Сергея Есенина убил сам Сергей Есенин. Вот единственно возможный правильный ответ на вопрос, сформулированный в заглавии сегодняшней колонки. Доказательство - предсмертное стихотворение поэта, записанное его рукой и его кровью:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Мне кажется глубоко ошибочной позиция Всероссийского писательского Есенинского комитета, в свое время посчитавшего необходимым один за другим опровергать все «аргументы» сторонников «версии» об убийстве Есенина (см. увесистый сборник: Смерть Сергея Есенина. Документы. Факты. Версии. - М.: ИМЛИ РАН, 2003. Тираж 1500 экз.).
Зачем вязнуть в мелочах и забалтывать таким образом главное и очевидное? Цитируем мемуары Е.Устиновой:
«27-го [декабря 1925 года] я встретила Есенина на площадке без воротничка и без галстука. <...> Я зашла к нему. Тут он мне показал левую руку: на кисти было три неглубоких пореза.
Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой “паршивой” гостинице [“Англетер”] даже чернил нет и ему пришлось писать сегодня утром кровью.
Скоро пришел поэт [Вольф] Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака.
Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил:
– Потом прочтешь, не надо!» (цит. по: Сергей Александрович Есенин. Воспоминания. - М.; Л.; 1926, с. 236).
Вот и все. «Инцидент исперчен», как привычно скаламбурил в предсмертном письме другой поэт-самоубийца. Сергей Есенин, твердо решивший «умирать», загодя вручает стихотворную «объяснительную записку» своему близкому товарищу (совсем необязательно прямому адресату стихотворения). Пусть сначала нам хоть сколько-нибудь правдоподобно объяснят, зачем он это сделал (если не собирался сводить счеты с жизнью), а уже потом поговорим обо всем остальном. Например, о том, какие резоны были у cоветской власти тайно и сложно убивать политически вполне лояльного, пусть и скандального стихотворца.
Разве что немногим сложнее заглавного вопроса нашей заметки выглядит вопрос о том, зачем и кому понадобилось морочить доверчивым обывателям голову бредовыми и клеветническими слухами о злодейском «убийстве» Есенина. Характерно, что в 1920-е - 1960-е годы никто ни до чего подобного не додумался - ни в СССР, ни на Западе. «Версия» об убийстве начала гулять в конце гнилых советских 1970-х годов одновременно с псевдоисторической пачкотней В.Пикуля и снятыми с книги С.Нилуса ксерокопиями «Протоколов сионских мудрецов».
Часть наших тогдашних глубоко просвещенных «почвенников» ненавидела чекистов и комиссаров. Другая часть - «жидов». Третья - и тех и других. Есенин был русский, дружил со многими комиссарами и чекистами, амбивалентно относился к «жидам». В том, что заменяло нашим «почвенникам» мозг, просто не могла не сложиться блестящая схема: коварные комиссары/жидочекисты убили нашего Сережу Есенина за то, что он был русский поэт. С фактами, правда, выходило не очень, но когда и кого у нас это смущало? Да и какое значение могли иметь факты для тех, кто в буквальном смысле обожествлял «Златоглавого» , а его сусальное лаковое изображение с трубкой и кудрями воспринимал едва ли не как субститут православной иконы? Чувства в очередной раз безоговорочно одержали победу над разумом.
Впрочем, тут мы вплотную приближаемся едва ли не к самому интересному вопросу из возникающих по ходу обсуждения нашей темы. Чего добиваются самые рьяные сторонники «версии» об убийстве Есенина?
«Н.К.Сидорина: Анализ, который был сделан, такой неполный, что никаких выводов мы сделать не можем. Должна быть проведена полная экспертиза, должна быть эксгумация, на этом настаивает сын Есенина. Церковь благословляет эту акцию» (см. Смерть Сергея Есенина. С. 45).
То есть (вдумайтесь, пожалуйста!) предлагается ни много ни мало вскрыть могилу поэта.
Чего сторонники «версии» об «убийстве» уже добились? Натурально, публикации в качестве необходимого ответа на их бредни сугубо интимных материалов о смерти своего кумира, обычно в таких случаях остающихся широкому читателю неизвестными. Из «Заключения об обоснованности прекращения 23.01.26 г. дознания по факту самоубийства С.А.Есенина»:
«Покойному 30 л., труп правильно развит, удовлетворительного питания, - общий фон покровов бледный, глаза закрыты; зрачки равномерно расширены; отверстия носа свободны; рот сжат, кончик языка ущемлен между зубами <...> на голенях в коже заметны темно-красные точечные кровоизлияния» и проч. и проч. вплоть до: «...заднепроходное отверстие чисто» (см.: Смерть Сергея Есенина. С. 167).
Возникает серьезнейшее подозрение, что Сергей Есенин как таковой его псевдозащитникам совершенно безразличен. Фигура большого поэта используется кучкой параноидальных граждан лишь для того, чтобы с упоением лелеять собственные комплексы: «Русским людям живется плохо потому, что их евреи (азербайджанцы, негры, американцы - нужное подчеркнуть) обижают!»
А может быть, дело обстоит еще хуже? Может быть, речь нужно вести о коварном сговоре тайных русофобов, изображающих себя пламенными патриотами, а на деле способствующих распространению полуторатысячным тиражом сведений о «темно-красных точечных кровоизлияниях» на «голенях и коже» выдающегося русского поэта?
Да какое там - «полуторатысячным»! Не так давно и буквально под носом у миллионов соотечественников группа опасных русофобов проникла на канал ОРТ, с поистине иудейской хитростью сумела очаровать генерального директора Константина Эрнста, а затем одурманила зрителя опаснейшим провокационным сериалом «Есенин». Утомительно и беспрестанно кривляющееся белокурое существо, изображенное в этом сериале, есть лживая и циническая карикатура на автора «Пугачева» и «Черного человека», а изобилующую нелепыми и фальшивыми подробностями сцену убийства Есенина/Безрукова вменяемый человек просто не может смотреть без смеха.
О, жертва бедная двух адовых исчадий:
Тебя убил Дантес и издает Геннади.
Так Сергей Соболевский когда-то откликнулся на появление собрания сочинений Пушкина, не вполне корректно изданного Г.Н.Геннади.
В нашем случае страдальческую тень Есенина и сегодня продолжают методично мучить С.Куняев, Н.Сидорина, В.Безруков и другие радетели за есенинское реноме безупречного христианина, не смевшего и помыслить о самоубийстве.
Не пора ли всем нам сплотиться и дать мощный отлуп клеветникам России?
28 июня 2006
По этой теме читайте
также: