Политическая каторга в годы царизма — это одна сплошная трагедия. Со времени первых политических каторжан-декабристов и до последнего дня существования царской власти не было ни одной каторжной тюрьмы, где над заключенными не творилась бы вопиющие насилия. Это стало почти бытовым явлением, с этим свыклись, но никогда не мирились в лагере революционной общественности. Но периодически, отдельные исключительные преступления агентов власти выходили за пределы «бытовых» насилий, становились достоянием гласности, и вызывали резкие протесты не только в России, по и за границей. Царское правительство в таких случаях всяческими неправдами сваливало с себя ответственность за деяния своих агентов, зажимало рот прессе у себя, прибегало к подкупам за границей, дабы ликвидировать скандал, компрометировавшим его в глазах всех честных людей.
Но не всегда эта тактика удавалась. Тайны тюремных застенков доходили до воли и, народ узнавал правду о царящих там порядках.
Кровавые события, разыгравшиеся в 1910 г. в горном Зерентуе, принадлежат к числу самых вопиющих и самых ужасных насилий, совершенных властью над политическими каторжанами. В свое время эти события вызвали целую бурю негодования не только в русской революционной среде, но и во всем мире.
В основу настоящей работы легли материалы из Особого отдела архива департамента полиции.