Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Кто угрожает мирной жизни в Непале?

Те, кто знаком с недавними непальскими событиями, вряд ли возьмется спорить, что миру в регионе грозит серьёзная опасность, берущая начало от одностороннего перемирия, соблюдаемого Народно-освободительной Армией (НОА) со времени Дайсана 2005 г.[1] (Дайсан - десятидневный праздник сбора риса, отмечаемый в Непале, Сиккиме, индийском Дарджилинге и в Бутане).

По сути, гражданский мир в Непале постоянно находился под угрозой с момента установления. Но благодаря дисциплине НОА мир удавалось сохранять, несмотря на многочисленные провокации. В декабре 2005 вооруженный до зубов батальон рейнджеров Королевской Армии Непала (КАН), обученных в США, высадился на вертолетах в городах центральной Рольпы - в сердце освобожденной области. Но дисциплина НОА взяла верх, и рейнджерам было позволено уйти без единой царапины. В течение нескольких месяцев перед крупным городским восстанием в апреле 2006 г., получившим название «второго Джанандолана», гражданские собрания маоистов подвергались обстрелам с вертолетов, и нынешние предводители армии Непала лично отдавали приказы стрелять на поражение во время попыток установить в городах комендантский час. Но бойцы НОА неизменно сохраняли выдержку. Отважные демонстранты перехватили инициативу, а солдаты КАН отказывались стрелять по толпам безоружных протестантов, и именно эти акты неповиновения знаменовали окончание королевского режима.

В апреле 2006г. временное правительство, составленное из членов распущенного королевского парламента - вождей партии Непальский конгресс и Коммунистической партии Непала (объединенной марксистско-ленинской) - выступило за достижение мирного решения. В ноябре 2006г. было достигнуто соглашение между революционерами и парламентариями, которое формально положило конец гражданской войне, и по условиям которого было сформировано новое переходное правительство для выборов в Учредительное собрание и составления проекта новой конституции. Условия мира требовали, чтобы бывшая Королевская армия Непала (ныне просто «Армия Непала») подчинилась новому коалиционному правительству, включавшему членов революционной КПН (маоистской), что позволило бы «демократизировать армию и сделать её по-настоящему всенародной». А до того момента солдатам обеих армий - и армии Непала, и Народной Освободительной армии - предписывалось находиться в бараках под наблюдением ООН и на обеспечении национального правительства.

Лишь в апреле 2007г. лидеры партии Непальский конгресс, возглавлявшие временное правительство, согласились войти в коалицию с КПН (м), как того требовало соглашение от ноября 2006 г. Непальский конгресс сохранял за собой контроль над верховными исполнительными должностями премьер-министра и министра обороны. Но никаких шагов к «демократизации» Армии Непала сделано не было - она оказалась в руках генерала Катавала - высокомерного роялиста и сводного брата короля Гьянендры. Одновременно пришла в действие политика провокаций, начавшаяся с намеренного отказа выполнять условия соглашения и снабжать части НОА продовольствием. Однако НОА сохраняла дисциплину и поддерживала мир даже в таких условиях, которые, несомненно, спровоцировали бы бунт в рядах Армии Непала.

Наконец, в апреле 2008 г. были проведены выборы в Учредительное Собрание. Партия Непальский конгресс и КПН (омл) потерпели сокрушительное поражение. Главенствующее положение заняла КПН (м), получившая около 40% мест - больше, чем две другие партии вместе взятые. В июне 2008г. Учредительное Собрание объявило о низложении короля и образовании республики Непал.

Временная конституция предусматривала наличие номинального президентского поста, и в июле 2008 г. его занял мелкий политик из партии Непальский конгресс - в его пользу говорило только то, что он принадлежал к ядавам - самой многочисленной касте из провинции Тарай, издавна арендовавшей землю у брахманов и с ними же конфликтовавшей - и в отличие от всех своих более видных товарищей по партии не проиграл в родном избирательном округе. Что же до исполнительных должностей, то члены КПН (м) как победившие на выборах присвоили верховные посты в коалиционном правительстве, ранее занимаемые проигравшей партией Непальский конгресс. В августе 2008 г. товарищ Прачанда стал премьер-министром, а товарищ Бадал - министром обороны. КПН (м) намеревалась сохранить участие в коалиции всех партий, но вожди проигравшей партии Конгресса потребовали отдать им министерство обороны, а, получив отказ, ушли в оппозицию, объединившись с командованием Армии Непала.

