Сергей Соловьёв
|
Соловьёв Сергей Михайлович (р. 1979) — редактор журнала «Скепсис», кандидат философских наук (2005), главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории (с февраля 2018 г.), ведущий научный сотрудник факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова (с февраля 2019 г.). Один из создателей и руководитель проекта Shalamov.ru с 2008 по ноябрь 2019 г. В 2000 — 2019 гг. — преподаватель, затем доцент Московского государственного психолого-педагогического университета. Сфера научных интересов: история России XX века, современная социальная философия, теория идеологии, история фашизма, судьба и творчество Варлама Шаламова.
|
|
Две части наследия 1968 года: левые между постмодернистским экскапизмом и городскими герильями
|
Сергей Соловьёв
|
«Слово “левый” стало после событий конца 1960-х гг. очень удобным — оно лишено конкретики и подразумевает лишь очень условную политическую окраску. Вроде бы все знают, кто такие “левые”, но под этим наименованием могут уживаться не просто различные, но прямо противостоящие друг другу феномены. И одно из последствий 1968-го в теории и политике заключается именно в том, что из “левизны” постепенно вымывалось конкретное содержание, что делало её, говоря языком “новых левых”, все более безопасной для Системы».
|
7 октября 2021
|
Через объектив солдата Вермахта
|
Сергей Соловьёв
|
«Фотография – явно постановочная, – на которой солдат Вермахта дает еду ребенку (№83), рядом другая, на которой солдат играет с детьми (№ 84). На обороте указана деревня — Сенная Кересть под Чудовым, сожженная немцами и так и не восстановленная после войны… И недалеко от этих снимков в книгу помещено изображение дорожных работ, где под надзором оккупантов дети и подростки чинят дорогу (с. 113), а затем – женщины, которые используются немцами для разминирования дороги как “живой щит”, о чем также свидетельствует надпись на обороте. И автор приводит не только перевод этой подписи, но и свидетельства, показывающие, что такая практика была обыденной».
|
22 июня 2021
|
«Не вешайте партизан у моего окна»: генерал-нацист без партийного билета
|
Сергей Соловьёв
|
«Но после поражений генерал несколько меняется. Он писал, что невозможно воевать при температуре −30, а русские, оказывается, воюют и при −40. “Пассивные” (но “коварные”) русские постоянно грозят смертью, партизанская война ширится, и Хейнрици отмечает в октябре 1943 г.: “За нашими спинами уже не просто хозяйничают партизаны, а восстает практически вся страна” — та самая страна, что по его недавнему мнению была населена “послушными” убогими людьми. Более того, услышав сообщение советской Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний нацистов о том, что его причислили к списку военных преступников, он вроде бы посмеялся, но — как отмечают комментаторы — изменил свое поведение и стал возражать против уничтожения оставляемых вермахтом городов, в частности Смоленска, хотя раньше в таком “гуманизме” замечен не был».
|
25 июня 2020
|
«Надеть намордник на эпоху…» Варлам Шаламов как биограф
|
Сергей Соловьёв
|
«Шаламов действительно написал историю России ХХ века. Своими “Колымскими рассказами” и — биографиями её трагических персонажей, забытых и забываемых ныне из разных идеологических и прочих соображений. В свои краткие биографии он не мог поместить “весь контекст социальной действительности в ее исчерпывающей полноте”. Но Шаламов стремился сохранить в памяти общества имена своих героев как “участников огромной проигранной битвы за действительное обновление жизни” — таких же, как и он сам».
|
18 июня 2020
|
Владлен Логинов: «Вокруг Ленина сейчас мало сволочей»…
|
Сергей Соловьёв,
Владлен Логинов,
Марианна Арманд
|
«Очень важно понять, в чём же дело, почему же Ленин всё время был погружён в склоки? Почему с этими поссорился, с теми поссорился? Потому что он по-другому понимал принципиальность. Это от народничества, я бы даже сказал, от народовольцев идёт такая преданность делу. Они же всегда преданность делу ставили выше всего. И ведь очень часто мы вырываем все эти дискуссии из реального исторического контекста. Та же история с расколом на втором съезде РСДРП. <...> По отношению к Мартову тоже... Крупская пишет, как Ленин радовался каждый раз, когда Мартов начинал колебаться в сторону большевизма! Дело, дело, дело прежде всего — а остальное всё второстепенно».
