История любит возвращаться на круги своя. Говорят, она это делает по спирали, но что сие значит, не совсем ясно. Обычно имеется в виду, что так или иначе возвращаются на повестку дня истории старые проблемы, но уже в усложненном виде, и решаться они должны на новой основе, в других условиях. Почему же все-таки старые проблемы возвращаются? Надо полагать, по двум причинам: недостаточно хорошо или достаточно плохо были решены в прошлом и потому, что решались и должны решаться вновь в рамках собственной исторической традиции. Иначе говоря, взоры чаще всего направляются в прошлое тогда, когда неважно в настоящем. Происходит это обычно спонтанно, на волне массового сознания, которое обращается за поддержкой к историческому явлению или историческому персонажу, уже предварительно им «очищенному» и идеализированному.
Именно этим объясняется возвращение в сегодняшний день в качестве положительного героя для некоторой части нашей общественности главы царского правительства и министра внутренних дел в 1906-1911 гг. П.А. Столыпина, человека, который еще вчера оценивался в массовом сознании однозначно отрицательно. Для того чтобы понять общественно-психологический механизм этого возвращения, следует иметь в виду коренное отличие обыденного сознания от научного — обыденное сознание всегда следует линии наименьшего сопротивления. Ход мысли здесь предельно прост и лежит на поверхности. Зачем было огород городить с радикальным преобразованием деревни, когда в конечном итоге пришли к бригадному к семейному подряду, т. е. к той же самой мелкой земельной единице, которую и хотел насадить Столыпин на всей земле русской? Отсюда один шаг и до /7/ политических выводов о предпочтительности разумного консерватизма по сравнению с революцией, после которой стали возможными коллективизация и раскулачивание в сталинском стиле, 1937-й и спустя 70 лет после Октябрьской революции — острая продовольственная проблема.
Так стал идеализироваться Петр Аркадьевич Столыпин.
Задача этой книги — противопоставить научно, профессионально сделанную оценку политики П.А. Столыпина обыденной, основанной на стремлении принять желаемое за действительность. Здесь главным является максимальная мобилизация материала, и прежде всего тех фактов, которые говорят в пользу исторического персонажа, вошедшего в историю и историографию со знаком минус. Столыпин является именно таким человеком. Поэтому все, что говорит в его пользу, вплоть до мелочей, должно быть доведено до читателя.
Автор надеется, что ему удастся показать политику Столыпина в ее истинном свете именно при таком подходе, широко представив в книге «фон» — те проблемы, ту борьбу в правящих кругах, с которыми столкнулся этот государственный деятель, глава российского правительства в 1906-1911 гг. Легенды и мифы, как показывает исторический опыт, — малопригодное средство в борьбе за движение общества вперед. Итак, последуем за нашим героем и перенесемся в эпоху, отстоящую от нас на 80 лет.