«Белая звезда против красной звезды» Статья в журнале «Ньюсуик» (17.5.1948 г.)
Недавно командующий стратегической авиацией генерал Джордж К. Кении выступил с речью в Бангоре, штат Мэн, которая в целом не привлекла большого внимания, однако на женскую аудиторию нагнала чуть ли не смертельный страх. «Нынешнее состояние мира, — заявил он, выступая перед представительницами дамских клубов штата Мэн 7 мая, — не более чем хрупкое перемирие... Нет необходимости спрашивать, верим ли мы в угрозу войны. Вопрос стоит сегодня просто и прямо: когда коммунисты начнут операцию “Америка”?»
Хотя Кении отказался назвать точное время начала войны («Она начнется, когда они почувствуют, что могут победить»), он сообщил, что Соединенные Штаты встретят это нападение с помощью авиации, способной доставить бомбы в логово противника.
Независимо от того, в какой степени верна изложенная Кении оценка возможности начала войны, его заявление бросает свет на те изменения, которые произошли в национальной стратегической концепции после войны. Если прежде Америка отдавала приоритет военно-морскому флоту, теперь она делает ставку на авиацию. Что произойдет, если русские начнут операцию «Америка»?
Только самые заядлые сторонники ВВС могут утверждать, что авиация в одиночку способна выиграть войну, однако даже армия и флот давно признали, что ей пришлось бы — по меньшой мере в первые месяцы — принять на себя всю тяжесть войны, если бы русские вдруг потеряли рассудок и вторглись в Западную Европу.
Жизненно важные центры красных. В любом случае американская стратегия исходит из сохранения баз вокруг сферы влияния русских с последующим нанесением ударов с воздуха.
Объединенный комитет начальников штабов уже принял решение относительно этих баз. Поскольку решение по понятным причинам носит совершенно секретный характер, можно только предполагать, что Северная Африка, Япония, Англия и Исландия возглавили этот список.
Когда конгресс на последней неделе проголосовал за то, чтобы ВВС состояли из 70 авиаполков, он исходил из того, что США имеют лишь два вида оружия, способного противостоять миллионной армии русских: стратегическую авиацию мод командованием генерала Кении и атомную бомбу. Командование стратегической авиацией не стало бы посылать в Россию тысячи самолетов, как это делали во время последней войны 8-й воздушный флот США и ВВС Великобритании при налетах на Германию. Сейчас такие налеты оказались бы слишком дорогостоящими, тем более что у США до сих пор нет истребителей сверхдальнего радиуса действия, способных сопровождать бомбардировщики на расстояние 3000 миль при полетах над Европой и европейской частью России. Однако в массированных налетах и не было бы необходимости. То, на что прежде требовались сотни самолетов, теперь способен уничтожить один с помощью атомной бомбы.
Самолеты действовали бы небольшими группами с английских аэродромов — возможно, по двое или по трое. На высоте более 35 тыс. футов[*] они попытались бы незамеченными проникнуть в Россию. Их цели: во-первых — и прежде всего,— Москва, затем другие крупные города европейской части России — Киев, Ленинград, Харьков, Одесса.
Минимум безопасности. Достаточно ли у США самолетов, чтобы нанести удар по европейской части России и продолжать воздушную войну с красными до тех пор, пока американская промышленность, которая в 1944 году выпустила 96 тыс. бомбардировщиков, истребителей и транспортных самолетов (каждые пять минут — самолет), вновь не выйдет на максимальный уровень производства? Ответ гласит: в настоящее время нет, однако вскоре США приобретут эту способность.
Нынешние ВВС, состоящие из 55 авиаполков, возможно, выдохлись бы до того, как промышленность достигла бы полной мощности. Однако 70 полков, о которых принял решение конгресс, могли бы сражаться до прибытия подкрепления и при этом разрушить коммуникации Советской Армии и города в европейской части России. Во всяком случае, в докладе Финлеттера[**] названа цифра в 70 полков как минимальная для обеспечения безопасности государства, а этот доклад пока что наиболее авторитетный документ по данному вопросу. В числе этих 70 авиаполков будет 21 полк тяжелых бомбардировщиков, 5 полков легких бомбардировщиков, 22 полка истребителей, 3 полка всепогодных истребителей, 4 полка тактических разведчиков, 5 полков разведчиков дальнего радиуса действия для метеорологических исследований, выполнения картографических заданий и аэрофотосъемки, 10 полков транспортных самолетов, 22 эскадрильи связи и спасательной службы. Авиация поддержки будет состоять из 27 авиаполков, подчиненных национальной гвардии, и 34 полков резерва ВВС. В целом этот план предусматривает наличие 12 400 самолетов в действующих ВВС и 8100 — в резерве.