|
23 апреля 2020
|
Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации
|
Сергей Соловьёв,
Николай Кудряков,
Валерий Легасов
|
В основе этой книги лежат уникальные материалы: интервью, статьи и воспоминания академика Валерия Легасова, одного из руководителей ликвидации последствий Чернобыльской аварии, который первым в СССР и в мире проанализировал последствия катастрофы и первым подробно рассказал о них. Помимо них, в книгу вошли статьи о технологическом и политическом аспектах катастрофы, написанные с использованием и современных материалов, и ранее не публиковавшихся архивных документов. Книга позволит читателю сформировать свое мнение о Чернобыльской катастрофе вопреки псевдонаучным теориям и политизированным популистским схемам.
|
7 декабря 2019
|
«Попытка декоммунизации в России привела к краху десталинизации»
|
Сергей Соловьёв
|
«Для [современной российской идеологической] системы табуировано все – и в этом смысле ситуация тут родственна с восточноевропейской – что касается революционного прошлого, связанного с содержанием советской символики, с официально декларировавшейся до конца советского периода борьбой за социальную справедливость. Но без этой революционной составляющей из исторического официоза выпадает сущностная часть нашего общего прошлого».
|
23 августа 2018
|
Николай II — невинная жертва?
|
Сергей Соловьёв
|
«“Мятежной толпою заявлять мне о своих требованиях преступно”. Преступно, по мнению царя, было заявлять о нужде, низкой зарплате, 12-часовом рабочем дне, унижениях со стороны фабричной администрации и полиции и т.д. Какое тупое равнодушие, высокомерие, отсутствие политического чутья, такта, понимания людей нужно проявить, чтобы простить рабочих за то, что их безоружное шествие было расстреляно полицией и войсками?! Как отреагировала рабочая масса на такое прощение? Быть может, когда уральские рабочие требовали расстрела царя в 1918 году — а факт этих требований и даже попыток самосуда хорошо известен — многие из них вспомнили и о “Кровавом воскресении” и последующем царском “прощении”».
|
17 июля 2018
|
Маркс не по шаблону
|
Сергей Соловьёв
|
«...Этот томик стихов мужа Женни держала при себе и никому не показывала, иногда перечитывала, а после смерти Маркса, пережившего жену на 15 месяцев, в его сюртуке был найден ее портрет... Маркс был влюблен в свою жену до самой смерти и мучился от того, что не смог дать ей жизни без страданий, заставил пройти через настоящую нищету, которая, по мнению супругов, была причиной смерти трех из шести детей. По словам дочери Маркса Элеоноры, «он потому и умел так остро ненавидеть, что был способен так глубоко любить». В навязываемые сейчас штампы о Марксе эти факты, безусловно, не вписываются».
|
28 июня 2018
|
Против раковой опухоли человечества
|
Сергей Соловьёв,
Дмитрий Субботин
|
«“Комиссар” — насыщенный острыми проблемами, сложными приёмами и образами, но в то же время очень прозрачный фильм о социальной ненависти и борьбе с ней, борьбе за справедливость и счастье. Фильм, универсальный в своей исторической конкретности. Фильм о том, за что красные сражались и почему победили в Гражданской, почему их идеал, коммунистический идеал — имеет общечеловеческое значение. Фильм, про который точно можно сказать, что он способен прояснить суть Гражданской войны и шовинизма не хуже качественных исторических исследований».
|
31 мая 2018
|
Основные вопросы русской революции и причины победы большевиков
|
Сергей Соловьёв
|
Что требовали массы между Февралём и Октябрём? Почему правые эсеры и меньшевики не осуществили буржуазно-демократических преобразований? Аграрный вопрос в России в 1917 году. Крестьянские захваты земли. Рабочий вопрос в России в 1917 году. Забастовочное движение. «Немецкие деньги» большевиков: анатомия мифа. Объективное и субъективное в причинах победы большевиков. Ленин, Троцкий и Сталин в Октябре.
