Впервые со времени установления Дня Памяти Катастрофы и Героизма европейского еврейства в Израиле заговорили не только о жертвах на алтарь отечества, о героизме партизан и восставших в гетто, не только о том, «что никогда больше!», но и о долге нашего государства перед людьми, пережившими Холокост. Не перед их памятью, а перед живыми людьми.
У нас много сказано о памяти и подвиге не только тех немногих, что восстали с оружием в руках, но и тех, что в нечеловеческих условиях не терял человеческого облика: тех, кто учил, тех, кто творил, писал, рисовал, играл…
Увы, наше сознание еще не созрело, чтоб оценить подвиг простых евреев, тех, про кого презрительно отзывались, что они «шли как стадо на бойню», тех миллионов, которые просто жили и оставались самим собой – евреями: творили молитву, справляли Субботу, исполняли Божеские заветы, а когда приходило время идти, то шли, вручая судьбу в руки своего Господа. Их подвиг – наша общая память, а не достояние отдельных групп.
Легко признавать моральный долг перед памятью. Значительно трудней – отдавать долги материальные, денежные. Израильское государство встало на ноги благодаря средствам, собранным еврейством, обреченным на Холокост, благодаря средствам, вложенным жертвами Холокоста в Израиле, а еще больше – благодаря деньгам, полученным за кровь погибших в Холокосте, - а потом еще и присвоило себе их наследство. Правящие Израилем элиты стремительно поворачивают страну на путь свободного рынка рыночной экономики и приватизации государственного имущества приближенными к власти элитами. По словам профессора Амнона Рубинштейна, бывшего декана юридического факультета Тель-Авивского университета и министра юстиции, «приватизация отмывает коррупцию». И если мы хотим сохранить право называться еврейским государством, наше право на существование, то не просто морально, но жизненно необходимо учесть законные интересы жертв Холокоста и их наследников.
Ко дню памяти и героизма я перевел две статьи, посвященные материальным аспектам положения израильтян, переживших Холокост. Они далеко не исчерпывают нашего понимания уроков Холокоста для современного Израиля и еврейского народа в целом. То, что пишется там, еще несколько лет назад невозможно было себе представить сказанным на иврите, да еще в одной из крупнейших сионистских газет. Через полвека после Холокоста, мы здесь наконец-то учимся уважать память людей. Однако здесь упорно отказываются признать, что в пламени Холокоста уничтожены не просто группы людей, а целый народ, восточно-европейское ашкеназское еврейство, его богатейшая уникальная культура, сложившаяся в результате тысячелетней эволюции еврейской мысли и еврейского духа, его песни, сказки, анекдоты, его литературы и театр, его язык идиш. Даже от официального названия «День памяти Катастрофы и Героизма европейского еврейства» в угоду стремительной левантизации Израиля настойчиво пытаются отрезать два последних слова.
Разумеется, не сионизм, и не Государство Израиль уничтожили культуру ашкеназийских евреев. Культура идиша после Холокоста истекала кровью и находилась на краю пропасти. Руководствуясь своей идеологией, сионизм и Израиль не помогли истекавшему кровью ашкеназийскому еврейству, а подтолкнули ее к пропасти. Сионизм и Израиль претендуют на наследие и на наследство еврейского народа. Они обязаны помочь. Первые шаги сделаны, и небольшие средства из многомиллиардных фондов «Клэйм конференс», «мытьем и катанием» вырванные из швейцарских банков, пошли на нужды Еврейского театра в Тель-Авиве и на нужды стариков-эмигрантов из бывшего СССР. Израиль пока не спешит присоединиться.
Наследие восточноевропейского еврейства не ограничивается идишем. В Израиле пока никто не смеет заикаться о культурном наследии русских евреев, по сути создавших Израиль. Речь идет не только о религиозном творчестве, но и всей богатейшем наследии, созданным нашими дедами и прадедами – раввинами и евсеками, бундистами и пролеткультовцами, интеллигенцией и «простыми евреями». Если наследие марокканских, эфиопских и грузинских евреев сегодня бережно собирается, преподается в израильских школах, то русское и советское еврейство даже лишены возможности заявлять права на свое наследие.
Несправедливость к жертвам Холокоста лежит в основе всех израильских несправедливостей, подрывает моральные права Еврейского государства. И пока эта несправедливость существует, Государство Израиль никогда не сможет претендовать на роль наследника еврейского народа, а следовательно, никогда будет чувствовать прочной почвы под ногами.
19.04.07.
По этой теме читайте также: