Oт редакции «Скепсиса»:
У церкви в России уже вошло в привычку воевать за недвижимость с больницами и школами. Мы предлагаем читателю удостовериться, что война церковью (и не только в России!) продолжается, и сейчас, наряду с музеями, РПЦ готова захватывать здания больниц, не обращая внимание на декларируемую заботу о «сирых и убогих», бедных и больных. Воцерковленные православные могут в очередной раз обвинить нас в «предвзятости», «антихристианстве» и т.п. Ответим сразу: мы уже сталкивались с обсуждением одной нашей публикации на форуме дьякона Кураева, где «Скепсис» обвинили в клевете в связи со статьей «Скорая божья помощь». Ответом стала новая статья с детальным разбором всех фактов, сопровождаемая копиями документов. Но никакой реакции на нее не последовало, наши оппоненты предпочли отмолчаться.
Мы, атеисты, считаем, что перед прихожанами и священниками РПЦ стоит выбор: или, памятуя о евангельских заповедях, бороться против ханжества и корыстолюбия церковной иерархов и защищать больных (в том числе — больных детей!), или молчать, разделяя с захватчиками ответственность за их действия. Наша же первая задача — не давать скрывать те факты, которые церковь предпочла бы замалчивать. Например, такие, о которых речь идет в этих статьях. Только тогда, когда народ осознает, что его обманывают почти в точности так же и теми же методами, как в дореволюционной России, появится надежда, что РПЦ и стоящие за ней власти удастся остановить.
Ситуации, подобные описываемой в данной статье, происходят повсеместно. Читайте о конфликте подмосковного женского монастыря и реалибитационного центра «Детство» в статье «Дорога от храма», о выселении детей-инвалидов из зданий школы-интерната Свято-Тихвинским женским монастырем в Днепропетровске — «Монахини наступают и … выигрывают!».
В Ульяновске местная епархия Русской православной церкви потребовала от государственного университета отдать ей корпус, в котором уже не первый год обучаются студенты-медики.
Представители церкви заявляют: исторически в здании располагалось духовное училище.
Студенты опасаются, что подыскать для них другое здание не удастся.
Эксперты считают, что ульяновская история — одна из первых ласточек в предстоящей борьбе Русской Православной Церкви за недвижимость.
Новый закон
Нешуточная борьба за историческое здание в центре Ульяновска развернулась неслучайно.
Ранее заместитель главы Минэкономразвития России Игорь Манылов заявил, что закон о передаче в собственность религиозным организациям религиозного имущества может быть принят депутатами Госдумы в окончательном третьем чтении уже в ноябре, а заработать — уже с января 2011 года.
Новый закон предусматривает бесплатное получение в собственность или в безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Кроме того, закон предусматривает возможность передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества, которое первоначально не было предназначено для осуществления религиозных видов деятельности — например, бывшие магазины или кинотеатры, которые зачастую в последнее время предоставляются общинам для проведения богослужений.
«Здесь будет храм»
Студенты Института медицины, экологии и физической культуры Ульяновского государственного университета обучаются в здании, которое оказалось в центре скандала, уже почти 20 лет.
В частности, помимо административных служб, здесь располагаются кафедры фундаментальной медицины — анатомии, физиологии, гистологии.
Исторически в здании располагалось духовное училище, но позднее оно было перепрофилировано. К примеру, в годы Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь.
Привлекательность здания, за которое сегодня развернулась борьба, заключается еще и в том, что оно располагается практически в самом центре города.
«Мы считаем, что это здание должно быть возвращено церкви. Ведь раньше там располагалось и духовное училище, и резиденция правящего архиерея», — сообщил в интервью bbcrussian.com личный секретарь архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла архидиакон Диодор.
По его словам, если здание вернут церкви, то оно «обязательно будет использовано по своему прямому назначению».
«Там будет храм, и там будут епархиальные учреждения», — уточнил архидиакон.
Он также сообщил, что письмо с просьбой передать церкви здание, которое в настоящее время занимает университет, было направлено губернатору Ульяновской области Сергею Морозову.
«Ждем его ответа», — сказал архидиакон Диодор.
«Церковь не берет ветхие здания»
Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» может быть принят депутатам Государственной думы России уже в ближайшие дни.
