Не гнушаясь самой грубой клеветой и самой дикой ложью, Израиль пытается оправдать жестокий штурм флотилии судов с грузом гуманитарной помощи для осаждённой Газы, осуществлённый его спецподразделениями.
В составе флотилии были сотни сторонников мира из более чем 40 стран; многие из них известны своей приверженностью принципам ненасилия и борьбе за справедливость.
Но это не помешало заместителю министра иностранных дел Израиля Дани Аялону сделать следующее заявление: «Организаторы также известны своими связями с глобальным джихадом, Аль-Каидой и ХАМАС. Они давно занимаются контрабандой оружия и беспощадным террором».
Аялон не представил никаких доказательств «давней контрабанды оружия» бывшей сотрудницей Госдепартамента и активисткой организации Code Pink Энн Райт. Или доказательств того, что «связан с Аль-Каидой» организатор кампании Viva Palestina Кевин Овенден. Он не рассказал о террористической деятельности лауреата Нобелевской премии мира Мейрид Корриган-Магуайр, которая находится на борту другого судна, направляющегося в сектор Газа в попытке прорвать израильскую блокаду.
Но израильские чиновники не делают этого никогда. Какая горькая ирония! Они, по-видимому, готовы использовать те же методы, что и Йозеф Геббельс, глава министерства пропаганды нацистской Германии, чье печально известное высказывание звучит так: «Лгать нужно по-крупному — в небольшом преувеличении усомнятся, а большому поверят не задумываясь».
Тактика Израиля состоит в том, чтобы в ситуации кризиса заполнить эфир искажением фактов, мифами, инсинуациями и прямой ложью, — и рассчитывать, что его сторонники из числа западных политических деятелей и СМИ подхватят боевой клич, не задавая лишних вопросов.
Этот подход в очередной раз сработал в отношении большинства американских СМИ. Нападение было военной операцией, проведенной глухой ночью вооруженными до зубов военными из элитных подразделений, взявшими на абордаж гражданские суда в международных водах. Однако практически каждая статья в прессе США содержала неконкретные, мягкие выражения, вроде «на борту произошла вспышка насилия», чтобы не допустить прямого указания на то, что агрессором был Израиль.
Как и в ходе столкновений израильских военных с палестинцами, потери при конфликте распределились совсем не поровну: убито от 10 до 20 сторонников мира, десятки получили ранения, а среди израильских сил пострадали менее 10 человек, причем только один из них был ранен серьёзно. Но сообщения в СМИ сосредоточились на жалобах Израиля по поводу оружия, найденного на борту судна активистов. Один человек дал такой комментарий событиям понедельника: «Странно, что Израиль постоянно подвергается яростным атакам, но умирают одни “нападавшие”».
СМИ оставили без ответа некоторые очевидные вопросы. Например, если у Израиля действительно была причина обыскивать гражданское судно в международных водах, почему бы не попросить разрешения подняться на борт в дневное время, так, чтобы это не выглядело угрозой нападения? Почему вместо этого был отдан приказ провести рейд спецназа посреди ночи?
Еще один вопрос средствам массовой информации: если бы судно США в международных водах посреди ночи взял на абордаж отряд иранских спецподразделений, не естественным ли было бы для пассажиров расценить рейд как акт насилия и попытаться защититься всеми доступными средствами?
***
Если Израиль так обеспокоен тем, чтобы оклеветать сторонников мира из «Флотилии свободы» Газы, то это происходит не только потому, что ему требуется оправдать убийство некоторых из них, но и для того, чтобы отвлечь внимание от их миссии — снятия не менее беспощадной израильской блокады Газы.
Палестинцы и те, кто борется вместе с ними за права палестинского народа, много лет говорят об оккупированной Израилем Газе как о «тюрьме под открытым небом». Но с началом блокады, установленной Израилем в 2007 году, эта фраза приобрела новое значение. Житель города Газа и левый активист Хайдар Эйд говорит, что происходящее с 1,5 миллионами жителей оккупированной Газы больше всего напоминает «резню в замедленной съёмке».
