После взятия Тамбова отрядом генерала Мамонтова началась паника в Козлове. Штаб поспешно эвакуировался, а вместо штаба пришли в Козлов два симбирских полка и полк коммунаров. Троцкий был до последнего дня и обещал, что Козлов не будет отдан, но, увы.... Три дня бомбардировали Козлов, и 23-го он пал. В 4 час. дня 23-го вошли озверелые казаки. Раздался звон колоколов и крики «ура», и под звон колоколов сейчас же начался погром, полный ужасов и еврейской трагедии. В то время, когда шла по улице торговля награбленного из отдела снабжения, здесь же лилась еврейская кровь и валялись трупы. По непроверенным слухам, были специальные дома, где угощали казаков водкой и их угощали [Так в документе.]. 24-го утром явились крестьяне из соседних деревень и грабили вместе с городской чернью. Участвовали также некоторые из интеллигентов, кулачества, но не все.
24-го утром к Мамонтову пошла депутация священников с просьбой о прекращении погрома. После долгих просьб погром прекратился в понедельник утром, но ловили на улицах евреев и арестовывали. Жертвой белого террора после погрома пали: 1) Гершунович, 2) Мел, 3) Рот (крещеный еврей).
Как оказалось потом, казачеству дается после взятия каждого города 24— 48 час. для расправы с евреями и коммунистами. При погроме нужно непременно спрятаться на 2—3 суток, необходимо.
Из 300 семейств имущество только 10-ти уцелело, а все остальные разгромлены. Имеются также [те], которые спасли часть имущества, но большей частью пострадали совсем, оставались на зиму в костюмах Адама. Я сам переживал 5-й погром, но такого не видел. Убитых 100—112 человек. Перед моим отъездом сюда [Имеется в виду: в Москву] мы похоронили 87 человек, а остальные разыскиваются.
Особенно пострадали убитыми беженцы и среди них [осталось] много сирот. Подробный список убитых я вышлю немедленно по приезде в Козлов, а пока в протоколе запишу тех, которых помню [Список убитых в погроме в г. Козлове в деле отсутствует.]. Ввиду того, что ограблен отдел снабжения, в Козлове обуви, одежды, белья, одеял нет, а потому прошу московскую общину иметь в виду все это. Перед нами страшная зима, холод. И у нас дороговизна ужасная. Мы все обречены на вымирание, если откажете мне в помощи.
Заканчивая свой доклад, я прошу очень принять все меры к прекращению погромов. Мы видим, что крики души помогают, ибо польские легионеры прекратили погром. В Одессе — Англия, в Киеве — французский штаб и Деникин. Нужно немедленно послать представителей, тем паче, что Винавер[2] в министерстве Деникина.
Если не будут приняты меры, то вы не уверены в том, что не станете жертвами в недалеком будущем.
Пошлите людей в Киев, Одессу и примите все меры к прекращению погрома.
Подробный доклад будет выслан из Козлова очень скоро.
И. Рудое
ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 24. Д. 17. Л. 17-17 об. Копия.
Предыдущая |
Содержание |
Следующая