|
28 декабря 2017
|
«Октябрьская революция — не событие, а процесс»
|
Сергей Соловьёв,
Владимир Ханелис
|
«25-26 октября 1917 года началась самая настоящая революция, в ходе которой прежние господствующие классы потеряли и власть, и собственность, радикальным образом сверху донизу изменилась не только политическая система российского общества, но и его социальная структура. И каких бы разных оценок этих событий мы ни придерживались, оспорить этот факт невозможно. А сейчас те, кто использует слово “переворот” по отношению к Октябрю, пытаются таким довольно нелепым образом принизить значение этого события. Вот произошедшее 3 июня 1907 года, когда Николай II росчерком пера изменил избирательное законодательство вопреки им же подписанным “Основным законам Российской империи”, — вот это был государственный переворот».
|
22 ноября 2017
|
«Они поступили так же, как поступают американцы»
|
Сергей Соловьёв
|
«...Пресловутая теория тоталитаризма на самом деле ничего не объясняет. Тотальный контроль над личной жизнью людей, над «черным рынком», над семьей даже в сталинском СССР времен апогея «культа личности» был невозможен. Находились люди, которые откровенно говорили с иностранцами, воровали из госказны; кто-то восхищался американскими фильмами и танцевал в клубах. Тотальный контроль над жизнью людей пока возможен только в антиутопиях Оруэлла, Хаксли и других корифеев жанра. А реальную жизнь нам позволяют представить — со всеми возможными оговорками — такие документы, как “Русский дневник” Джона Стейнбека и фотографии Роберта Капы».
|
28 октября 2017
|
«Ни Февраль, ни Октябрь не были заговорами»
|
Сергей Соловьёв,
Александр Рабинович
|
«Трудно найти среди многих важных событий, произошедших после 1917 года, такие, которые не были бы связаны с результатом русской революции. Это важнейшее событие! С моей точки зрения, это была настоящая революция, социальная и политическая. Я полагал в начале 1990-х, что будет новый исследовательский бум, мне было ясно по моей работе, что мы очень многого о русской революции не знаем: и о конкретных личностях, и о различных аспектах революции, и о революции в провинции, в провинциальных городах, и т.д., и т.д. Есть несколько книг о революции в провинции, но этого мало... Или, например, сравнительные исследования революций в России и в Германии — в 1918 году, — их нет… Но бума не случилось».
|
12 апреля 2017
|
Идеология в современной российской школе
|
Сергей Соловьёв
|
Идеологические колебания 1990-х годов: от князя Авесхана до «правового самодержавия». Вторая половина 2000-х: осторожное возрождение «государственничества» и «империи». Идеологические скандалы с учебниками истории («либерализм» vs «патриотизм»). Победа клерикализации: церковь как элемент системы образования. Единый учебник истории: споры и суть проблемы. Конспирология и фольк-хистори в образовательном контексте. Идеология в школе — каковы перспективы?
|
1 сентября 2015
|
«Любой расстрел 37-го года может быть повторён»
|
Сергей Соловьёв
|
«Мы с фотографом Эмилем Гатауллиным оказались на Колыме благодаря историку и геологу Ивану Джухе, который в августе 2014 года организовал экспедицию, посвященную шаламовской Колыме. Мы хотели увидеть и показать Колыму такой, какой она стала сейчас, понять, насколько там сохранилась атмосфера, знакомая по прозе “Колымских рассказов” и поэзии “Колымских тетрадей”».
|
5 августа 2015
|
РПЦ как идеологический аппарат в современной России
|
Сергей Соловьёв
|
Взаимоотношения церкви и государства в советский период и их изменения в конце 1980-х гг. Как начинался идеологический поворот в сторону РПЦ? Сколько в России православных: 10% или 80%? Церковный штурм системы образования: священник в постперестроечной школе. Курс «Основы православной культуры»: от отступления к повсеместному введению. Победа клерикализации: РПЦ как элемент системы образования.
|
27 июля 2015
|
«Повесть наших отцов» — об одном замысле Варлама Шаламова
|
Сергей Соловьёв
|
«Шаламов считал, что книга о Климовой должна рассказать о величии трагедии революционного и послереволюционного поколений, задать нравственный образец, планку после господства сталинизма и несбывшихся надежд, пробужденных революцией. Как пишет Шаламов Столяровой: “Эта история не только позволяет изучить эпоху — надеть намордник на эпоху”»
|
26 ноября 2014
|
Россия в Первой мировой войне
|
Сергей Соловьёв
|
«Патриотический подъём в России в начале войны. Царский двор, Государственная Дума, Совет министров в годы войны. Военно-промышленные комитеты и земства в мировой войне. “Распутинщина” как симптом революционной ситуации. Николай II в годы войны. Кто развалил русскую армию: революционеры или правительство? Главный вопрос лекции: была ли возможна революция без войны?»
