Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Геноцид на Огненной земле: истребление индейцев селькнамов

Понятие «геноцид» в общественном сознании связано, прежде всего, с истреблением евреев нацистами в 1930—1940-х гг. и чуть раньше — с уничтожением армянского населения турками в годы Первой мировой войны. Между тем, именно это понятие лучше всего описывает действия европейских колонистов, направленные против аборигенов Америки, Африки, Азии и Австралии. Неслучайно свою книгу о действиях английских колонистов в Индии американский историк Майкл Дэвис назвал «Поздневикторианский холокост».

В публикуемой нами статье речь пойдет о трагической судьбе народа селькнамов, полностью уничтоженного европейцами. Обращаем внимание читателя на то, что описываемые события произошли не в далекие времена конкистадоров, а на рубеже XIX—XX вв., т.е. уже в эпоху зрелого капитализма. Жажда наживы, ощущение собственного расового и культурного превосходства со стороны европейских поселенцев и предпринимателей привели к истреблению множества народов в разных уголках планеты. И селькнамы — только один из них.

Приходится констатировать, что проблема притеснения индейцев существует и в наши дни: в Аргентине и в Чили мапуче продолжают бороться за свою землю, вступая в схватку с полицией, под постоянным давлением находятся индейцы-сапатисты в Мексике, откровенно расистской, антииндейской риторикой пользуется новый президент Бразилии Болсонару.

26 ноября [2016 г.] исполняется 130 лет со дня массового убийства индейцев селькнамов, осуществленного аргентинскими военными. В провинции Огненная земля эта дата отмечается как День аборигенов, но в последние годы раздаются требования переименовать его в День геноцида селькнамов, чтобы напомнить об убийствах, случившихся в конце XIX — начале ХХ веков.

Селькнамы — коренной народ Большого острова архипелага Огненная земля, разделенного между Аргентиной и Чили. Как говорят сами индейцы, название народа означает «племя разделенной линии». Другие коренные жители острова называют их «онас», что на языке ямана [1] означает «стоящие люди» или «люди севера». Это название также использовалось европейцами и креолами. Первые селькнамы происходили от кочевников Южной Патагонии, которые перешли на территорию Огненной земли 10 тысяч лет назад, еще до того как она превратилась в остров. Завершение последнего ледникового периода привело к окончательному исчезновению перешейка между островом и континентом.

Британец Лукас Бриджес [2] описывал селькнамов следующим образом:

«Племя онас обитало как во внутренней, так и в северной и восточной частях главного острова, но в отдельных случаях некоторые его представители проникали в земли яманов и достигали берегов пролива Бигл. Их единственным оружием были лук и стрелы. Питались они практически исключительно мясом гуанако [3], одевались в шкуры этого животного, их же использовали для обустройства своих жилищ» [4].

Селькнамы обитали на территориях, известных под названием «haruwen» («наша земля»), каждая из которых считалась единицей их социальной организации. Каждую «haruwen» представлял патрилинейный, экзогамный и патриархальный род. Внимание Бриджеса также привлекло следующее: «у них нет ни избираемых, ни наследуемых вождей, но мужчины, выдающиеся своими способностями, почти всегда вставали во главе, поэтому сегодня вождем может быть один, завтра другой» [5].

Этнограф Мартин Гусинде в начале XX века отмечал: «хотя селькнамы составляют единое племя, они подразделяются на три локальные группы». Это разделение обусловлено экономическими факторами и территориальными особенностями проживания [6]. Сегодня считается, что существовало три группы: 1) парика — обитатели северной Пампы; 2) ерска — из южных лесов; 3) чонкойука — из горной местности у залива Инутиль (Чили). Необходимо также помнить о народе ауш, который Бриджес определял как «восточных онас».

В 1520 году экспедиция Фернана Магеллана, прежде чем войти в пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, проплыла вдоль берегов острова, в глубине которого были видны огромные костры, разводимые селькнамами. Из-за них остров и был назван «Огненная земля». Непродолжительные контакты с островом были у экспедиции Педро Сармьенто де Гамбоа (1584) и экспедиции братьев Бартоломео и Гонсало Гарсии Нодаль (1619). В 1711 году в заливе Буэн Сукесо бросил якорь член иезуитской миссии. Он заключил, что обитатели острова — «люди очень покорные», и «обучить их не составит труда». В 1769 году здесь также проплыл британский моряк Джеймс Кук. Эта была первая из целой серии британских экспедиций, проводившихся здесь в течении XIX века с целью поиска на острове возможных богатств. Существуют записи о похищениях представителей местных коренных народов для перевозки в Европу: селькнамов, яманов (или яганов), кавескаров (или алакалуфов). Некоторые из них были помещены в ужасные «человеческие зоопарки», на подобии того, что был организован во время Всемирной выставки в Париже в 1889 году [7].

Остров был покорен Чили и Аргентиной. Его завоевание не походило на предыдущий опыт постепенной колонизации, который открывал доступ к торговле и прочим сделкам, а также перестраивал общество для связей с конкистадорами [8]. Узуфрукт [9] острова первоначально установился с чилийской стороны вместе с развитием добычи золота в 1881 году и с организацией поместий для овцеводства в 1884 году. В 1884 году Аргентина основала здесь субпрефектуру Ушуайя.

В те времена, согласно оценками Гусинде, количество селькнамов исчислялось 3500–4000 человек. Газета «Болетин Салесиано» писала о 2000–3000 человек в 1887 году. Похожие цифры приводила администрация чилийской провинции Магальянес, которой принадлежит западная часть острова. Антрополог Анн Чапмэн говорила о 3500–4000 человек в 1880 году, то есть на момент начала оккупации [10].

Первые атаки на селькнамов проводились экспедициями горняков, которые прибыли на остров в 1879 году и открыли золотые месторождения в его крупнейших реках. Знаковым был случай с румынским горняком Юлиусом Поппером [11], который в 1880-е годы, начав искать золото на острове, возглавил несколько нападений на селькнамов. Их преследовали, чтобы убить и отнять имущество, которое впоследствии составляло частные коллекции [колонизаторов]. Развращенность Поппера достигла наивысшей точки при собрании альбома фотографий, на которых были отражены последствия преступной бойни, устроенной бандой вооруженных людей в селении залива Сан Себастьян [12]. Некоторые фотографии были подарены президенту Аргентины Мигелю Хуаресу Кельману.

5 марта 1887 года Поппер выступал в Институте географии Аргентины в Буэнос-Айресе. Пользуясь этой возможностью, он поведал о столкновении с селькнамами, в ходе которого участники его экспедиции были обстреляны из луков, но остались невредимы. Но не прозвучало ни слова о селькнамах, уничтоженных винчестерами людей Поппера.

Попперу удалось создать на острове настоящее государство, в котором рассчитывались золотыми монетами ремесленной чеканки в 1 и 5 граммов. Позднее эти деньги печатались уже в государственном Монетном дворе. В то время как на территории Аргентины действовал песо, на Огненной земле использовали «поппер», но, когда там начали выпускать марки ценой в 10 сентаво, аргентинское правительство предало [Поппера] суду. Однако за убийства селькнамов он так никогда и не был наказан.

Параллельно с действиями Поппера в 1886 году была проведена экспедиция аргентинского чиновника Рамона Листа. В этом же году произошло первое задокументированное убийство. 25 ноября люди Листы 28 выстрелами убили молодого селькнама, вооруженного луком. Позднее они пытались взять в плен целую группу селькнамов, но, получив отпор, Листа приказал открыть огонь, в результате чего было застрелено 27 человек. За устроенную бойню Листа получил от аргентинского правительства должность правителя Государственной территории Санта-Крус [13], которую он занял в следующем году. Имя Листы также носит одно из местных поселений.

Распространение крупного животноводства провоцировало массовые убийства коренных народов Огненной земли. В 1884 году правительство Чили предоставило 123 тысячи гектар фирме «Верхан и Компания». К 1890 году 1 миллион гектаров находился у Жозе Ногеира [14] в 20-летней аренде с возможностью продления. Как и другая пожалованная концессия в 35 тысяч гектаров, эта земля принадлежала Ногеира и его зятю Маурисио Брауну [15], основавшему Общество эксплуатации Огненной земли (SETF) в 1893 году. В 1890-х годах берет свое начало и организация овцеводства аргентинской стороной. В 1897–1899 годы Маурисио Браун и его свекор астуриец Хосе Менендес [16] прибрали к своим рукам лучшие земли для пастбищ.

К 1894 году все места, исторически принадлежавшие селькнамам (охотничьи стоянки, земли «haruwen», места обрядов и пути передвижения), находились в руках помещиков. Более того, разведение овец означало конец для гуанако, которых начали истреблять, чтобы они не конкурировали за пастбища с помещичьим скотом. Испытывая голод, селькнамы начали охотиться на «белых гуанако» (овец), что вело к обострению столкновений между коренными народами и «колиотами» (выражение, используемое селькнамами для обозначения захватчиков земель их предков).

Рост производительности и финансовой состоятельности поместий, обеспечиваемый британскими инвестициями, привел к тому, что влияние государства [в этих землях] сократилось до минимума. Власть собственников была выше государственной. Владельцы SETF провозгласили себя высшей властью и главными организаторами снабжения на острове: они обеспечивали людей светом, продуктами, вьючными животными, фуражом, отвечали за дороги и другие пути сообщения. Полиция исполняла роль охранников предприятий, а многие конфликтные случаи решались только после вмешательства владельца [17].

