Они устали. Устали принимать за смену по 25-30 пациентов, а в период эпидемии по 35, а то и ещё больше, вместо положенных по нормативам 14-16. Они устали работать на двух участках, когда за ту же трёхчасовую смену проходит 50-60 человек, а потом ещё нужно бежать на вызовы, где в период эпидемии их ждёт ещё до 25 пациентов.
Они устали вместо общения с близкими заниматься бумажной работой в нерабочее время, порой задерживаясь на работе до десяти часов вечера.
«Ладно хоть на выходные поликлинику не закрывают, — восклицает Ольга Барышникова, рассказывая об объёмах бумажной работы. — О каком качестве можно говорить при такой нагрузке? Да и качество “бумажное” нужно им. По нашей поликлинике есть приказ, по которому на приём одного ребёнка положено 13 минут, получается, за три часа приёма врач должен принять 14-16 человек».
Они устали заполнять карты и составлять отчёты в соответствии с лишёнными смысла требованиями ОМС. Они устали работать по критериям, придуманным чиновниками ещё в 2006 году и до сих пор далёкими от реальности.
«Когда в 2007 году вводились стимулирующие выплаты, вместе с ними ввели и критерии оценки работы врачей, за прошедшие шесть лет эти критерии должны были адаптировать к действительности, отрегулировать условия труда, но ничего этого не сделано», — говорит Ольга Барышникова.
«Стимулирующие выплаты выплачивались только за работу на одном участке, получается, что когда врач вынужден был вести второй участок, то он получал за это только оклад, — рассказывает Татьяна Мазаева, — то есть мы работали, но нам за это не платили. Наши “путинские” обесценились на фоне роста цен, а нагрузка на нас не уменьшалась, люди стали уходить с участков даже при такой зарплате. Соответственно оставшимся врачам приходилось работать за двоих за прежнюю зарплату. На наши просьбы к главврачу, хоть как-то начать сообщать в вышестоящие инстанции о необходимости перемен, мы не получили ответов. И в декабре 2012 года мы вышли на пикет. Тогда же мы решились войти в создаваемый межрегиональный профсоюз медицинских работников “Действие”, потому что официальный профсоюз вообще ничего не делает. В разных поликлиниках города проблемы, в общем-то, одни и те же, поэтому сотрудники из нескольких поликлиник образовали первичную профсоюзную организацию города Ижевска. И с начала 2013 года мы отказались от работы на вторых участках».
После этого администрация поликлиники № 8 стала задерживать зарплату, ссылаясь на новый способ оплаты труда по ОМС с введением “штрафных” санкций, лишая врачей части стимулирующих выплат. Критерии применялись и раньше, но по большей части на бумаге. Критерии оценки работы врачей и медсестёр необъективны и соответствовать им невозможно, а выплаты стимулирующих отданы на усмотрение главврача каждого конкретного медучреждения. Кто-то полностью закрывает глаза на соответствие критериям и даёт возможность всем сотрудникам получить деньги в полном объёме. Кто-то распределяет деньги в зависимости от личных симпатий.
23 марта медики обратились с открытым заявлением к министру здравоохранения Удмуртской Республики Владимиру Музлову, в котором просили разобраться с задержкой заработной платы, введением «штрафных» санкций и нарушениями трудового законодательства в медучреждениях города Ижевска. А также сотрудники ДГКП № 8 обратились с жалобой к Руководителю Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Олегу Украинскому[1].
Но Минздрав УР не пожелал пойти навстречу медикам и сесть за стол переговоров, тогда врачи трёх поликлиник объявили о начале со 2-го апреля так называемой «итальянской забастовки». Несмотря на огромное давление со стороны администраций, в двух поликлиниках № 8 и № 9, одиннадцать педиатров стали работать, тщательно выполняя инструкции и принимая каждого пациента положенные 13-20 минут. Они написали и стали распространять листовку, разъясняя родителям своих пациентов сложившуюся ситуацию:
«Мы хотим оказывать вашим детям качественную медицинскую помощь. Это значит — уделять на приём каждого ребёнка не менее 13 минут (по приказу Минздрава УР № 29 от 06.02.01 среднее время на ребёнка — 20 мин.)
Мы с вами знаем, что в реальности это не так: врач вынужден принимать ребёнка за 5 минут, а дети и родители всё равно стоят в очередях. Так происходит потому, что количество детей на участке обслуживаемых одним врачом составляет 800 и более (до 960).
Мы безуспешно пытались привлечь внимание властей к нашим с вами проблемам, требуя сократить количество детей на участках до 600.
<…> Отчаявшись достучаться до властей, мы решили со 2 по 9 апреля на нескольких участках начать работать с тщательным выполнением всех норм и правил, тратить на осмотр одного ребёнка столько, сколько это по-настоящему необходимо. <…>
Просим вас понять нас и поддержать для возрождения бесплатного и качественного обслуживания наших детей».
И большинство родителей относится с пониманием и поддерживает требования педиатров.
Но чиновники от здравоохранения по-прежнему не желают прислушаться к требованиям врачей и не воспринимают их всерьёз. На пресс-конференции 3-го апреля министр Музлов заявил, что медики, не разобравшись с новой системой выплаты стимулирующих, оказались заложниками политических игр[2]. Хотя Олег Украинский, руководитель Государственной инспекции труда, признал, что проверка выявила нарушения в трудовом законодательстве[3] и недоначисление стимулирующей надбавки за январь 2013 года в ДГКП № 8[4]. Долги по зарплате медикам выплатили, главврачей поликлиник № 8 и № 9 уволили, но выполнять остальные требования медиков Минздрав не пожелал и обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с исками от главврачей поликлиник № 5, № 8 и № 9 к профсоюзу «Действие» о незаконном проведении забастовки. Чиновники почему-то решили, что качественное исполнение своих обязанностей детскими врачами равнозначно отказу от работы, то есть забастовке в её истинном значении. На предварительном заседании суда 5 апреля 2013 г. представляющий интересы истцов юрист Савенков Максим Владимирович заявил, что располагает фактами частичного отказа педиатрами от исполнения своих трудовых обязанностей и готов представить доказательства на основном заседании.
Тем временем врачи, решившиеся публично заявить о проблемах в отечественной медицине, продолжают работать под жесточайшим прессингом администрации. На приёмах у каждого из них сидят сотрудники администрации и фиксируют хронометраж работы, сколько времени занимает то или иное действие. И каждый день руководство требует написать заявление с отказом от участия в «итальянской забастовке». Мужественные врачи держатся, хотя им очень не хватает поддержки коллег.
«Я никак не могу понять, почему это так страшно: защищать свои права, — говорит Татьяна Мазаева. — Никто не выстраивается в очередь, чтобы занять наши места. Когда в 2006 году ввели стимулирующие выплаты, появилось много желающих вернуться в поликлиники, но потом многие поняли, что даже за такие деньги работать невозможно, и снова стали уходить. Я в эту профессию шла осознанно. Несколько лет проработала санитаркой и медсестрой, поэтому знала, куда иду. Я пришла в поликлинику и нашла своё место, работу, которая мне нравится. Когда я окончила институт, я стеснялась говорить, что я врач, потому что окружающие реагировали “О, врач!”, а сейчас — полное презрение. Врач — это низшая каста, и это отношение очень поражает».
Ольга Барышникова согласно кивает:
«Мне тоже нравится моя профессия, но отношение к врачам и со стороны пациентов, и со стороны руководителей сегодня действительно поражает. Откуда это только пошло? Я считаю, что в любой профессии у человека, прежде всего, должна быть совесть. Человек любой профессии должен хорошо делать свою работу».
Они хотят хорошо делать свою работу. И делают её хорошо. Действительно хорошо, а не на бумаге, не в отчётах для ОМС. И даже заявив, что в течение недели будут работать строго по инструкциям и нормативам и только в рабочее время, всё равно задерживаются после окончания смены, чтобы принять ещё одного пациента или заполнить карты.
Они устали. Устали от несоответствия зарплат и объёмов выполняемой работы. От всё возрастающей нагрузки, в том числе по заполнению бумаг. От необходимости выполнять невыполнимые планы по профилактике заболеваний, по вакцинации. Они устали, но нашли в себе силы и мужество публично заявить о проблемах в медицине. Создали независимый профсоюз, чтобы отстаивать свои права. Не побоялись открыто, не пряча лиц и не скрывая имён, выступить с требованиями к руководству республики и министерству здравоохранения Удмуртии.
Эти несколько врачей-педиатров Ижевска должны стать примером для остальных медиков нашей страны, потому что только все вместе мы сможем остановить окончательный развал бюджетного здравоохранения и добиться улучшения условий и качества труда медицинских работников.
6 апреля 2013 г.
P.S. Сегодня, 8 апреля, медики ижевского отделения профсоюза «Действие» объявили, что «работа в строгом соответствии с нормами и инструкциями» будет продолжаться до тех пор, пока министр здравоохранения Удмуртской Республики не сядет за стол переговоров с педиатрами города Ижевска.
С 15 апреля к педиатрам присоединяются участковые терапевты поликлиники Городской клинической больницы № 1, учредившие 4 апреля Первичную профсоюзную организацию межрегионального профессионального союза медицинских работников «Действие».
Вскоре практически в полном составе в «итальянской забастовке» примут участие педиатры ещё одной городской поликлиники.
По этой теме читайте также:
Примечания