Юго-восток Москвы, Кузьминки, сквер у кинотеатра «Высота» (улица Юных Ленинцев, вл. 52). Именно здесь разворачивается очередной раунд борьбы москвичей против печально знаменитой программы нынешнего мэр Москвы С.С. Собянина «200 храмов Москвы». Примерно половина сквера будет уничтожена, когда на перекрестке улиц Маршала Чуйкова и Юных Ленинцев начнется возведение «храмового комплекса»[1]. Естественно, подавляющее число жителей окрестных домов против. В одном из самых бедных и социально неблагополучных «спальных» районов Москвы, застроенном в основном 50-летними «хрущевками», с разгулом наркомании, с большим количеством мигрантов, с кучей транспортных проблем, есть только одно богатство. Это — Кузьминский парк и природные комплексы на территории района. Поэтому борьба будет вестись за каждое дерево![2]
Если прежний мэр Лужков оставил по себе печальную память разрушением исторического облика Москвы, то Собянин, безусловно, войдет в историю города как градоначальник, одаривший москвичей духовностью «шаговой доступности». Весьма логично, что в городе, ставшем, благодаря нынешним властям, эталоном культуры потребительства, его главе пришла в голову «здравая» мысль сделать сеть по продаже культовых услуг столь же разветвленной и столь же типовой, как супермаркеты вроде «Пятерочки» или «Седьмого континента». Сходство поразительное, однако есть и принципиальная разница.
Всякий, кто захочет посетить в часы богослужений хотя бы несколько из почти 400 постоянно действующих московских храмов[3], обнаружит, что за духовностью в расфасовке РПЦ давки не наблюдается — «наполняемость» храмов оставляет желать лучшего. И как же, зададимся вопросом мы, поступит мудрый градоначальник, обнаружив, к примеру, что на рейсах такого-то маршрута пассажиров маловато? Правильно — добавит автобусов на маршруте! По крайней мере, наш мэр поступает именно так. И в этом его поддерживают префекты: главным вдохновителем строительства «скверного храма» в Кузьминках выступает Владимир Борисович Зотов, сидящий в кресле главы ЮВАО уже 22 года (с момента образования самих округов!) и давно уже ведущий себя в округе как феодал в родовом поместье. Глава управы В.В. Родионов и председатель муниципального собрания района Кузьминки А.Л. Калабеков, естественно, берут в такой ситуации под козырек.
В Кузьминках и окрестностях по крайней мере 5 храмов. Посмотрим, насколько востребованы услуги ближайших из них в часы утренней службы.
1. Владимирский храм-часовня на улице Маршала Чуйкова. Находится всего в 400 метрах (!) от места предполагаемого строительства храмового комплекса в сквере. Храм действительно небольшой, модульный, деревянный, из тех, что называют в народе «гундяевками». На обедне там присутствовало 25 человек и столько же еще могло вместиться.
2. Храм Влахернской иконы Божией матери в Кузьминском парке. Памятник истории и архитектуры, замечательный образец русского классицизма. Службу стояли 45-50 прихожан.
3. Огромный храмовый комплекс Преподобного Сергия Радонежского на Рязанке. Из двух храмов действует малый, в нем насчиталось 53 человека.
Итого примерно 125 прихожан. Символическая цифра — в Кузьминках проживает 125 тыс. человек. Т.е. утреннюю службу в одну июльскую среду посетил каждый тысячный житель Кузьминок! Заметим, для сравнения, что на 125 тысяч человек в районе всего две старые поликлиники, куда «в часы утренней службы» можно будет разве что войти, а вот попасть «на исповедь» к терапевту уже вряд ли удастся. (Впрочем, любому жителю Москвы, бывающему в городской поликлинике, вряд ли нужно подробно рассказывать, что там творится, особенно после «модернизации».)
Активная фаза борьбы за сквер началась тогда, когда в январе управа провела т.н. публичные слушания по поводу строительства. Провела втихую, не информировав должным образом жителей. Но главное — с грубейшими нарушениями закона! Согласно закону, участником слушаний, т.е. тем, чье мнение принимается к сведению и вносится в протокол, может быть только тот, кто живет в Кузьминках, или работает, или владеет недвижимостью. На деле на слушаниях присутствовали в большинстве своем жители других районов, в основном из Жулебино — прихожане отца Марка Кравченко, которому и достанется предполагаемый храмовый комплекс (кстати, с отдельным домом для причта). По сути, сам отец Марк и вел заседание. В этой ситуации честнее было бы провести публичные слушания о строительстве комплекса в Кузьминках прямо в жулебинском храме Иоанна Кронштадтского, после службы, и не морочить людям голову! К протоколу были приложены и более 5 тысяч подписей сторонников строительства, однако эти подписи были собраны не в Кузьминках, а в храмах по всей Москве, и подавляющее большинство адресов в подписных листах были отнюдь не кузьминские.
Поэтому одно из главных требований инициативной группы жителей — отменить результаты публичных слушаний (пусть и носят они только рекомендательный характер) и провести их заново. Хотя вряд ли в этом есть необходимость: инициативной группой собрано уже более трех тысяч подписей против строительства — собрано прямо в сквере, у жителей близлежащих домов, у настоящих, а не фальшивых жителей района.
Однако ни нарушения, ни протесты особого действия на префекта Зотова и главу управы Родионова не возымели. Префект всего лишь поручил создать т.н. «согласительную комиссию», в которую вошли администрация района, муниципальные депутаты и участники инициативной группы. Комиссия собиралась два раза и стараниями чиновников получилась не «согласительной», а конфликтной. Участникам инициативной группы и поддержавшим их депутатам затыкали рот, не давали привести свои доводы, не принимали во внимание вопиющие факты нарушений во время публичных слушаний. Ни на один поставленный жителями конкретный вопрос, касавшийся согласования строительства с различными московскими организациями (Департаментом природопользования, Москомархитектурой и другими), ответа дано не было! Наконец, разговор с жителями шел в таком тоне и в таких выражениях, которые иначе как откровенным хамством не назовешь. По тональности общение власти с жителями района напоминало диалог пахана с шестерками на воровской сходке. Особенно «вежлив» с жителями собственного округа был депутат Алан Лазаревич Калабеков — нынешний председатель муниципального собрания и бывший глава управы. Именно он, устав наконец оскорблять жителей, предложил вынести вопрос о храме на рассмотрение муниципального собрания депутатов (преимущественно единороссовского, как и вся московская власть) и сам же это предложение утвердил. В завершение всего участники комиссии вынуждены были выслушать пространный монолог главы управы Родионова, который, прежде чем покинуть сцену, поведал о том, что на самом деле его главная забота — чтобы жители были всем довольны. Вспомнилось бессмертное: «Утром мажу бутерброд — cразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, и компот не льется в рот!» В итоге обласканные властью «довольные» жители смогли отправиться по домам, а власть расселась по своим представительским «AUDI» и «BMW» и тоже укатила — печалиться о благе народа.
Ситуация с Калабековым, ярым поборником храма, вообще гротескная. Этот отставной полковник снискал себе славу не только на государственном, но и на научном поприще: защитил докторскую диссертацию и стал автором 15 работ по экологии больших городов![4] Уж не в них ли он «научно» обосновал вырубку скверов?
Однако если бы даже муниципальные власти и были против, вряд ли они смогли бы что-то возразить, когда за их спинами маячит фигура префекта — старого казака и большого патриота округа Владимира Борисовича Зотова, награжденного аж 5 орденами и 3 медалями РПЦ.
Жители отправляют запросы во все инстанции. Согласно письму Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы он дважды отклонил от согласования проект строительства храма в природоохранной зоне. Однако ни управу, ни префектуру этот факт нисколько не смущает! Хотя его одного уже было бы достаточно для переноса строительства.
Готовность чиновников идти даже наперекор закону вполне понятна. На территории сквера никогда не построишь жилой дом или торговый центр – пролоббировать можно лишь культовое сооружение. Но вот если его придется переносить, оно займет ту территорию, на которой рано или поздно мог появиться коммерческий объект. А это деньги – и немалые! Огромная коррупционная составляющая в московских ценах на недвижимость признается даже самими властями. Так что перенос строительства грозит власть предержащим большими финансовыми потерями.