Абсолютные владельцы острова, крупнейшие помещики совершили бóльшую часть убийств селькнамов. Компанию Брауна и Менендеса можно назвать главным организатором геноцида. Они назначали цену за каждого убитого селькнама: фунт стерлингов платили за ухо взрослого селькнама, и по полфунта за уши детей. Но увидев потом живых индейцев без ушей, они стали платить только за головы, тестикулы и сердца.

Один из управляющих компании, шотландец Александр Макленнан по прозвищу «Красный боров», был известным охотником на людей. Однажды на пляже Спрингхилл он обнаружил мертвого кита и отравил его мясо большими дозами стрихнина. Впоследствии одна из селькнамских общин, употребив это мясо в пищу, вымерла почти полностью.

Другой общине он пообещал прекратить преследование и вернуть часть ее земель. Чтобы закрепить соглашение, Макленнан предложил устроить банкет на пляже Санто-Доминго. После трапезы, на которой подавали изрядное количество алкоголя, люди Макленнана перестреляли порядка трех сотен человек.

В дальнейшем другие помещики — Родольфо Штубенраух, Петер Макклеланд — пользовались методами Брауна—Менендеса. В начале XX века община селькнамов в Пунта Альта, подвергаясь настоящей осаде со стороны помещиков и их наёмников, сопротивлялась целый день, но в итоге пала. В другой раз итальянский золотоискатель обнаружил трупы 80 расстрелянных селькнамов.

Писатель Эдуардо Бельграно Росон затронул тему убийств в романе «Фуэгиа». В нем он рассказывает историю одной семьи, бежавшей от «охотников за индейцами», которые наводнили «Овечью Империю» британских помещиков [18].

Изредка раздавались голоса некоторых салезианских миссионеров [19], требовавших у правительств Аргентины и Чили положить конец убийствам. В ходе судебных разбирательств, проведенных в провинции Магальянес, было установлено, что убийства носили систематический характер, однако наказание постигло только непосредственных исполнителей, которые оказались на свободе спустя несколько месяцев. Все это показывает, что правительства обоих государств являлись соучастникам проводимого геноцида.

Другие свидетельства говорят о том, что во второй половине XIX и в первых десятилетиях XX веков существовала «стрелковая практика», когда при стрельбе с кораблей в качестве мишеней использовали селькнамов, замеченных на берегу. Сейчас никому нет дела до того, сколько человек могло быть убито таким образом.

Последним шагом было заключение оставшихся в живых индейцев в колонии и салезианские миссии, на подобии Ла Канделарии, действовавшей недалеко от современной области Рио-Гранде в 1893–1947 годах, или миссии на острове Доусон, основанной в 1888 году в Чили. Там многие [селькнамы] вымирали от оспы, туберкулеза и других заболеваний европейского происхождения, защиты от которых они не знали. В 1900–1902 годах в Ла Канделарии было зарегистрировано 223 смерти, 99 из которых произошли из-за туберкулеза [20]. На острове Дoусон умерло более 800 селькнамов. Питание в этих миссиях состояло преимущественно из муки, лапши, риса, фасоли, сахара, картофеля и чая. Этот рацион, с большим содержанием углеводов, отличался от того, к которому привыкли индейцы, что также могло негативно повлиять на их здоровье и стать причиной высокой смертности.

Лукас Бриджес отмечал и тот вред, который приносил общинам селькнамов алкоголь, привезенный европейцами [21].

Совершенный геноцид пытаются преподнести как «вымирание расы селькнамов», стараясь таким образом избежать территориальных требований выживших [представителей народа] и их потомков. Принято считать, что последние «чистые представители» этого народа умерли в 1960-х годах. Официальная история гласит, что умершая в 1974 году Анхела Лоих была «последним селькнамом», а последние потомки-метисы, являвшиеся носителями этой культуры, скончались в 1980-е годы. Этой проблемой плотно занимается франко-американский антрополог Анн Чапмэн, которая назвала одну из своих книг о селькнамах «Конец мира». Затрагивается [проблема геноцида] в публикациях и во множестве исследований, посвященных провинции Огненная земля [22].

В последние годы были созданы разные ассоциации, такие как, например, Дом культурного развития Рафаэля Иштона в аргентинской провинции Огненная земля, где собирают [материалы] и дают ход судебным искам.