«Значительную часть имущества религиозного назначения составляют объекты культурного наследия — памятники истории и культуры», — говорится в тексте пояснительной записки к законопроекту.
Там также отмечается, что «согласно законопроекту, основанием для рассмотрения вопроса о передаче имущества религиозного назначения является письменное заявление религиозной организации, направляемое в уполномоченный орган».
По мнению экспертов, «пострадавшими» от действия нового закона могут оказаться многие исторические здания — прежде всего, музеи.
«После принятия законопроекта Русская православная церковь может стать крупнейшим владельцем недвижимости. На самом деле речь идет о довольно опасном явлении — не исключаю, что церковь здания заберет, а потом будет сдавать в аренду. Это очень прибыльный бизнес», — заявил в интервью bbcrussian.com религиовед, эксперт по памятникам православной культуры Сергей Петров.
По его оценкам, в одном только Ульяновске церковь может претендовать примерно на 50 зданий, причем многие из них располагаются в центральной части города.
По словам Петрова, в некоторых из "спорных" объектов в настоящее время располагаются кафе и магазины.
«Любопытно, но мне неоднократно доводилось слышать о том, что церковь избирательно подходит к вопросу собственности — к примеру, не спешит принимать ветхие или разрушенные здания. Это понятно — для их восстановления требуются огромные инвестиции», — пояснил Петров.
Он также отметил, что может сложиться ситуация, когда и другие дореволюционные собственники потребуют от власти вернуть им отобранное советским правительством имущество.
«К примеру, найдутся помещики, которые начнут требовать назад свои наделы», — отметил эксперт.
Расписка с представителей Бога
Как заявил bbcrussian.com президент Ульяновского государственного университета профессор Юрий Полянсков, отдавать здание вуз пока не намерен.
«Начнем с того, что мы полностью восстановили то здание, где сейчас учатся студенты, вложили туда огромные средства. К тому же, речь идет не о зернохранилище или мастерской, там учатся дети. Их нельзя взять и выкинуть», — заявил Полянсков.
Профессор рассказал, что несколько лет назад, когда он занимал пост ректора Ульяновского госуниверситета, вопрос со зданием уже вставал.
«Тогда мы пошли на определенные уступки — одно здание, которое относилось к университету, мы передали епархии. Компромисс был достигнут, — рассказал Полянсков. — Сейчас же, когда этот вопрос вновь поднялся, я вспомнил о старом уговоре, а мне сказали — дескать, тогда никаких бумаг не подписывали. Признаюсь честно — мне было неудобно просить расписку у представителей Бога, что они никаких претензий к Полянскову не имеют».
Студенты-медики, узнавшие о том, что могут лишиться учебного корпуса, не скрывают своего возмущения.
«Это как-то странно выглядит — церковь бьется за корпус, где учатся представители одной из самых благородных профессий, — заявила в интервью bbcrussian.com клинический ординатор, выпускница Института медицины, экологии и физической культуры Ульяновского госуниверситета Анна Мещерякова. — Пусть нам тогда сначала построят современный корпус, отвечающий необходимым для обучения медиков требованиям, а потом выселяют».<
«Необходимо возвращать»
Председатель комитета Ульяновской области по культурному наследию Шарпудин Хаутиев в интервью bbcrussian.com заявил о том, что речь идет о «вполне нормальной практике».
«Те объекты, которые действительно исторически принадлежали церкви, необходимо возвращать. В данном случае университету, безусловно, необходимо предоставить другое здание», — сказал Хаутиев.
Правда, какие помещения с необходимым оснащением могут быть переданы взамен учебному заведению, Шарпудин Хаутиев назвать затруднился.
Ректор Ульяновского госуниверситета профессор Борис Костишко, в свою очередь, заявил bbcrussian.com, что учебное заведение никогда не забывало, что этот корпус — памятник православной культуры, поэтому всегда содержало его в надлежащем виде.
«Университет неоднократно поднимал вопрос строительства нового здания, где могли бы учиться студенты-медики. Но пока этот проект по финансовым причинам отложен. В то же время в городе нет альтернативного здания, которое могло бы подойти для Института медицины», — пояснил Костишко.
Он также подчеркнул, что спрос на врачей, которых готовит Ульяновский госуниверситет, в настоящее время огромен. Если перестать готовить медиков, то в системе здравоохранения региона сложится тяжелейшая ситуация.