|
11 ноября 2014
|
О чем скорбим, о ком не плачем
|
Сергей Соловьёв
|
«С начала 2000-х годов в российском сельском хозяйстве поднимаются агрохолдинги, которые контролируют сотни тысяч гектаров земли. Земли бывших колхозов и совхозов были захвачены в ходе рейдерских захватов и кровавых разборок (история Цапков, ставшая известной, — это только верхушка айсберга). У новых латифундистов есть своя вооруженная охрана, своя полиция, с ними связаны местные власти. По сути, в деревне произошло возвращение в XIX век: леса для охоты олигархов, бесправные батраки на полях агрохолдингов, насилие против несогласных. Сейчас в России вновь господствует «крупная частная земельная собственность, подчиненное положение сельского сообщества и государственный режим, в котором помещики являются частью политической элиты». Так что настоящее крепостное право не так далеко от нас, как кажется в городах. Но об этом говорят куда меньше, чем о разного рода душеспасительных образцах имперских времен».
|
7 ноября 2014
|
Российская империя накануне революции
|
Сергей Соловьёв
|
«Особенности капитализма в России: модель “периферийного капитализма” начала ХХ века. Спор советских историков о характере экономического развития предреволюционной России. Уровень жизни населения России в начале ХХ века. Продолжительность жизни, образование, развитие культуры. Последняя реформа Российской империи: столыпинская аграрная реформа. Причины неудачи и причины мифологизации Столыпина. Главный вопрос лекции: Была ли революция неизбежна?»
|
24 октября 2014
|
Дважды построенный мост через Колыму
|
Сергей Соловьёв,
Евгения Ильенкова
|
«На просторах Колымы кроме зданий в Магадане сохранились два самых ярких памятника подневольного труда, и оба в посёлке Дебин: здание больницы для заключённых (поначалу построенное как казармы Колымского полка) и мост через Колыму. Больница стоит, хоть и количество коек в ней сократилось с полутысячи до 150, а мост готовы снести».
|
26 сентября 2014
|
Власть факта. История для всех: между наукой и фэнтези
|
Сергей Соловьёв,
Никита Соколов
|
«Историк и публицист Никита Соколов и главный редактор журнала “Скепсис” Сергей Соловьёв — о том, как историки могут поспособствовать популяризации науки, чем тут поможет Интернет и можно ли с первых страниц отличить серьёзное исследование от фальсификации».
|
17 сентября 2014
|
Гражданская как «маленькая победоносная»
|
Сергей Соловьёв
|
«На Украине идёт война не просто между властью и “сепаратистами”. Новая власть на Украине запугивает Восток, эта война для неё одновременно “маленькая победоносная” (поскольку никакого другого врага — читай: Россию в Крыму — украинские олигархи просто не способны победить по причине разваленной и разворованной армии). Даже если “антитеррористическая операция” закончится успехом, то Украина как страна проиграет, сделав громадный шаг на пути к превращению в банановую республику под внешним управлением. <...> С одной стороны, разваленная экономика и диктат крупного капитала будут вынуждать власти выполнять требования МВФ и союзников из США и других стран Запада. С другой стороны, перманентный экономический кризис делает войну удобным средством отвлечения внимания от социальных проблем и предотвращения протестов. То есть — это делает неизбежными тысячи смертей».
|
24 июня 2014
|
Власть факта. 1914 год: от мира к войне
|
Сергей Соловьёв,
Григорий Шкундин
|
«Есть мнение, что Первая мировая война и революция 1917 года нарушили естественный ход российской истории. Приводятся данные о невиданном экономическом росте и успешных реформах в стране до 1914 года. Но есть и другой взгляд: некомпетентность власти и острые социальные проблемы давно вели Российскую империю к гибели. Какой была жизнь страны перед войной и что произошло с Европой после выстрела в Сараево?»
|
20 марта 2014
|
Страх перед пальцем
|
Сергей Соловьёв
|
«Опасность для власти представляют отнюдь не малочисленные, оторванные от масс “гражданские активисты”, вышедшие поддержать заключённых. И, тем более, не схваченные наобум участники шествия 6 мая 2012 года. <…>
Ненависть к бюрократам-паразитам в обществе накапливается — вне идеологий, вне социального протеста, вне политики. И чем меньше в обществе будет навыков самоорганизации и солидарности — тем более жестоким и разрушительным может быть социальный взрыв».
|
26 февраля 2014
|
«Деидеологизация» и новые мифы. О некоторых особенностях историографической ситуации конца 80-х годов XX века
|
Сергей Соловьёв
|
«Можно констатировать, что в конце 80-х годов произошла не деидеологизация, а идеологический переворот в исторической науке, поддержанный либеральными интеллектуалами при помощи части партийной номенклатуры. Свобода исторических дискуссий на самом деле была существенным образом ограничена. Также советская (и вслед за ней российская) историческая наука оказалась неготовой к преодолению догматики, так как наиболее плодотворные в научном отношении теоретические группы в послевоенный период были задушены, их участники подверглись административным преследованиям, а подчас и травле».
|
8 сентября 2013
|
Медработники тоже могут побеждать
|
Сергей Соловьёв,
Елена Патяева
|
«Пример ржевских педиатров лишний раз показал, что провинциальная Россия, которая не качает нефть и не плавит руду, лишняя с точки зрения обитателей Рублевки и кремлёвских чиновников — это не известный И.Холманских с “Уралвагонзавода”. Это бастующие рабочие Калуги, Москвы, Питера, это врачи Ижевска, Ржева, Иваново, Смоленска, Брянска и других городов. Это множество людей, которые пока только набираются смелости и силы, чтобы возвысить свой голос. Не только из-за зарплат, не только ради улучшения условий своего нелегкого труда, но и ради своего человеческого достоинства, которое ежечасно оскорбляется чиновничьим произволом».
|
15 июля 2013
|
Кровь и ржавчина «железной леди»
|
Сергей Соловьёв,
Дмитрий Пономаренко
|
«Тэтчер — архитектор неолиберализма, и доктрину господства свободного рынка справедливее называть именно “тэтчеризмом”, а не “рейганомикой”. В международной политике американский президент также не раз следовал в кильватере британского премьера. В России ее политика стала ориентиром для гайдаровских реформ — “шоковой терапии”. Из Тэтчер еще при жизни отечественные (нео)либералы делали икону, и сейчас она точно займет место в их пантеоне — где-то между Ельциным и Пиночетом.
В новостных обзорах последней недели, конечно, не обходится без ложки дёгтя: обозреватели скороговоркой напоминают, что не у всех политика Тэтчер вызывала поддержку, что в Ирландии и Аргентине её имя вспоминают с негодованием, что для рабочих и малоимущих британцев её имя — это символ репрессий.
Скажем прямо: политика Тэтчер — это политика богатых против бедных».
|
12 апреля 2013
|
Неизбежность одиночества. Варлам Шаламов и идеологическая традиция
|
Сергей Соловьёв
|
«Известную сложность для реконструкции взглядов Шаламова создает противоречие, которое становится очевидным каждому, кто хорошо знаком с его творчеством. С одной стороны, известны резкие слова Шаламова о народе и крестьянстве. В своей ранней — пока ещё благожелательной — критике “Одного дня Ивана Денисовича” Солженицына Шаламов, помимо прочего, отмечает: “Из крестьян стукачей было особенно много. Дворник из крестьян обязательно сексот и иным быть не может”. <...> С другой стороны, известны совершенно иные слова писателя о революции, шаламовская симпатия к эсерам, преклонение перед народовольцами, наконец, участие в троцкистской оппозиции конца 20-х годов».
|
25 марта 2013
|
Последствия Освенцима: свобода как сопротивление. Примо Леви и Варлам Шаламов о свободе в условиях расчеловечивания
|
Сергей Соловьёв
|
«И Шаламов, и Леви, в отличие от большинства выживших узников ГУЛАГа и нацистских лагерей смерти, однозначно утверждают справедливость двух тезисов. Первый: лагерь — только отрицательный опыт для человека. Второй: единственная возможность свободы и сохранения человеческого в лагере — ненависть и сопротивление. Но восстание, сопротивление возможно только до определенного физического предела: холодом и голодом человека реально свести к одним животным инстинктам. И именно это становится основой лагерного растления».
|
15 июня 2012
|
Ленин в современной Восточной Европе
|
Сергей Соловьёв,
Виктор Арсланов,
Марк Васильев,
Тамаш Краус
|
«Зачем такая очень сильная дискредитация основателя Советского государства? ... Что здесь происходит, в нашем регионе? По-моему, есть одна основная причина. Причина в том, что “Ленин” — синоним антикапиталистической альтернативы сегодняшнему режиму, сегодняшней системе российского полупериферийного капитализма».
|
13 июня 2012
|
Белорусское чудо: социально-экономическая ситуация, оппозиция и левые
|
Сергей Соловьёв,
Дмитрий Исаёнок,
Татьяна Стрельцова,
Лидия Михеева
|
«Сейчас в Беларуси ситуация, как в конце 80-х годов в СССР: власть позиционирует себя как левая, оппозиция — праволиберальная — говорит: Лукашенко коммунист, наследник Сталина и т.д. Он себя называет «левым» и оппозиция его так называет, и получается, что он «левый». В стране, где есть такое специфическое «левое» правительство, недовольные идут в правую оппозицию. <…> И мы — немногие белорусские левые — находимся в очень странной ситуации, когда якобы полусоциалистическое правительство проводит либеральные реформы, а недовольство этим правительством носит сугубо праволиберальный характер. Наша задача — пытаться объяснять суть происходящих в стране событий не с либеральных позиций, а с позиций классового марксистского анализа».
|
6 июня 2012
|
Дело рядового Зинатова
|
Сергей Соловьёв
|
«На каких основаниях можно воспитывать патриотизм по отношению к государству, которое убивало и мучило нищетой солдат Брестской крепости через 50 лет после начала войны? Много говорится о том, что в СССР наплевательски относились к ветеранам, особенно прошедшим через плен. Да, это так. В куда меньшей степени, чем пишут либеральные пропагандисты, но — так. Пришедшая же на смену СССР РФ довела рядового Зинатова до самоубийства, множество Зинатовых — до нищенской унизительной старости и мученической смерти».
|
8 мая 2012
|
Перегнуть, чтобы выпрямить
|
Сергей Соловьёв
|
«Каждый из вопросов, поставленных Тарасовым, нуждается в отдельном исследовании. Это и проблема революционной герильи, и «контр-гражданского» общества, и степени исчерпанности капитализма и т.д. К поднятым Тарасовым вопросам можно отнестись двояким образом. Можно — на основании ряда неувязок и недоговоренностей в статье — просто не принять ее всерьез. А можно воспользоваться поводом и острой постановкой вопросов — и инициировать спор. С теорией, и, соответственно, со стратегией у российских — и не только — левых обстоит не настолько хорошо, чтобы отмахиваться от такого обсуждения».
|
17 апреля 2012
|
Грабли — 2, 3, 4…
|
Сергей Соловьёв
|
«Задача левых должна заключаться именно в том, чтобы связать политический протест с социально-экономическим, чтобы объяснять всеми средствами неполитизированным гражданам, как именно связаны фальсификации выборов, путинская система, немцовско-пархоменская псевдооппозиция — и смерть людей на «Кольской», уничтожение промышленности, систем образования и здравоохранения!»
|
3 февраля 2012
|
Очередь в никуда, или Чудо православного бадминтона
|
Сергей Соловьёв
|
«Читатель, присмотрись внимательнее к окружающему. То, что тебе кажется нормой, то, к чему ты уже успел привыкнуть, несёт на себе следы гниения и распада. Торжествующий абсурд разлагающейся империи фасада может продолжаться ещё очень и очень долго.
Россия теряет XX век со всеми его достижениями и трагедиями. Но если XX века не было — его события и невыученные уроки имеют шанс повториться. Каким будет это повторение, что именно из XX века будет усвоено вопреки всем чудесам — зависит от нас».
|
24 января 2012
|
Почему церковь не любят?
|
Сергей Соловьёв
|
«в очередной раз мы получили наглядное подтверждение: сторонники РПЦ не хотят слышать резкую критику, не готовы вступать в спор по существу, а попросту говоря — трусят. “Скепсис” уже не раз сталкивался с этим: во время судебного процесса, инспирированного Валаамским монастырём; в ситуации с помещениями, отобранными РПЦ у детской поликлиники на Ленинградском шоссе; наконец, в истории с претензиями монастыря на территорию реабилитационного центра для детей-инвалидов “Детство” в Ленинском районе Подмосковья. Во всех указанных случаях, как и во множестве других, представители РПЦ и сторонники церкви либо бессовестно врали, либо делали вид, что неудобных для них фактов не существует вовсе».
