Позднее 30 июля 1919 г.
[Датируется по дате проведения.]
По мере передвижения на юго-запад Добровольческая армия, освобождая в победном шествии города и уезды от ига Советской власти, занимает места, населенные евреями. Истерзанное и измученное пытками красного террора еврейское население в подавляющем своем большинстве аполитично, жаждет порядка, законности и покоя. Принадлежа по экономической своей структуре к классу мелкой буржуазии (около 90% ремесленников и мелких торговцев, приблизительно 5% крупных торговцев и промышленников и только около 5% рабочих), еврейство с затаенным нетерпением ждало в лице Добровольческой армии избавителей от гнета пролетарской диктатуры. С восторгом встречало оно проходившие войска, готовое помочь им средствами и людьми. К великому несчастью, еврейство обмануто в своих надеждах. Вместо возвещенных В[ашим] Высокопревосходительством] мира и законности, армия принесла с собой евреям грабежи и насилия со стороны солдат и в некоторых случаях неравное, недоброжелательное отношение со стороны властей. Решившись сказать это В[ашему] В[ысокопревосходительству], мы твердо сознаем всю тяжесть ответственности, которую берем на себя, мы, избранные и ответственные руководители еврейства. Сказать это повелевает наш долг не только по отношению к еврейскому населению, но и к тому великому подвигу освобождения России, которое В[аше] Высокопревосходительство] на себя возложили. Мы понимаем, что при занятии отдельных поселений не могут не иметь места отдельные печальные случаи насилий и беззаконий. Но, к нашей скорби, почти во всех местах, куда приходила Добровольческая] армия, происходил и происходит в большей или меньшей мере систематический разгром еврейского населения. Особенно тяжелый характер приняли эксцессы в Екатеринославе, где на 4 улицах сплошь разгромлены все еврейские квартиры, изнасилованы сотни еврейских женщин и убито немало евреев. Погром продолжается. Погром продолжается и поныне. В Харькове и по сие время имеют место ежедневно десятки тяжелых случаев грабежа и насилий, носящие характер тихого погрома. В целом ряде мелких пунктов, как Авдеевка, Енакие-во, Синельниково, Лозовая, Валки, Богодухов и т.д. имели место такие же явления. Мы считаем долгом особенно отметить, что в некоторых местах представители власти принимают меры к обузданию черни, но их деятельность часто оказывается тщетной. Печатная пропаганда Освага и особенно некоторые распоряжения командного состава армии по отношению к евреям-добровольцам, офицерам и солдатам разжигают страсти в тесной массе и парализуют действия правильно понимающих свою задачу администраторов. В первый день прихода добровольцев на видном месте рядом с официальными приказами вывешиваются листки, натравливающие против евреев. Таковы листки под заглавием: «Рабочие-красноармейцы, всем... всем... всем» и пр. Даже в официальных своих бюллетенях Осваг ведет недопустимую антиеврейскую пропаганду (характерны в этом отношении сообщения из Херсона в № 7 и из Киева № 13 [В тексте документа разночтения в номерах бюллетеней Освага.]). Особенно вредным является отношение части командного состава армии к евреям-добровольцам. Наше юношество предлагает свою жизнь России, а его резко публично отталкивают. Собранный в Харькове отряд добровольцев, наполовину состоящий из евреев, был послан в сводно-стрелковый батальон. Под Золочевым отряд удачно выполнил боевую задачу, но в тот же день евреи были откомандированы к воинскому начальнику, а там отпущены впредь до мобилизации. Штаб 1-й пехотн[ой] дивизии возвратил в распоряжение штаба 1-го армейск[ого] корпуса принятых по мобилизации 13 офицеров-евреев и в официальной бумаге выразили просьбу вообще не присылать евреев-офицеров на пополнение частей его дивизии. Командир 2-го железнодорожного батальона откомандировал обратно в распоряжение заведующего] передвижением войск юнкера Шпунта как лицо иудейской веры, так как евреи на службу в железнодорожной части не допускаются. Харьковский военный начальник объявил в газетах, что офицеров иудейской веры берут на особый учет и [они] распускаются впредь до особого распоряжения. Такое отношение к еврейству клеймит его, позорит и ставит его в глазах темных масс вне закона. В[аше] В[ысокопревосходительство], мы не милости просим, а справедливости. В тот момент, когда мирная конференция включает еврейский народ в Лигу Наций[1], мы не можем мириться с мыслью, чтобы грабили наших братьев, насиловали наших женщин и дочерей, позорили наших юношей за то, что среди евреев имеются большевики. Законная кара да постигнет наших большевиков, но никто не должен посягать на мирное еврейское население, столь же ответственное за Троцкого и Стеклова, как русский народ за Ленина и Горького. От имени крупнейших общин освобожденной В[ами] области мы позволяем себе обратиться к В[ашему] Превосходительству] с просьбой, во имя провозглашенной В[ами] государствен [ной] программы, поднять свой голос против чинимых беззаконий. В[аше] Превосходительство], не откажите в соответствующей декларации заявить русскому народу и армии, что нельзя делать ответственным весь еврейский народ за отдельных членов его — большевиков. Он так же неповинен, как, по В[ашим] словам, неповинна масса крестьянская за комиссаров и коммунистов. Мы просим В[аше] П [ревосходительство] официально подтвердить, что евреи, согласно законам Временного правительства, пользуются полным равноправием и никто не имеет права лишить этого перед законом. К нашим правам относится также право наравне с другими гражданами отдать свою жизнь за Россию, служа в рядах ее армии. Приказом по армии подтвердите, В[аше] В[ысокопревосходительство], это святое наше право. Авторитет В[ашего] имени велик и славен в народе и В[аш] голос будет услышан. Ваше слово внесет успокоение в народные массы, приведет к миру между отдельными частями населения и создаст те прочные позиции в тылу, которые столь необходимы Вам в дальнейшей борьбе за единую, великую Россию на благо всех населяющих ее народов.
ГА РФ. Ф. Р-1339. Оп. 2. Д. 20. Л. 32-32 об. Копия.
Предыдущая |
Содержание |
Следующая