В мой почтовый ящик попало письмо главного раввина России Берла Лазара, посвященное его визиту в Санкт-Петербург. Раввин сообщал, что принял участие в «торжественно-траурных мероприятиях, посвященных освобождению Ленинграда от фашистской блокады». Раввин также напоминал мне, что 27 января отмечается всемирный день памяти жертв Холокоста. Письмо заканчивалось словами: «Вечная память всем тем, кто погиб, освобождая Ленинград, вечная память всем евреям, погибшим от рук фашистов. Пусть их души покоятся с миром».
Встреча Гитлера и Антонеску октябрь 1941.
|
Берл Лазар — лицо официальное и приближенное к власть имущим. Наверное, в его обязанности входит оглашение подобных заявлений. В его обязанности входит также поддержание связей с разного рода политическими и общественными организациями. Нравятся раввину его обязанности. Он часто встречается с важными и не очень людьми, а тех кто понравился приглашает в свою официальную резиденцию — синагогу в Марьиной Роще.
Там посетил его глава Евразийского Союза молодежи (ЕСМ) Павел Зарифуллин. С Союзом и его материнской организацией — Международное евразийское движение, которую основал известный российский философ, политолог и аналитик Александр Гельевич Дугин у Лазара давние, крепкие, дружественные отношения. Когда-то представитель Лазара, другой раввин, по фамилии Шмулевич, даже сидел в правлении «Евразии».
На встрече с Зарифуллиным обсуждал раввин Лазар важную тему: фашизм в Европе Восточной и Западной поднимает голову. Вот как пишут о встрече на сайте ЕСМ:
«В ходе беседы раввин Лазар выразил глубокую озабоченность в связи с возрождением нацизма на Украине и в Прибалтике. Он рассказал о присуждении награды героя Украины палачу СС Шухевичу. Главный раввин подчеркнул, что следует предотвратить вступление Украины в ЕС и иные международные организации, он призвал гостей воспользоваться своими связями и своим авторитетом в борьбе с реставрацией нацизма. Также господин Лазар отметил, что Евразийское Движение находится на правильном пути — являясь одним из базовых модулей интеллектуализма в России»[1].
Антонеску и глава легионеров Хори Сима.
|
Раввин Лазар, очевидно, знаком не понаслышке с идеями «Евразии» и тем пластом духовной культуры человечества, на котором они основываются. Знает он и о тех злодеяниях, которые совершили фашисты в Европе, Восточной и Западной, по отношению к еврейскому населению.
Раввин Лазар родился в Милане и учился в США. Семья его происходит из деревни Бристер в округе Мармореш. Перед Второй мировой войной область отошла венграм. Венграм евреи Мармореша не были нужны, и в августе 1941 года они попытались избавиться от них, депортировав на территорию Польши и советской Западной Украины.
Но немцам хватало головной боли со «своими» евреями, поэтому венгры были вынуждены согласиться с тем, что венгерских евреев придется расстреливать им самим на оккупированной нацистами территории. 23 600 евреев, большинство из венгерской части Мармореша, были расстреляны в Каменец-Подольске 27-28 августа 1941 года[2].
Встреча Берл Лазара и главы Евразийского Союза Молодежи Зарфуллина ноябрь 2008.
|
Неизвестно, были ли среди них родственники Берла Лазара, да и не имеет это особого значения. Берл Лазар хочет бороться с поднимающим голову нацизмом, и это похвально. Он надеется в этом на помощь евразийцев, благословляет их на борьбу со злом. Это уже менее понятно, ведь Лазар имеет представление, с кем имеет дело (цитированная выше тирада о «базовом модуле интеллектуализма »).
Профессор Дугин является или думает, что является, представителем «третьего пути», «традиционализма» и «консервативной революции». В своих обильных трудах он с вдохновением пишет о своих учителях-предшественниках. Стоит остановиться только на одном таком движении — «Железной гвардии» Корнелия Кодряну. Оно очень популярно среди русских ультраправых, которых все же следует именовать фашистами, и практически неизвестно широкой российской публике.
В российских патриотических online изданиях можно найти следующий восторженный панегирик Кодряну. Начинается он так:
«Пять часов утра. 30 ноября 1939 года. По извилистой дороге в Бухарест медленно движется полицейский грузовик. В его крытом кузове — четырнадцать заключенных, которых в десять вечера вывели из камер в загородной тюрьме и посадили в грузовик для перевозки в городскую крепость. Неожиданно начальник конвоя майор Динулеску взмахивает своим фонариком, и по этому сигналу каждый жандарм стремительно достает шнур и набрасывает его на шею сидящего перед ним заключенного. Через минуту все кончено — четырнадцать трупов лежат на грязном полу полицейского фургона... Так закончилась жизнь одного из самых удивительных людей нашего столетия, знаменитого Капитана Кодряну, основателя и неоспоримого лидера Легиона Михаила Архангела и Железной гвардии»[3].
Разгромленная Сефардская синагога в Бухаресте январь 1941.
|
Несколькими абзацами ниже можно прочесть следующее: «Убийство Кодряну и его соратников не осталось неотмщенным — 21 сентября 1939 г. восемь легионеров во главе с Мити Дмитриеско убивают премьер-министра Румынии Калинеско». То есть, по логике автора, «отмщение» случилось за два месяца до «преступления». Для автора статьи даты, как и сами исторические факты не имеют особого значения.
Причины популярности «Железной гвардии» и ее основателя Корнелия Кодряну среди российских неофашистов, правых и патриотов заслуживают того, чтобы стать темой отдельного исследования. Прежде, чем подобное исследование проводить, следует напомнить российскому читателю о славных «подвигах» легионеров – о их идеологии «третьего пути» достаточно много сказано в патриотическо-евразийсккой прессе, однако деяния православных фашистов забыты и российскому читателю — неизвестны.
Сам Кодряну является своеобразным символом поклонения и образцом для российских «евразийцев»[4]. Традицию заложил, само собой разумеется, духовный отец движения, профессор МГУ и доктор наук Дугин. Вот в каких терминах он говорит о Кодряну в одной из популярных философских передач, вышедших на радио Finis Mundi: «Единственный политический деятель Европы, который в 20-м циничном веке больше задумывался о языке ангелов и о духовном преображении общины, нежели о узко политических проблемах»[5].
Ниже следует короткий отчет об одной из попыток этого самого духовного преображения, предпринятой ближайшими сподвижниками Кодряну через два года после его смерти (Кодряну придушили 30 ноября 1938, а не 1939 года, как предполагает анонимный и малограмотный автор текста, процитированного выше).
26 июня 1940 года народный комиссар внутренних дел Вячеслав Молотов передал румынскому правительству ультиматум, в котором советское правительство требовало вывода румынских войск и администрации из Бессарабии и Северной Буковины. Основанием данного требования был «скрепленный столетиями союз Бессарабии, населенной преимущественно украинцами, с Украинской Советской Социалистической Республикой»[6].
28 июня Королевский Совет Румынии принял ультиматум, румынская армия оставила, без единого выстрела линии обороны, доты, казематы, которые в течение 20 лет строились для отражения возможного советского нападения. На территории, переданной СССР, проживало 3 770 тысяч человек.
Расчленение страны вызвало глубокий политический кризис, завершившийся отречением короля Кароля и созданием фашистского правительства «Кондукэтора» Антонеску в союзе с «Железной гвардией». «Железная гвардия» намеревалась создать в Румынии «Национальное легионерское государство», призрак которого многим не дает покоя и по сей день.
30 июня части отступающей румынской армии открыли огонь по толпе беженцев в городе Галати. Погибли около 300 человек, большой частью – евреи. 1 июля в Дорохой произошли стычки между советскими и румынскими войсками, в результате которых были убиты 2 румынских офицера. Был убит также один солдат-еврей, пытавшийся защитить командира. Его похороны стали прелюдией погрома. 10 солдат-евреев, пришедших на кладбище были обвинены в предательстве и убиты на месте румынскими солдатами. После этого армия устроила погром в городе, в результате которого погибли 53 человека[7].
Жертвы Бухарестского погрома январь 1941.
|
Правительство, однако, решило превратить в козла отпущения многочисленное и беззащитное еврейское население. Пресса, подвергавшаяся жесткой правительственной цензуре развернуло антисемитскую кампанию, в которой обвиняла евреев в нападениях и убийствах румынских солдат. Грабеж и экспроприации еврейского населения в этот период стали экономической основой существования Легиона.
Союзники-фашисты в румынском правительстве – «Железная гвардия» и Антонеску с самого начала не сошлись в одном из основных вопросов – как правильно разделить награбленное у евреев страны имущество. Антонеску полагал, что конфискованная собственность или какая-то ее часть должны отойти государству, легионеры же полагали, что все награбленное должно отойти грабителям – то есть им. При этом, с точки зрения легионеров, процесс ограбления должен был произойти немедленно, и без какого-либо ограничения, в форме, наиболее доступной пониманию негодяев – то есть в виде погрома. Антонеску, со своей стороны, разделяя ту же конечную цель, полагал, что ее следует достигать постепенно, путем принятия системы антисемитского законодательства[8].
Антонеску не ощущал себя достаточно сильным для того, чтобы пойти на прямую конфронтацию с легионерами. Поэтому в его голове созрел поистине дьявольский план: узнав о подготовке последними мятежа он решил самоустраниться и дать легионерам возможность проявить и дискредитировать себя. Легионеры превзошли его ожидания.
14 января 1941 года Антонеску встретился с Гитлером. В обмен на обещание румынского диктатора принять участие в войне с СССР, Гитлер молчаливо одобрил план отстранения легионеров от участия в управлении Румынией.
Легионерский мятеж вспыхнул в Бухаресте 20 января 1941 года. Поводом стало убийство главы немецкой разведывательной сети на Балканах майора Доринга неким греком. Причины и обстоятельства убийства не раскрыты до сих пор. В течение недели, предшествовавшей убийству, Антонеску распустил «комитеты романизации», и сместил с постов руководителей МВД и полиции, связанных с «Легионом». Однако назначенные им новые руководители не могли занять свои кабинеты, поскольку их подчиненные получали приказы напрямую от главы «Железной гвардии» Хории Симы.
Известие об убийстве германского офицера было использовано легионерами в качестве предлога для народного восстания «против евреев и масонов». Очень быстро легионеры захватили здание МВД и полицейские станции. Попытки вооруженных сил восстановить правительственный контроль над захваченными зданиями были отбиты.
В Бухаресте начался невиданный по жестокости и безумию, даже в контексте Холокоста, еврейский погром. На протяжении нескольких дней город был наводнен толпами крестьян из окрестных деревень, цыган и просто сброда. В Бухаресте выходили только газеты «Железного Легиона» — все под одним лозунгом: «Ты знаешь, в кого стрелять»[9].
Два еврейских квартала были подожжены. Легионеры захватили здание МВД, — в котором содержались, в целях их собственной безопасности, противники «Железной гвардии», — префектуру и полицейские станции.
Около 2 тысяч евреев в возрасте 15-85 лет были задержаны и доставлены в здание МВД, ферму Кодряну, префектуру, скотобойню и полицейские станции – все это было превращено в пыточные центры.
Евреев под пыткой заставляли подписывать суицидные записки и отказ от прав собственности. Женщин насиловали. Мужчин сбрасывали с верхних этажей министерства внутренних дел.
Евреев пытали не только для того, чтобы узнать о расположении тайников с припрятанными сокровищами, но и для получения садистского наслаждения. Пытки продолжались днем и ночью. На смену уставшим или заскучавшим палачам приходили новые.
