Не ранее конца декабря 1919 г.
[Датируется по содержанию документа.]
Из материалов Красного Креста
Затрудняюсь сказать, когда начался погром, учиненный добровольцами. Собственно говоря, во все время пребывания деникинцев в Черкассах происходил перманентный погром. Налеты не прекращались ни на один день, они стали обычным явлением. То, что называют погромом, было произведено добровольческими частями при их отходе в декабре месяце.
В нижней части города, находящейся на берегу Днепра, именуемой «Старый базар», погром продолжался 6 недель. Этот период мало затрагивал верхнюю часть города, так называемый «центр». И лишь в последние две недели погром охватил все части города без исключения.
Шестинедельный погром на Старом базаре (Красная ул. и берег) происходил следующим образом.
Днем жизнь протекала довольно мирно и тихо. Люди торговали, покупали и продавали, вели свою обычную жизнь. Но с наступлением сумерек казаки начинали справлять свои оргии: группы казаков в 30—40 чел. оцепляли одну или несколько улиц и ходили из квартиры в квартиру и обирали евреев до последней нитки. При малейшем сопротивлении, а иногда и без всякого повода — казаки стреляли и убивали. За этот период насчитывается 15-20 жертв.
В центре, в верхней части города, переживали шульгиновскую «пытку страхом» [Имеется в виду понятие, введенное в оборот редактором «Киевлянина» В. Шульгиным для характеристики октябрьского погрома в г. Киеве (8—21 октября 1919 г.).]. Хотя там ничего не происходило, но все мужчины, в особенности молодые люди, прятались по ночам в погребах и на чердаках.
Вообще получилось впечатление, что начальство подарило казакам Старый базар на растерзание. Так продолжалось 6 недель подряд с середины ноября до конца декабря. В последние две недели декабря погром перекинулся и на центр. Дело в том, что все воинские части Добрармии из Гребенки отступили через Золотоношу-Черкассы-Бобринскую. Каждый день проходила новая воинская часть, и все они грабили и убивали поочередно. Особенно отличались своей погромной работой дроздовцы и чеченцы. Последние не пропускали буквально ни одного дома, где бы ни побывали.
Местное христианское население относилось в общем хорошо к евреям, давало им у себя приют, но при этом некоторые из них подчеркивали: «Ваши идут, вы нас будете спасать». Можно с уверенностью сказать, что три четверти еврейского населения находилось у соседей-христиан. Число жертв не более ста чел. Раненых несколько десятков. Изнасилованных очень много.
Все еврейское население осталось голое и босое, без всяких средств к существованию. Много домов и магазинов сгорело.
Чтобы охарактеризовать неимовернейшие пытки, которым подверглись жертвы, могу вам рассказать об одной изнасилованной девушке, искусанной своими мучителями с головы до ног. Я ее видел. От укусов все тело несчастной стало пухнуть. И она не одна.
Мне остается сказать еще несколько слов о территории завода, находящейся за городом, где живет много еврейских семейств, преимущественно заводских служащих. Директор завода, не еврей, впустил служащих-евреев в один из бараков завода. Туда собралось человек 200, среди них и глубокие старики, и старухи. Кто-то донес (не исключена возможность, что это сделал сам директор), и туда явились казаки. Они первым делом обобрали всех, находившихся там, и выгнали их в поле, скомандовали мужчинам отойти в одну сторону, а женщинам в другую. Потом начались издевательства. Стариков заставляли распевать еврейские песни и плясать. Старого резника 85 лет, бывшего среди мучеников, заставили поцеловать казацкую лошадь в определенное место.
ГА РФ. Ф. Р-1339. Оп. 1. Д. 438. Л. 79-79 об. Копия.
Предыдущая |
Содержание |
Следующая