Геноцид селькнамов — это преступление против человечности, которое до настоящего дня остается безнаказанным. Ответственность за это преступление несут правительства Аргентины и Чили, совершившие его вместе с компаниями-эксплуататорами. В наши дни Акционерное общество экспорта и импорта, основанное семьей Браун—Менендес в 1908 году, владеет сетью из 160 супермаркетов по всей стране. В то время как потомки палачей продолжают зарабатывать миллионы на земле, захваченной путем геноцида, потомки жертв продолжают требовать возвращения земель и наказания за убийства, случившиеся в на самом юге нашей Америки.

Перевод Ильи Пальдина

Материал опубликован на сайте rebelion.org. [Оригинал статьи]



По этой теме читайте также:


Примечания

1. Ямана — язык индейцев яганов. В настоящее время практически все носители этого языка вымерли. — Прим. переводчика.

2. Бриджес Эстебан Лукас (1874—1949) — аргентинский землевладелец и исследователь английского происхождения. Сын британского проповедника Томаса Бриджеса. Занимался изучением коренных народов Огненной земли, где владел обширными территориями. Впоследствии стал участником компаний, занимавших эксплуатацией ресурсов архипелага. — Прим. переводчика.

3. Гуанако — парнокопытное млекопитающее из рода лам семейства верблюдовых. Обитает преимущественно в Патагонии и на северо-западе Аргентины.— Прим. переводчика.

4. Bridges L. El Ultimo Confín de la Tierra, Buenos Aires, Emece, 1952, p. 54.

5. Bridges L. El Ultimo Confín, p. 220.

6. Gusinde R.P.M. Los Fueguinos, Ediciones del Cardo, 2003, p. 53.

7. Vicat M. Caciques Indígenas Argentinos, Buenos Aires, Ediciones del Libertador, 2008, pp. 193—195.

8. Casali R., Guichon R. Los selk'nam en la Misión de La Candelaria: aportes historiográficos al proceso de contacto en el norte de Tierra del Fuego desde un abordaje interdisciplinario. // Celton, Dora; Guirardi, María y Carbonetti, Adrián (coord); Poblaciones Históricas: fuentes, métodos y lineas de investigación. Rio de Janeiro, Asociación Latinoamericana de Población, 2010, pp. 511—512.

9. Узуфрукт — вещное право пользования объектами, находящимися в чужой собственности. — Прим. переводчика.

10. Chapman A. Fin de un mundo. Los Selk'nam de Tierra del Fuego, Santiago, Taller Experimental Cuerpos Pintados, 2002, p. 22.

11. Поппер Юлиус (1857—1893) — золотодобытчик румынского происхождения. В 1880-х гг., стремясь разбогатеть, переехал в Аргентину, где нашел инвесторов и основал «Южное золотопромышленное акционерное общество». Эта компания впоследствии занялась поискам драгоценного металла на Огненной земле, где интересы европейцев столкнулись с сопротивлением аборигенов, что привело к целой серии массовых убийств, организованных Поппером и его сподвижниками. Умер в 1893 г. при невыясненных обстоятельствах. Вероятно, был отравлен своими противниками. — Прим. переводчика.

12. Некоторые фотографии можно увидеть, пройдя по ссылке.

13. С 1956 года — провинция Санта-Крус. — Прим. переводчика.

14. Ногеира Жозе (1846—1893) — португальский мореплаватель, землевладелец. — Прим. переводчика.

15. Браун Гамбургер Маурисио (Морис) (1865—1953) — немецкий предприниматель, выходец из Российской Империи. Один из наиболее активных колонизаторов Огненной земли, основатель Общества эксплуатации Огненной земли, ответственной за геноцид селькнамов.— Прим. переводчика.

16. Менендес Менедес Хосе Мария (1846—1918) — испанский землевладелец, один из наиболее известных колонизаторов Патагонии. Основатель целого ряда сельскохозяйственных компаний, в т.ч. Компании эксплуатации Огненной земли, ответственной за геноцид селькнамов.— Прим. переводчика.

17. Casali R. Relaciones interétnicas en Tierra del Fuego: el rol de la misión salesiana La Candelaria (1895—1912) en la resistencia selk'nam // Revista de Estudios Marítimos y Sociales, № 5/6, 2012/2013, p. 107.

18. Rawson E.B. Fueguia, Buenos Aires, Sudamericana, 1993.

19. Речь идет о т.н. Салезианской семье — монашеском католическом движении, названным в честь святого Франциска Сальского. Движение опирается на идеи итальянского священника дона Боско (1815—1888), считающегося покровителем молодежи и подмастерьев. — Прим. переводчика.

20. Casali R., Guichon R. Los selk'nam en la Misión de La Candelaria, p. 504.

21. Bridges L. El Ultimo Confín, p. 135 и другие.

22. По этой теме см. также: Méndez P.M. La extinción de los selknam (onas) de la Isla de Tierra del Fuego. Ciencias, discurso y orden social // Gazeta de Antropología, № 28 (2) artículo 5, 2012.

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017