Сильвио Берлускони, икона европейских неолибералов, любимчик ультраправых и личный друг уходящего президента России, нанес пощечину итальянской представительной демократии. На пост председателя нижней палаты итальянского парламента — Палаты депутатов он протащил, пользуясь большинством голосов своего блока в палате, печально известного неофашистского политика Джанфранко Фини.
В прошлом Берлускони разве что позволял себе публичные высказывания в защиту Муссолини. Избрание Джанфранко Фини председателем Палаты депутатов — демонстративное оскорбление Итальянской республики как антифашистского государства. Муссолини мог бы считать себя отомщенным.
Возможно, у Берлускони не было особого выбора. Нынешняя его коалиция отличается от предыдущей явным сдвигом вправо. Если в прежнюю коалицию входили только две партии, которые могли быть смело названы неофашистскими, то теперь таких четыре. Да и у более умеренных участников коалиции консервативные крылья стали куда сильнее или, во всяком случае, заметно смелее и крикливее.
Конечно, Джанфранко Фини уже был в правительстве Берлускони министром иностранных дел. Но на министерском посту он вынужден был проводить согласованную политику, к тому же с оглядкой на Евросоюз, членом которого является Италия. Дело доходило до того, что во время визита в Израиль Фини посетил Яд-Вашем, где возложил венок и официально осудил фашизм за геноцид евреев. Это даже вызвало скандал в его партии «Национальный альянс». Хотя вряд ли в этом случае Фини пришлось себя насиловать: итальянский фашизм, в отличие от нацизма, антисемитизмом первоначально не отличался (преследование евреев в Италии началось исключительно под давлением Берлина), даже наоборот — режим Муссолини сотрудничал с сионистами-ревизионистами Жаботинского, вплоть до того, что в фашистской Италии были обучены и подготовлены все офицерские кадры будущего военно-морского флота Израиля.
Итальянский неофашизм имеет долгую историю того, что в специальной литературе называется «двубортным фашизмом». «Двубортный фашизм» — это тактика участия в многопартийной парламентской деятельности, тактика использования представительной демократии в целях пропаганды неофашистских идей и легального расширения социальной базы неофашистских партий. «Национальный альянс» — преемник неофашистской партии Итальянское социальное движение (ИСД), которое как раз и было пионером «двубортного фашизма». До того, как стать лидером «Национального альянса», Фини возглавлял ИСД, причем партийным вождем он стал с благословения «исторического лидера» ИСД Джорджо Альмиранте, олицетворявшего прямую связь Итальянского социального движения с партией Муссолини.
В 1995 году именно Фини соблазнил товарищей по партии идеей стать «еще более двубортными», чтобы не слишком дискредитировать коалицию Берлускони. При этом Фини объяснил, что берлускониевская идеология уже настолько приблизилась к доктрине ИСД, что есть прямой смысл отказаться в партийной риторике от ряда радикальных формулировок, безболезненно заменив их более умеренными, но не меняющими сути. Это даст возможность пользоваться для пропаганды идей партии медийной мегаимперией Берлускони, а также и государственными СМИ. Одновременно Фини призвал товарищей по партии не отрекаться от «исторического наследия», верность которому была продемонстрирована ими три года назад (в 1992 году ИСД во главе с Фини провела торжества, приуроченные к 70-летию похода Муссолини на Рим, — с черными рубашками, факельными шествиями, пением фашистского гимна и выкидыванием руки в легионерском салюте).
Союз Сильвио Берлускони и Джанфранко Фини — прямое доказательство того, что совсем не случайно и не по недоразумению термином «новые правые» оказались одновременно названы и неофашисты, и неолибералы. Первые шли «справа налево», вторые — «слева направо», причем шли очень недолго, и для того чтобы встретиться в точке «новые правые», и тем и другим пришлось сделать всего несколько шагов.
Можно считать, что события развиваются в правильном направлении: правые сбрасывают маски, перестают мимикрировать под «обычных либералов». Так что тем, кто за них голосовал, оправдываться будет все труднее.
4 мая 2008