Командующий армией Непала генерал Катавал отказался подчиняться приказам министра обороны и принимать главенство гражданских властей, а проигравшие политиканы из партии конгресса Непала всячески препятствовали работе Учредительного собрания. Однако никакие провокации, включая оголтелую пропаганду буржуазной прессы (поддерживаемую из-за границы), раздувавшей любую деревенскую драку с участием революционеров до масштабов национального скандала, не могли заставить НОА и членов революционной партии - вобравшей в себя более мелкие коммунистические партии и преобразованной в Объединенную Коммунистическую партию Непала (маоистскую) - поступиться своим намерением сохранять мир и поддерживать дисциплину.

В течение восьми месяцев в стране никого не арестовывали и не высылали по политическим мотивам и, вообще, царил абсолютный, по меркам любой другой южно-азиатской страны, мир. ОКПН (м) выступала в глазах большинства населения Непала и справедливых наблюдателей всего остального мира как партия мира. В апреле 2009г. одновременно в нескольких избирательных округах были проведены дополнительные выборы в Учредительное Собрание. Лишь ОКПН (м.), и без того крупнейшей партии, удалось упрочить на них свои позиции.

В это время генерал Катавал проявил себя новыми дерзкими актами неповиновения. Он начал призыв в Армию Непала, что, как отметила ООН, было открытым нарушением мирной договоренности. Приказ прекратить призыв он проигнорировал. Также он не подчинился приказу избранного правительства уволить в запас восьмерых пожилых генералов, которым полагалась отставка по возрасту. Когда в начале апреля впервые за последние 11 лет начались пятые Национальные Непальские игры, командование Армии Непала бойкотировала их в знак протеста против участия команд НОА, нарушив приказ правительства.

В мае избранное правительство уволило со службы генерала Катавала за нарушение субординации. Он отказался подчиниться. Вожди партии Непальский конгресс, проигравшие выборы, в апреле 2008г. заставили формального главу государства «отменить» приказ действующего правительства. После этого премьер-министр Прачанда подал в отставку, обозначив вопрос гражданского главенства над Армией Непала как самый злободневный и неизбежный.

Мятежный генерал Катавал пользовался открытой поддержкой проигравшей партии Непальский конгресс, а также индийского посла Ракеша Суда, который в условиях вакуума власти, возникшего вследствие бесконечных выборов в Локк Сабхо (индийский парламент) в полной мере продемонстрировал ограниченность дипломатического мышления: угодливость в отношении США, паранойю в отношении Китая и высокомерие в отношении Непала. Кроме того, негласную поддержку Катавалу оказывала посол США Нэнси Пауэлл, как нельзя более кстати заклеймившая членов ОКПН (м) как «террористов».

Последние сомнения относительно роли США в происходящем исчезли через несколько дней после отставки Прачанды, когда официальные СМИ выяснили, что внезапно объявившаяся видеозапись, на которой Прачанда обращается с зажигательной революционной речью к командирам НОА, распространялась Отделом Психологических Операций армии Непала. Этот отдел, возглавляемый военным представителем Раминдрой Кхетри, был организован под наблюдением «советников» из США и неизменно оставался форпостом американской разведки в Непале.

Короче говоря, все происходящее: вызывающее поведение генерала Катавала, внезапное, но явно рассчитанное признание королевской власти номинальным президентом, «скандальная» видео-запись, представляющая Прачанду как революционного лидера(!), предательство нескольких членов КПН (омл), и в первую очередь проходимца Ишвора Покхарела, который обещал Прачанде поддержку в достижении политического превосходства, а потом ударил в спину, - позволяет говорить о попытке переворота.

Впрочем, предполагаемому перевороту не хватало главного - у него не было даже намёка на общественную поддержку. Когда генерал Катавал нарушил приказ о своём увольнении, деятели из партии Непальский конгресс призвала «возмущенную» общественность к выступлениям, чтобы создать впечатление, будто решение номинального президента было принято под давлением масс; но на призывы не откликнулся никто.

Мир в Непале - это заслуга революционеров, и крах заговора только поспособствовал его укреплению. Партия ОКПН (м) пользуется поддержкой широких слоёв населения, и её главная задача - сохранять дисциплину, что ей неизменно удавалось с момента начала мирного процесса в Чунванге (Рукум) незадолго перед Дайсаном в 2005г.

Можно с уверенностью сказать, что рано или поздно генерал Катавал уйдет с политической арены, а номинальный президент займёт подобающее ему место или растворится в безвестности, из которой был выдернут. Любому непальцу очевидно, что только при соблюдении этих условий ОКПН (м) будет поддерживать новое правительство. Согласятся ли остатки реакционных сил отступить и удержатся ли от отчаянной попытки вновь разжечь гражданскую войну? Хочется на это надеяться; пускай они озлоблены напуганы и упрямы, но они не всё же не безумны.

Перевод Александра Локтионова

[Оригинал статьи]




Примечания

1. Статья вышла как редакционный материал в майском выпуске Analytical Monthly Review без указания авторства.

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017