Лидером садистских развлечений был Мирча Петровеческу, сын министра внутренних дел, которого Антонеску отправил в отставку. Евреев привязывали к мишеням и начинали стрельбу по ним, пытаясь создать контур из пуль вокруг тела. Еврейских женщин раздевали донага и привязывали спиной к мишеням. После окончания стрельбы им просверливали грудь дрелью. Только одна женщина осталась живой после такого обращения, но была позднее расстреляна.
Пытками занимались не только мужчины, но и их боевые подруги – члены «Легиона». По показаниям свидетелей, женщины срывали с евреев одежду и отрезали гениталии.
В последний день погрома, 23 января, 15 евреев, включая одну пятилетнюю девочку, были доставлены из штаб-квартиры легионеров в префектуре в бухарестскую скотобойню. Пять человек были подвешены живьем на крюки, используемые для коров и освежеваны, кишки обмотаны вокруг шеи. На телах было выжжено слово «Кошерно». Вокруг скотобойни радостно плясала толпа легионеров, имитируя субботнюю еврейскую молитву.
Вот как пишет об участниках этого движения Дугин:
«Разве может нечто более для человека, поставившего своей целью способствовать созданию “нового человека”, “нового героического гуманизма”, который включает в себя не только высоколобых академиков, но и простых людей, которые, озаренные лучами духа, поднимаются гораздо выше простых начетчиков или безответственных интеллигентов — в небесные, залитые светом ангелов регионы Высшего Духа...»[10].
Известный румынский писатель Виргиль Джорджу описал увиденное им на скотобойне:
«В большом зале скотобойни, где обычно висят коровьи туши, предназначенные для разделки, теперь висят обнаженные человеческие тела... На некоторых из них надпись “Кошерно”. Эта тела евреев. Моя душа была испоганена. Я стыдился самого себя. Стыдился быть румыном, как бандиты из “Железной гвардии”»[11].
Легионеры атаковали многочисленные синагоги Бухареста. К самой большой из них «Сефардской синагоге» подогнали цистерну с горючим, облили стены здания и подожгли». Военный прокурор Антонеску так описывает увиденное им:
«Испанский храм, как огромный факел освещал небо столицы. Легионеры поблизости исполняли дьявольский танец и пели: “Слава арийской молодости Легиона”. Они заталкивали в пламя трех обнаженных женщин. Отчаянные крики несчастных жертв разрывали небеса»[12].
Словами Дугина: «Но мы знаем, что историю не перепишешь. И не надо, и не надо. Это было так здорово...»;
«Черт, победа была так близко...»;[13]
Городскую скотобойню Бухареста не могли отмыть от крови и внутренностей неделю[14]...
Полуторачасовой опус Бовдунова можно посмотреть в интернете. За лекцией следует обсуждение. В ходе дискуссии «слушатели с удивлением обнаружили немало сходных моментов, которые объединяют идеологию евразийства и гардизм. Прежде всего, это восприятие народа как абсолюта, как единства живых, умерших и еще не родившихся, как единого организма. Кроме того, та роль, которая в обоих движениях уделяется спиритуальному моменту, осознанная борьба с современным миром и теория максимального гуманизма также являются общими вещами для обоих консервативно-революционных течений»[15].
Можно верить в то, что главный раввин России Берл Лазар не имеет представления об «идеологии максимального гуманизма» своих молодых друзей из Евразийского союза молодежи. Возможно, ему удобно вместе с ними бороться с «нацистами Украины и Прибалтики», при условии, что это совпадает с генеральной линией Кремля. Может быть, он не замечает того, как фашистская зараза разъедает душу российской молодежи при попустительстве, если не открытой поддержке, властей. Хочется попросить раввина только об одном – не присылать больше писем с напоминаниями о Холокосте. Есть люди, которые помнят. Он – нет.
По этой теме читайте также:
Примечания