|
1 декабря 2011
|
Герои ушедшего времени
|
Сергей Соловьёв
|
«Между нами, детьми демидовых и гагариных, строивших страну, попытавшуюся вырваться за пределы, из зависимости, от отчуждения, – и нынешними мародерами – кровь и руины. Разбросанные по стране гниющие, ржавеющие заводы, – это не памятник якобы никому не нужной “оборонке”, это разрушающиеся памятники нашим отцам, которых ограбили и обманули, унизили и убили. Мы этого не забудем».
|
20 ноября 2011
|
Перечитайте Шаламова
|
Сергей Соловьёв
|
«Почему Варлама Шаламова больше изучают за рубежом, чем в России? Почему этот писатель так важен для понимания нашего прошлого и настоящего? В чём конфликт между Шаламовым и Солженицыным? Комментарий главного редактора журнала “Скепсис” Сергея Соловьёва»
|
18 июня 2011
|
Точка невозврата пройдена
|
Сергей Соловьёв
|
«В условиях господства неолиберализма нужна идеология для быдла, для тех, кто должен работать, для тех, кто иностранный язык должен знать, как выразился один из наших реформаторов образования, в таком объеме, чтобы объяснить иностранцу, как пройти к вокзалу. Для них — “православие, самодержавие, народность”. А для тех, кто уровнем повыше — собственно неолиберальная модель, “идеология успеха”, идеология, очищенная от некоторых “перегибов”, напоминающих о фашизме, но в целом — идеология социал-дарвинизма. Точка невозврата пройдена, социальное и культурное наследство советского периода уже невосстановимо. Так что здесь — как и в экономике, как и социальной сфере — все надо начинать сначала».
|
5 апреля 2011
|
«Война» как симптом
|
Сергей Соловьёв
|
«Тем ценнее сейчас здравый смысл — не здравый смысл обывателя, а рациональность, выстроенная на научном понимании окружающего мира. И если ставить вопрос шире: поддержкой “Войны” её сторонники из левого лагеря отказываются от наследия Просвещения, от наследия великих революций XIX–XX веков, и ставят себя в совершенно иной контекст. Надо выбирать: либо Просвещение и марксизм, Троцкий и Чернышевский, либо постмодернизм и “акционизм”, Бодрийяр и группа “Война”. Гибрид, как мы видим, можно попытаться соорудить, но он неминуемо окажется вопиюще эклектичным, противоречивым — и уродливым».
|
27 декабря 2010
|
Мифы исторического капитализма
|
Сергей Соловьёв
|
«Валлерстайновская надстройка над теориями зависимости и периферийного
капитализма (Р.Пребиша, Т. Дус Сантоса, Ф.Кардозу, А.Гундер-Франка,
С.Амина и др.), а также над концепцией мироэкономик Фернана Броделя
оказывается не только слишком умозрительной и легковесной, но и
слишком идеологизированной наследием 1968 года, причем отнюдь не
лучшей частью этого наследия. Особенно эта слабость заметна в
прогнозах, которые Валлерстайн делает в конце книги».
|
22 октября 2010
|
Идеологические мифы в современных учебниках истории
|
Сергей Соловьёв
|
«В целом, идеологическая конструкция, которая выстраивается в учебниках, полностью соответствует попыткам правящих слоев сформулировать “государственническую” программу консерватизма, при этом проводящего “модернизацию” страны с опорой на ее “традиции”. Эта схема остается крайне абстрактной — и поэтому шатания в рамках “генеральной линии” остаются значительными».
|
21 мая 2010
|
Антикапиталистический ликбез
|
Сергей Соловьёв
|
«Чтобы проводить шоковую терапию в экономике – как это было в Чили в 70-е, в Китае в конце 80-х, в России в 90-е и в США после 11 сентября 2001 года, – обществу необходимо пережить тяжелую травму, которая или приостанавливает функционирование демократии, или полностью ее блокирует. Этот идеологический крестовый поход берет начало от авторитарных режимов в Южной Америке... и до сего дня весьма комфортабельно сосуществует рядом с тираническим правлением, принося хорошие доходы».