Блокада, осуществляемая в сотрудничестве с правительством США и при его поддержке, является наказанием за победу партии ХАМАС на выборах в Палестинское законодательное собрание 2006 года — и попыткой дальнейшего отделения Газы, где ХАМАС наиболее сильна, от палестинцев, живущих на оккупированном Израилем Западном берегу. По сути тактика Израиля состояла в том, чтобы затягивать петлю до тех пор, пока палестинцы не запросят пощады.
Израильское правительство раздаёт ритуальные заверения в том, что в Газе нет гуманитарного кризиса, но даже сторонники Израиля в Вашингтоне не могут согласиться с таким мошенничеством — слишком вопиющими являются свидетельства обратного.
Вот один из последних примеров: всего за несколько дней до нападения на «Флотилию» «Международная амнистия» опубликовала свой ежегодный отчет о правах человека, и об оккупированной Газе в нём говорилось следующее:
«Массовая безработица, нищета, продовольственная незащищённость и рост цен на продукты питания, вызванный их дефицитом, приводят к тому, что 4 из 5 жителей Газы зависят от гуманитарной помощи. Размеры блокады и заявления израильских должностных лиц касательно её цели показали, что она играет роль коллективного наказания для жителей сектора Газа, что является вопиющим нарушением международного права».
Бывший президент Джимми Картер в своем выступлении в Американском университете в Каире в 2008 году высказался ещё более жёстко:
«Палестинцы в секторе Газа в настоящее время в прямом смысле умирают от голода, получая меньше калорий в день, чем люди в беднейших районах Африки. То, как наказывают народ Газы, — настоящее злодеяние. Это преступление... мерзость, которой позволяют продолжаться. К сожалению, международное сообщество по большей части игнорирует крики о помощи, а жители Газы рассматриваются скорее как животные, нежели как люди».
Израиль утверждает, что блокада действует только на так называемые «опасные» предметы, которые могут быть использованы для осуществления насилия над израильтянами. Но когда сенатор Джон Керри в 2009 году посетил сектор Газа, он и другие члены «высшей американской делегации», приехавшие в Газу, «были шокированы, узнав, что израильская блокада управляемой ХАМАС территории подразумевает запрет на ввоз таких продовольственных товаров, как чечевица, макароны и томатная паста», — сообщает «Индепендент».
В середине мая Палестинский центр по правам человека сообщил, что в результате израильской блокады в системе здравоохранения Газы закончились 110 наименований медикаментов и 123 наименования медицинских принадлежностей, а в течение следующих трёх месяцев закончатся еще 76 наименований медикаментов и 60 наименований медицинских принадлежностей.
В самом начале блокады Дов Вайсгласс, советник тогдашнего премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта, дал хладнокровный комментарий: «Идея состоит в том, чтобы посадить палестинцев на диету, а не уморить их голодом».
Такая «диета» имела катастрофические последствия для жителей Газы, как это засвидетельствовал Джейми Стерн-Вайнер на веб-сайте «Нью Лефт Проджект»:
«По состоянию на ноябрь 2009 года, 60% населения сектора Газа, согласно данным Всемирной продовольственной программы ООН и Продовольственной и сельскохозяйственной организации, испытывали «нехватку продовольствия», а еще 17% рассматривались как уязвимые в плане продовольственной защищённости.
Среди людей, подверженных риску голода, две трети составляют дети, они страдают от все более растущего недоедания и от задержек роста. Уровень анемии среди детей в возрасте от 9 до 12 месяцев, по оценке Всемирной организации здравоохранения, составил 65,5%.
По данным исследования БАПОР (Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ), “число палестинских беженцев, совершенно не имеющих возможности получить доступ к продовольствию и средств для приобретения даже самых простых вещей, например мыла, школьных принадлежностей и безопасной для питья воды... утроилось с момента установки блокады в июне 2007 года”.
Из-за блокады практически не происходило восстановления домов и других зданий, разрушенных во время вторжения Израиля в сектор Газа в 2008-2009 гг. Согласно Программе развития ООН, через год после окончания вторжения как минимум 20000 палестинцев всё ещё оставались выселенными из по меньшей мере 3500 домов, разрушенных в ходе операции “Литой свинец”. Было восстановлено только 17,5% школ и других учебных заведений».
Это лишь некоторые из последствий медленного удушения Газы Израилем — но пропагандистский аппарат Израиля работает в полную силу, демонизируя международных активистов, входящих во «Флотилию свободы» Газы, обвиняя их во мнимом насилии.
Истина очевидна. Дубинки и другое самодельное оружие, использованное активистами для самозащиты от нападения спецподразделений, не способны причинить и толики того ущерба, который Израиль ежедневно наносит Газе своей блокадой.
***
Нападение на «Флотилию свободы» показывает, насколько серьёзно Израиль воспринимает солидарные международные усилия по снятию блокады Газы. Израильский истеблишмент был готов столкнуться с ещё одним международным протестом против насилия ради того, чтобы показать пример остальным. Вот как пишет об этом в своем блоге «Informed Comment» эксперт по Ближнему Востоку Хуан Коул:
«Возможно, смерти и ранения были откровенным и жестоким предупреждением тем активистам, которые в будущем пожелают оказать помощь Газе: предупреждением о том, что, создавая новые флотилии для помощи палестинцам, они рискуют жизнью. Израильские крайние правые, возможно, почувствовали, что в противном случае возникнет опасность того, что через несколько месяцев соберется ещё более крупная флотилия и что в конечном итоге блокада Газы будет нарушена».
Если именно это и было, по сути, целью Израиля, то как минимум в одном его действия возымели обратный эффект. Во вторник египетское правительство под давлением растущего недовольства по поводу израильской агрессии объявило, что открывает границу с сектором Газа «на неограниченное время». Ранее Египет закрыл свою границу с Рафахом, что сыграло решающую роль в поддержании блокады Газы и сделало Египет младшим партнером США и Израиля.
Тем не менее израильские лидеры могут надеяться на то, что ситуация будет складываться в их пользу до тех пор, пока на их стороне будет поддержка правительства США.
Это решающий фактор во всех их расчетах. Израиль нуждается в поддержке со стороны правительства США — не только в политической поддержке, нейтрализующей международную оппозицию в Организации Объединенных Наций и в других местах, но, что еще более важно, в 3 миллиардах долларов, ежегодно предоставляемых Вашингтоном своему сторожевому псу на Ближнем Востоке.
«Похоже, израильтяне принимают решения, исходя из предположения, будто им сойдет с рук всё что угодно», — пишет комментатор «Атлантик» Эндрю Салливан в конце длинного поста в блоге, посвященного израильскому вторжению. То, что даже такой далекий от радикализма человек, как Салливан, выразил столько гнева в адрес Израиля, является признаком того, что мнения в США изменились даже в среде политически умеренных деятелей.
Но в конечном итоге Израилю может сойти с рук практически что угодно — до тех пор, пока он вправе рассчитывать на поддержку правительства США. Вот почему именно американские противники войны Израиля с Палестиной должны восстать против того курса, которого придерживается Вашингтон, оказывая Израилю политическую и финансовую поддержку.
Мы можем начать с противостояния лжи израильской пропаганды с помощью правды — и обеспечить верное изложение всех фактов, связанных с рейдом спецподразделений на «Флотилию свободы» и беспощадной блокадой, в которую попали полтора миллиона палестинцев Газы. Мы можем и дальше развивать движение за бойкот Израиля, изъятие его капиталовложений и введения санкций в его отношении — и создавать организацию для прорыва блокады сектора Газа.
2 июня 2010 г.
Перевод Станислава Барышникова
Англоязычный оригинал опубликован на сайте socialistworker.org
[
Оригинал статьи]