На вооружении ВВС в основном все еще находятся бомбардировщики и истребители времен последней войны, но они в хорошем темпе заменяются. В настоящее время у США 6 полков реактивных истребителей: 4 — оснащенных самолетами F-80 и 2 — F-84. Кроме того, есть несколько эскадрилий реактивных истребителей. За границей размещены два полка на самолетах F-80.
Полки тяжелых бомбардировщиков пока оснащены самолетами Б-29, но заводы уже начинают выпускать самолеты Б-50 и Б-36, которые с той же бомбовой нагрузкой способны летать в полтора раза, а с атомными бомбами на борту даже в два раза дальше.
Первые подразделения достигнут состояния боеготовности к концу этого или началу следующего года.
Сторонники ВВС утверждают, что уничтожение городов в европейской части России сломает хребет Советской Армии. Они говорят, что современная война под силу лишь индустриально развитой нации, а Советская Армия утратила бы боеспособность вскоре после уничтожения русской промышленности с помощью атомных бомб.
Минимум, необходимый для победы. Как ни успокоительно звучит подобная аргументация, стратегия США строится отнюдь не на столь оптимистичной оценке русской уязвимости.
Военные руководители не могут себе позволить недооценку противника. Наоборот, они обязаны допускать преувеличение в обратном направлении и в случае сомнений исходить из возможного превосходства противника. Поэтому американская стратегия считает, что бомбардировки с помощью авиации дальнего действия будут лишь первым шагом войны в воздухе. Второй, решающий этап начнется лишь тогда, когда сухопутные войска, военно-морские и военно-воздушные силы достигнут намеченной на случай войны численности и будут готовы к согласованным операциям.
США не намерены перебрасывать в Европу армию и вести бой по принципу «солдат на солдата». Наполеон и Гитлер допустили эту ошибку и были проглочены Россией, имевшей колоссальные людские резервы. Американские стратеги предпочитают замкнуть петлю военно-воздушных баз вокруг России и постепенно стягивать ее, пока русские не задохнутся. Это означает, что с помощью комбинированных операций в воздухе, на море и на суше военные базы будут приближены к центру России и с них будут осуществляться непрерывные воздушные налеты и ракетные атаки. Чем ближе эти базы к цели, тем интенсивнее могут вестись налеты. Тем временем авиация сбросит оружие для населения оккупированных территорий, а авиадесант поможет нанести русским удар в спину. Техническое превосходство в воздухе было бы ответом на превосходство русских в сухопутных войсках.
Состязание в области производства бомбардировщиков. Неизвестно, добились ли русские продвижения в этой области. Бомбардировщик, внешне очень похожий на наш Б-2Э, американские военные атташе видели на парадах в Москве, но никто не знает, какое количество самолетов этого типа имеется у русских и каковы их задачи. Авиация стратегического назначения, подобная той, которая есть в США, находится сейчас в процессе становления. Однако в том, что касается ее эффективности, дело опять-таки не идет дальше предположений.
Радарные установки русских недостаточно эффективны; кроме того, они не перекрывают всю территорию страны. Американские самолеты сравнительно трудно обнаружить при проникновении через границу. Однако в случае обнаружения бомбардировщикам США был бы навязан тяжелый бой, поскольку русские самолеты-истребители являются прекрасными по своим техническим данным, а летчики — выдающимися по мастерству.
Уничтожение русской авиапромышленности не означало бы достижения немедленного превосходства над русскими в воздухе. В настоящее время на вооружение поступает лишь часть выпускаемых самолетов. Остальные держат в резерве на случай атомного налета на важнейшие города России.
Русские планируют использовать произведенные в запас самолеты в качестве резерва и таким образом сохранить боеспособность истребительной авиации, несмотря на сокращение производства в результате американских бомбардировок.
Большой знак вопроса. Сомнительно, смогут ли русские ответить налетами на американские города. Если бы они захватили Аляску или Гренландию, то стала бы возможной успешная бомбардировка Соединенных Штатов. Но из-за низкой эффективности русских бомбардировщиков подобная операция обошлась бы весьма дорого. Даже не имея упомянутых баз, русские могли бы совершить налеты на Тихоокеанское побережье США, посылая самолеты из Сибири без какого-либо шанса на возвращение, то есть на верную смерть. В нынешних условиях подобные действия могут произвести лишь пропагандистский эффект. Только дальние бомбардировки способны повлиять на ход войны. Однако, если русские создадут атомную бомбу, их мщение за бомбы, упавшие на русские города, будет ужасным.
Источник: White Star vs. Red: If Moscow Starts «Operation America». — In: «Newsweek», 17.5.1948, S. 30 ff. (Die Überschrift dieses Artikels bezieht sich auf die Kennzeichen amerikanischer und sowjetischer Flugzeuge — weiße bzw. rote Sterne.)
Примечания
Предыдущая |
Содержание |
Следующая