востоке, постепенно подготовив их полное объединение [4].
Главным препятствием к этому была так называемая «читинская пробка» — семеновщина и ее японские хозяева,—
закрывавшая путь в Амурскую и Приморскую области, где шла борьба за Советскую власть. Но в ноябре 1920 г.
Народно-революционная армия ДВР и партизанские отряды ликвидировали «читинскую пробку»; остатки семеновских
банд бежали в Маньчжурию. Борьба за создание ДВР успешно завершилась [5].
Но на южных границах РСФСР и ДВР, начиная от Средней Азии и до Приморья, бывшие колчаковские генералы и
атаманы не намеревались складывать оружие.
Еще в конце 1919 г. остатки оренбургской армии атамана Дутова пробились в Семиречье. Здесь из них был
сформирован оренбургский отряд (полковника Бакича), вошедший в состав так называемой отдельной семиреченской
армии атамана Анненкова. Дутов же объявил себя военным губернатором Семиречья. Однако весной 1920 г.
анненковцы и дутовцы вынуждены были уйти в Северный Китай. Дутов обосновался в городе Суйдине и к концу 1920 —
началу 1921 г. стал предпринимать попытки объединения всех доступных ему антисоветских сил: русских
белогвардейцев, интернированных китайскими властями, среднеазиатских басмачей и др. Но в результате
проведенной чекистами операции в феврале 1921 г. Дутов погиб. Его «отдельная оренбургская армия» рассеялась;
лишь сравнительно небольшой отряд А. Бакича продолжал бандитские действия в этом районе [6].
«Отдельная семиреченская армия» Анненкова в начале 1920г. также вынуждена была отойти к китайской границе,
в Алатау, а затем в Западный Китай. У города Кульджи анненковцы разбили лагерь, названный ими «Веселый»: в нем
шли почти беспробудные пьяные оргии. В начале 1921г. китайские власти разоружили анненковцев, а сам атаман
попал в тюрьму. Через три года он был выпущен, оказался на советской территории и в 1927 г. за совершенные им
злодеяния приговорен к расстрелу [7].
/263/
Уральский белоказачий отряд под командованием генерала Толстова в июне 1920 г. ушел в Персию и Месопотамию
и, как писал историк разбитых колчаковских войск И. Серебренников, «рассеялся по белу свету» [8]. Отряд, состоявший из иркутских белоказаков и
находившийся под командованием полковника Казагранди, перешел на территорию Монголии, а в начале 1921 г.
влился в «армию» барона Унгерна, который в своих бредовых мечтах видел себя главой некоей «Срединной Азиатской
империи», наподобие империи Чингисхана. Тесно связанный с монгольскими феодалами и китайскими реакционными
генералами, весной 1921 г. Унгерн отдал приказ о боевых действиях против Красной Армии на фронте от Маньчжурии
до Туркестана. Вместе с ним должны были действовать бандитские отряды атаманов Семенова, Бакича, Кайгородова и
др. Но в августе 1921 г. советские и монгольские войска разбили банду Унгерна; сам он попал в плен и в
сентябре по приговору суда понес единственно заслуженную им меру наказания — был расстрелян [9]. К концу 1921 г. на территории Тувы отряды Красной
Армии и местных партизан ликвидировали и банду Бакича. Сам он бежал в Монголию, но был пленен и передан
советским властям [10].
В Маньчжурии обосновались генерал Анатолий Пепеляев и атаман Г. Семенов, разгромленный под Читой. В Харбине
Пепеляев поначалу занимался «извозным промыслом», но это было лишь прикрытием подготовки к очередной авантюре.
В мае 1921 г. каппелевцы и семеновцы, опиравшиеся на японских интервентов, осуществили переворот во
Владивостоке. У власти оказалось «Временное приамурское правительство» во главе со Спиридоном Меркуловым. В
хватавшейся за любую соломинку белогвардейской среде Дальнего Востока и Европы вновь пробудились надежды.
Возник даже план переброски через «меркуловский мост» на Дальний Восток «блюстителя престола» Кирилла. Отсюда
во главе монархического движения он должен был двинуться дальше...
В конце декабря 1921 г. меркуловские банды сумели захватить Хабаровск и станцию Волочаевку, но в феврале
1922 г. Народно-революционная армия ДВР перешла в наступление и нанесла им ряд тяжелых ударов. Летом 1922 г.
белогвардейцы устранили «Временное приамурское правительство» и на созванном «земском соборе» избрали
правителем края черносотенного генерала М. К. Дитерихса, /264/ бывшего колчаковского главкома,
пресловутого организатора дружин «Святого креста» и «Зеленого знамени пророка». Свои войска Дитерихс называл
«земской ратью», а себя окрестил «воеводой» этой «рати». Главной целью он поставил восстановление власти
«помазанника божьего из дома Романовых».
Меркуловщина и дитерихсовщина оживили и бывших колчаковских генералов, прозябавших в Маньчжурии. Пепеляев,
в частности, навербовал 300 белых офицеров в «сибирскую дружину» и в сентябре 1922 г. направился на пароходе
из Владивостока в Якутию в расчете поднять там антисоветское восстание, которое затем должно было перекинуться
в Сибирь. Но авантюра провалилась уже в самом начале. Пепеляев был вынужден сдаться советским войскам. Его
судили, приговорили к расстрелу, но заменили этот приговор десятилетним заключением [11]. Недолго продержалась в Приморье власть «воеводы»
Дитерихса. Его «земская рать» и японские интервенты в октябре 1922 г. потерпели под Спасском жестокое
поражение. 25 октября Народно-революционная армия ДВР вступила во Владивосток. «Воевода» и остатки его
«земской рати» бежали в Китай. Эвакуировались и последние японские войска.
Буферная Дальневосточная республика выполнила свою военную и дипломатическую задачу, и в ноябре 1922 г.
Народное собрание ДВР вынесло решение о воссоединении Дальнего Востока с Советской Россией.
Разгромили атаманов,
Разогнали воевод
И на Тихом океане
Свой закончили поход...
Разгромленные колчаковщина, семеновщина, меркуловщина, дитерихсовщина составили ядро дальневосточной белой
эмиграции. Основная масса эмигрантов сосредоточилась в полосе отчуждения КВЖД и ее «столице» — Харбине.
Значительная часть расселилась также в Китае (Шанхай и другие города) [12].
Невозможно оценивать всю эту эмиграцию однозначно. Немало людей оказалось за рубежами родной страны не по
своей воле: холодные ветры гражданской войны и иностранной интервенции поднимали их с мест, бросали из края в
край, в чужие края.
Жизнь на чужбине оказалась неимоверно тяжелой. Это была в прямом смысле слова борьба за существование, за
/265/ кусок хлеба, сопровождавшаяся оскорблениями и унижениями.
Эмигрантский поэт Леонид Ещин передал беспросветный мрак эмигрантской жизни:
Матерь божия! Мне тридцать два.
Десять лет перехожим каликою
Я живу лишь едва-едва,
Не живу, а жизнь свою мыкаю...
Осознание полного краха «белого дела», понимание того, что Советская власть пользуется поддержкой
большинства народа, породило в среде эмиграции такое сложное явление, как сменовеховство [13]. Формально считается, что оно берет свое начало
от сборника «Смена вех», вышедшего в 1921 г. в Праге. Фактически же многие его идеи были сформулированы еще
раньше, а именно в политической атмосфере разгромленной колчаковщины. Н. Устрялов уже в начале 1920 г. «с
беспощадной несомненностью» констатировал, что жизнь отвергла путь вооруженной борьбы против революции «как
бесплодный, неудавшийся путь». Но если «большевизм,— писал Устрялов,— не удалось победить силой оружия в
гражданской войне, он будет эволюционно изживать себя в атмосфере гражданского мира... И наша очередная задача
способствовать этому процессу» [14].
Устрялов (как и некоторые другие идеологи сменовеховства), конечно, ошибался в своих прогнозах относительно
«перерождения» большевизма, но из его «теоретических» построений следовал практический призыв к возвращению в
СССР, к сотрудничеству с Советской властью, что объективно имело прогрессивное значение. Советская власть не
мстила тем, кто по разным причинам не сразу принял новую, социалистическую Россию. Многие тысячи участников
«белой борьбы» и их семьи вернулись на родину уже в 20-х годах в результате урегулирования советско-китайских
и советско-японских отношений.
Однако в большинстве своем белая эмиграция была продолжением белогвардейщины, по характеристике В. И.
Ленина, передвинувшейся за границу и при поддержке иностранного капитала развернувшей там борьбу против
Советской России. У эмиграции, говорил В. И. Ленин, «лозунг сейчас таков: борьба против большевиков какой
угодно ценой, во что бы то ни стало» [15].
На Дальнем Востоке бывшие колчаковцы, оказавшись /266/ на службе у японских и китайских милитаристов,
сколачивали белобандитские отряды, организовывали разного рода провокации и демонстрации против СССР [16] . Здесь мы вновь встречаемся с
именами генералов Ханжина и Дитерихса, которые в эмиграции возглавляли дальневосточный отдел «Российского
общевоинского союза» (РОВС) как новую форму существования белой армии в Европе и на Дальнем Востоке, генерала
Хорвата, вновь претендовавшего на роль главы всей дальневосточной эмиграции. Тут же подвизался и бывший атаман
Г. Семенов, который, ссылаясь на Колчака, объявил себя «правителем России» и пытался создать и возглавить
«единый антикоммунистический фронт» при поддержке империалистов Японии и Китая.
Но годы шли, и битые колчаковские генералы и атаманы либо уходили из жизни, либо все больше теряли свой
престиж даже в глазах белоэмигрантов. На политическую сцену выходила новая белоэмигрантская поросль,
воспитанная «стариками» в духе лютого антисоветизма и антибольшевизма, но искавшая «другие пути».
В Харбинском юридическом институте во второй половине 20-х годов читал лекции бывший колчаковский министр
Г. Гинс. В эмиграции он превратился в восторженного поклонника Муссолини. Среди его учеников особые «надежды»
подавали некий К. Родзаевский, бежавший в Маньчжурию из Благовещенска в 1925 г., сын колчаковского генерала М.
Матковский и др. Они в основном и положили начало так называемой «Русской фашистской партии» (РФП),
окончательно оформившейся на съезде в Харбине в 1931 г. После того как японцы вторглись в Маньчжурию, РФП
существовала на японские деньги.
Родзаевский и другие белоэмигрантские фашисты считали себя продолжателями «белого дела», но в
трансформированном, модернизированном виде. Свои взгляды они определяли как синтез уроков, извлеченных из
поражения «белого движения», опыта итальянского, немецкого и японского фашизма, исторического прошлого
самодержавной России и послереволюционной действительности. Их целью было восстановление монархии фашистского
типа, что находило свое выражение в эмблеме: двуглавый орел на фоне свастики. Достижение этой цели с помощью
Японии стало идеей фикс К. Родзаевского и его сторонников, в числе которых находился и бывший «финансовый
гений» /267/ Колчака «Ванька Каин» — Михайлов, служивший в японской военной миссии.
В конце 1933 г. Родзаевский выступил с инициативой объединения всех белоэмигрантских фашистских групп (на
Дальнем Востоке, в Европе и Америке). Инициатива была подхвачена, в частности, неким А. А. Вонсяцким, бывшим
врангелевцем, который весной 1933 г. основал в США «Всероссийскую фашистскую организацию»(ВФО). Весной 1934 г.
РФП К. Родзаевского и ВФО А. Вонсяцкого объединились в Харбине; возникла «Всероссийская фашистская партия»
(ВФП), председателем которой стал Вонсяцкий, а генеральным секретарем Родзаевский. После «харбинского
объединения» Вонсяцкий совершил турне по Европе с целью привлечь к ВФП тамошние белогвардейско-монархические и
белогвардейско-фашистские группировки. По некоторым зарубежным данным, в Германии он встречался с Гитлером,
Герингом, Розенбергом и другими фашистскими заправилами [17].
Но альянс двух белоэмигрантских «фюреров» продолжался недолго. Очень скоро они перегрызлись между собой; в
ссоре оказался замешанным и Семенов. Он жил в Дайрене и действовал через так называемый «Дальневосточный
казачий союз», «Бюро по делам русских эмигрантов» и другие белогвардейские организации. Семенов и его
подручные не желали уступать лидерства «молодым», к тому же, по их мнению, недостаточно почтительно
относившимся к «заветам белого дела».
Уже в конце 1934 г. в ВФП произошел раскол. Вонсяцкий с Родзаевским разошлись, но зато под давлением
японских властей произошло сближение Родзаевского с Семеновым. ВФП, в 1938 г. переименованная Родзаевским в
«Российский фашистский союз» (РФС), и формально, и фактически объединяла представителей старого «белого дела»
и вышедшего из него молодого белоэмигрантского фашизма. Обращаясь к эпохе гражданской войны, эти люди
разыскивали в «белом движении» истоки фашизма. Журналист Л. Арнольдов в книге, вышедшей в Шанхае в 1935 г.,
утверждал, что бывшему «верховному правителю» Колчаку должно принадлежать достойное место в ряду таких борцов
с большевизмом, как Муссолини, Гитлер, Хорти, Цанков и т. п.
Действуя под контролем и на деньги японцев, подручные Семенова, Родзаевского и других монархо-фашистов вели
активную антисоветскую пропаганду, организовывали /268/ слежку за русской эмиграцией в Маньчжурии,
рекрутировали шпионов и диверсантов, вербовали бело-бандитов для участия в японских военных провокациях и
нападениях на СССР, например в боях на Халхин-Голе [18]. Белоэмигрантские монархо-фашисты (Родзаевский, Семенов и др.) приветствовали нападение
Гитлера на Советский Союз. Родзаевский даже направил в Берлин телеграмму с предложением создать на захваченной
немцами территории «правительство», в состав которого рекомендовал себя, герцога Лейхтенбергского (он проживал
в Германии), своего представителя в Европе Б. Тедли и др. С нетерпением фашиствующая белогвардейщина ждала
нападения империалистической Японии на СССР.
Но блестящие победы Советской страны на фронтах Великой Отечественной войны вызывали рост патриотических
чувств, гордость за свою родину и в среде дальневосточной эмиграции. Тысячи русских людей приветствовали
советские войска, когда они, разгромив Квантунскую армию, вступили на территорию Маньчжурии. Многие из них
вернулись в СССР [19].
Вместе с японским милитаризмом прекратил свое существование и дальневосточный белоэмигрантский фашизм —
этот последний судорожный всплеск разгромленной в гражданской войне колчаковщины.