Развернулась и информационная война вокруг храма. Со страниц муниципальной газеты «Кузьминки»[5] полился елей насчет «золотых куполов» и «малинового звона», противники же строительства были заклеймлены как «некая группа людей непонятной религиозной принадлежности». Затем напротив сквера на перекрестке появилась одинокая карикатурного вида фигура с бородой и иконой Николая II на груди. Фигура собирала подписи за храм в окружении символики «Боевого братства» и черносотенного «Союза русского народа», но жители Кузьминок от греха подальше боязливо обходили ее стороной. Слишком уж напоминало это существо известного героя «Мастера и Маргариты» Ивана Бездомного, безумно вышагивающего по улицам Москвы с иконой на груди и свечой в руках. Существо недолго пугало прохожих и было милосердно спасено полицией, не ставшей дожидаться санитаров из соседней психиатрической больницы.
В довершение всего по району стали расклеивать листовки, содержание которых весьма любопытно. Например, участники инициативной группы в защиту сквера, среди которых муниципальные депутаты, старшие по дому, ветераны труда, учителя, названы «мошенниками-безбожниками». Читаем далее: «Внимание, факт: мошенники выступают только против храмов. Любое другое строительство или даже настоящая вырубка им просто по барабану!» Прежде всего обращает на себя внимание стилистика (причем вряд ли авторы знают о том, что барабаном в церковной архитектуре именуют основание для купола). Неужели листовка обращена к дворовым хулиганам, а не к воспитанным и культурным жителям района, владеющим литературным языком? Но главное — инициативная группа во всех своих листовках и выступлениях подчеркивает, что она борется не против храма, а за сохранение сквера и перенос строительства, в том числе предлагая альтернативные места (например, у 68 больницы). И кто же здесь мошенник? И кто же здесь безбожно врет?
Но более всего впечатляет финал листовки:
«Если Вы считаете себя православным, то выступать “за сквер” и даже за перенос места строительства храма вы можете, но при одном условии: на это дело нужно получить благословение викарного архиерея или своего духовника. Сам же духовник обязан получить на такое благословение разрешение у священноначалия. В противном случае, если без благословения, вы выступаете против Бога. Подумайте, нужно ли это вам!»
Вот такое запугивание прихожан, вот такая «вертикаль власти». Не послушаться «викарного архиерея» — значит пойти «против Бога»! Неужели священноначалие на постоянной связи с Богом? В чате или по скайпу, интересно?
А если без шуток — по тексту данной листовки хорошо видно, что Русская православная церковь, оставаясь т.н. «традиционной конфессией», давно уже неотличима от типичной тоталитарной секты с жестким контролем за сознанием и совестью сектантов. Заметим, что именно с этим боролся церковный диссидент, обычный приходской батюшка Павел Адельгейм[6], убитый 5 августа 2013 года в своем доме.
После всего увиденного и прочитанного невольно вспоминаются слова Владимира Высоцкого: «Вот только жаль распятого Христа!» Вряд ли он, проповедуя, предполагал, какого сорта проходимцы примут на себя его имя! Хотелось бы спросить тех жителей Кузьминок, кто не просто считает себя православным, но и ходит в храм и не возражает против строительства: неужели вы действительно хотите, чтобы в новом храме, где бы его ни построили, стали хозяевами подобные сектанты? Или, хуже того, полубезумные черносотенцы с иконами Николая II на груди? Неужели это и является для жителей Кузьминок, для москвичей, тем самым спасительным «островком духовности»?
Борьба за сквер продолжается. 24 августа коммунисты в рамках предвыборной агитации накануне выборов мэра города провели митинг в сквере, где в том числе призвали спасти сквер и отменить планируемое строительство. Митинг почтили своим вниманием т.н. «православные активисты» из группы Кирилла Фролова. Особенно старался, будто на экзамене, некий Юрий Валентинович Шубин[7]. Сорвать митинг не удалось, однако «трояк» по дисциплине «политическая провокация» им поставить все же следует — хотя бы для того, чтобы не видеть их еще раз на пересдаче.
Следующий митинг, организаторами которого выступает уже инициативная группа защитников сквера, запланирован на 31 августа. Однако лозунг «Спасем наш сквер!» будет не единственным. Власть, которая не слышит требований жителей и общается лишь на языке окриков и оскорблений, должна уйти. И первыми на дверь укажут префекту В.Б. Зотову и главе управы В.В. Родионову.
Жители Кузьминок! Москвичи! Придите к 13.00 в субботу 31 августа в сквер у кинотеатра «Высота» и поддержите защитников сквера. Давайте вспомним накануне очередного выборного шоу, что подлинной властью в городе должен был народ!
26 августа 2013 года
По этой теме читайте также:
Примечания