Никто не спорит с тем, что Государство Израиль обязано делать все возможное для живущих в нем людей, уцелевших в Холокосте. Однако, когда доходит до конкретного дела, то вас встречают вопросом «А где мы возьмем средства?» Ответ заключается в том, что средства в распоряжении государства имеются, причем имеются в изобилии. Сразу можно указать два источника – доля денег уцелевших в Холокосте в репарациях, полученных из Германии в начале 1950-х годов и средства людей, погибших в Холокосте и не оставивших наследства.
Возможно, нынешнее правительство даже не знает, однако в Соглашении о репарациях 1952 года Государство Израиль пошло на уступки Западной Германии по многим вопросам, причем не только в вопросе размеров репараций, усохших до мизерной суммы всего в 700 миллионов долларов. Одна из уступок была в том, что «от имени» уцелевших в Холокосте, и не спросив их согласия, израильское правительство согласилось, что евреи не смогут требовать в суде компенсации за потерянное имущество напрямую у Германии. В силу Закона о жертвах нацистских преследований от 1957 года, уцелевшие в Холокосте могли судиться только с израильским государством.
Здесь не место обсуждать моральность подобной «уступки» от имени уцелевших возможности напрямую требовать взыскать с Германии репарации. Нет сомнения, что сегодня это бы не прошло. Сомнительно, что и тогда это могло бы пройти, если бы общественное мнение не было бы возбуждено сверх меры страстями по принципиальным вопросам о допустимости реституции. Возможно, единственное оправдание уступок израильского правительства в существовавших опасениях, что Германия и вовсе откажется подписать соглашение.
В любом случае, деньги репараций предназначались для создания экономической инфраструктуры молодого государства, жаждавшего помощи с любой стороны. На деньги репараций прямо и косвенно были созданы предприятия, которые в настоящее время приватизируются с фантастической скоростью. Разве нет в этих деньгах доли выживших в Холокосте? Ведь они уступили свою долю, и на эти деньги были созданы предприятия, которые сейчас Государство Израиль продает в частные руки, и получает огромный капитал. Неужели хотя бы крохи от этих денег не могут быть отданы уцелевшим в Холокосте? Если позицию отцов-основателей в вопросе о репарациях трудно понять, то уж нынешних держателей государственной кассы невозможно простить, если они ответят на этот вопрос отрицательно.
Дополнительный источник денег в пользу уцелевших в Холокосте определен в законе, недавно принятом Кнессетом. Речь идет о «Законе об израильском имуществе лиц, погибших в Холокосте». Это имущество, находившееся со времени основания Государства Израиль в ведении различных организаций, среди которых Управление генерального опекунства (Апотропус а-клали) и Генерального земельного фонда «Керен Кайемет», переходит в настоящее время в ведомство Компании по выявлению и возвращению имущества погибших в Холокосте.
(Большое количество недвижимости находится в руках землеустроительных компаний, как «Амидар», «Бен Якар Гат», «Хевра ле-Ахшарат а-йешув» и других, которые были приватизированы и отказываются даже сотрудничать с государственными инстанциями. Несмотря на принятие закона, израильский минфин тормозит аудиторскую проверку в банках. Банковское лобби под разными предлогами препятствует даже публикации правил по размораживанию спящих счетов. Один из «аргументов» в том, что, если что-то получат жертвы Холокоста, то это создаст опасный прецедент для палестинского имущества, национализированного израильским государством после провозглашения независимости. В отличие от большинства европейских стран, в Израиле до сих пор не был разморожен ни один счет, принадлежавший жертвам Холокоста. - Прим. переводчика).
Основная функция Компании по выявлению имущества – нахождение имущества и передача его в руки законных наследников. Однако мировой опыт показывает, что лишь очень малый процент погибших в Холокосте оставил законных наследников.
(Львиная часть средств, полученных в рамках почти полуторамиллиардной сделки со швейцарскими банками, не нашла законных наследников и распределяется по воле «Клайм Конференс» и бруклинского судьи-распорядителя, а недавно израильское правительство потребовало эти деньги себе. - Прим. переводчика).
Можно предположить, что и в Израиле тоже не найдется много наследников этого имущества. Поэтому закон ясно определил, что имущество, которому не найдется наследников, будет передано в пользу уцелевших в Холокосте. Дело осталось за малым, и законодатель должен был бы выработать порядок передачи этого имущества в пользу уцелевших в Холокосте, чтоб Компания уже сейчас передала в пользу пострадавших большую часть средств. В этом нет противоречия ни с законом, ни с продолжением поиска законных наследников.
17.04.07.
Опубликовано в газете «Ха-Арец»
Перевод Михаэля Дорфмана
По этой теме читайте также: