Июнь 1921 г.
[Датируется по сопредельным документам.]
До первого погрома в Сквире жило до 30 тыс. человек — евреев и украинцев. Главный источник заработка большинства еврейского населения до войны составлял экспорт хлеба, леса и др. продуктов] за границу. Во время войны и революции экономическое положение большинства евреев ухудшилось в связи с монополизацией хлебной торговли. Во время революции руководящая роль среди украинцев принадлежала украинским с[оциалистам]-р[еволюционерам], а среди евреев — Объединенной еврейской социалистической] рабочей партии (СС и ЕС). С началом войны взаимоотношения между евреями и украинцами начали ухудшаться. Недоброжелательные отношения в начале революции становятся враждебными ко времени прихода немцев в Украину. Безразличное отношение крестьян к евреям во время гетмана, Деникина и поляков с каждым возвращением Советской власти становится враждебным. Революционная часть еврейского населения бросилась с симпатиями к украинскому национальному движению, а остальное население [относилось к нему] безразлично. Роль Просвит[1], украинских кооперативов и народных учителей в погромном движении большей частью резко отрицательная. Бандиты выступали под лозунгами: «Бей жидов, спасай Россию», «Долой коммунистов» и т.д. В южной части Сквирского уезда были известны бандит Щербанюк — быв[ший] волостной старшина, кулак; Тютюник и Железняк — бьш[ший] офицер старой русской армии. Они вырезали несколько сот евреев и уничтожили м. Новофастов, Борщаговка и Володарка. В северной части уезда были известны Морделе-вич — народный учитель, и Богатырский — личность его неизвестна. Их банды уничтожили м. Ходорков, Корнин.
23 октября 1917 г. толпа крестьян, приехавших на базар, устроила первый погром в городе (без жертв). Второй погром был в феврале 1919 г. устроен отступающими перед красными повстанцами петлюровскими частями (15 жертв). Вступившие красные части устроили третий погром без жертв, ограблены были все жители города. В июне 1919 г. Тютюник и Железняк, вытеснив красных, устроили четвертый погром, длившийся 10 дней. Было убито 56 чел., среди убитых было несколько членов самообороны, которые геройски сражались; все еврейское население ограблено. В сентябре 1919 г. петлюровская воинская часть — золотоношская группа — устроила пятый погром. За одну ночь было убито до 50 чел. В этот же месяц петлюровская воинекая часть, именовавшая себя потенковцами, устроила шестой погром с пятью жертвами. Седьмой погром: длился весь октябрь и ноябрь: все время махновцы грабили, терроризировали еврейское население (5 жертв). В декабре деникинцы устроили грандиозный погром, который длился две недели. Было убито 60 чел. и ранено 300 чел. Огромное числа женщин было изнасиловано, до 20 женщин обратилось за помощью к медицинскому персоналу. Все еврейские лавки разгромлены были, имущество вывезено, уничтожено или распродано среди местных крестьян. До десяти домов было сожжено. Во время и после этих погромов население разбежалось в Киев, Одессу и Белую Церковь, где им живется неважно. После погрома началась огромнейшая эпидемия, которая унесла до 30 жертв в день. В результате погромов еврейская масса ждет только удобного момента куда бы то ни было эмигрировать. Масса косна, равнодушна к общественным делам, сильно развит нездоровый национаз [Так в документе; следует читать «национализм».]. Самооборона начала существовать с четвертого погрома. В ее состав входят исключительно рабочие и ремесленники.
Интересно отметить личность одного сапожника во время защиты города от повстанческого отряда Тютюника: человек около 45 лет, имеющий семью в количестве 8 чел. Когда отряд был уже выбит из города и ему пришлось отступать в предместье, в отряде оказался недостаток в патронах, между тем в городе на складах их было большое количество. Было предложено охотникам отправиться в город за патронами, где уже были передовые части повстанцев. Вызвался этот сапожник отправиться в город, что им и было исполнено. Путь к складу ему лежал через его квартиру. Когда он прошел мимо квартиры и его заметила жена его, она выбежала к нему, бросилась ему на шею и стала умолять его бросить винтовку и вернуться домой к детям. Но он категорически отказался, оставил жену и ушел по назначению, добавив, что он в трудную минуту не может оставить товарищей. По дороге ему встретились повстанцы, но ему кое-как удалось вырваться от них. На обратном пути, нагруженный тысячами патронов, он был окружен повстанцами и возле своей квартиры ими и убит.
В бандах и в повстанческих отрядах Тютюника принимали участие 2-3 еврея, преимущественно жители сел; поведение их было не лучшее, чем участников-христиан.
ГА РФ. Ф. Р-1339. Оп. 1. Д. 433. Л. 41. Копия.
Предыдущая |
Содержание |
Следующая