|
23 октября 2009
|
Комиссия и история
|
Сергей Соловьёв
|
«Фальсификацией истории занимаются обе стороны: и “либеральная” и “государственническая”. Просто первые — фанатики неограниченного рынка, частной собственности и свободы предпринимательства, а вторые воспроизводят уваровскую триаду “православие, самодержавие, народность”. Разница, конечно, есть, но и первые, в принципе, не против диктатуры (только своей), и вторые не против частной собственности (желательно их). И, например, Николая II Кровавого вместе с белыми генералами обеляют и те, и другие, поскольку красный цвет вызывает аллергию равно у обеих сторон».
|
2 июня 2009
|
Этика убийц
|
Сергей Соловьёв
|
«Именно это соучастие и огромная помощь интеллектуалов в проведении в жизнь политики расизма дали основания Виктору Клемпереру, чудом выжившему немецкому филологу еврейского происхождения, написать: “Если бы судьба побежденных была в моих руках, я отпустил бы с миром обычных людей и даже некоторых из вождей... но я бы вздернул всех интеллектуалов, а профессоров повесил бы на три фута выше, чем всех остальных” (с. 238). Но в послевоенной Германии, как известно, именно эта категория нацистских преступников отделалась легче всего».
|
24 марта 2009
|
Душа нацистского почтальона
|
Сергей Соловьёв
|
«Вместе с вопросом о моральных истоках нацизма в книге
Арендт постоянно поднимается вопрос об ответственности — нет, не
Эйхмана, с которым все ясно с самого начала, а о принципах
установления виновности. Понятное дело, что все жалкие сказочки битых
коричневых диктаторов и их подчиненных на тему “я только выполнял
приказ”, которые рассказывались в Нюрнберге, не могут восприниматься
сколько-нибудь серьезно»
|
23 января 2009
|
Антиклерикализм
|
Сергей Соловьёв,
Яков Кротов,
Евгений Ихлов
|
«Я категорически против того, чтобы называть кражей национализацию церковной и, кстати говоря, помещичьей или буржуазной собственности после революции. Я считаю это вполне закономерным и, более того, исторически справедливым процессом. А сейчас мы говорим о том, что церковь сегодня получает здания больниц, откуда выбрасываются медицинские учреждения, что церковь получает здания музеев – и коллекции терпят очень серьезный ущерб».
|
24 января 2006
|
Извращение к истокам. Зачем нужны «Основы православной культуры»?
|
Сергей Соловьёв,
Дмитрий Субботин
|
«Сейчас государственный натиск на систему образования так силен, что, видимо, в той или иной форме курс ОПК или ему подобные в школе в ближайшее время появятся. По этому случаю стоит припомнить слова умного и циничного французского министра Талейрана, который, наблюдая за поведением реставрированной во Франции династии Бурбонов, произнес: “Они ничего не забыли и ничему не научились”».
|
24 апреля 2003
|
Ипатьевская летопись, или История о том, как музей подвели под монастырь
|
Сергей Соловьёв
|
Поводом к написанию статьи послужила гибель уникальной деревянной церкви на территории Ипатьевского монастыря, уже переданной РПЦ… Но история противостояния музея-заповедника и Костромской епархии – хорошая иллюстрация для анализа проблемы в целом.
|
24 апреля 2003
|
Собрание популярных заблуждений
|
Сергей Соловьёв,
Алексей Вязовский
|
Этот текст – ответ на статью Сергея Худиева «Атеизм глазами христианина», в которой, по мнению авторов, «собраны почти все существующие заблуждения и предрассудки в отношении атеизма и научного мировоззрения».
|
24 апреля 2003
|
Необходимость скепсиса
|
Сергей Соловьёв,
Дмитрий Субботин
|
«В современном обществе, пронизанном идеологическими мифами, критика рационализма считается хорошим тоном. Ею занимаются и те, кто навязывает мифы “для бедных” (например, древнюю троицу “православие, самодержавие и народность”), и те, кто придерживается более “просвещенных” постмодернистских версий иррационализма. Сколько-нибудь помешать этому может лишь тренированное критическое мышление, то есть мышление скептика».
|
23 апреля 2003
|
Круглый стол «Левый поворот?»
|
Сергей Соловьёв,
Александр Тарасов,
Борис Кагарлицкий,
Кива Майданик
|
25 ноября 2004 года состоялась очередная встреча авторов и экспертов журнала «Свободная мысль-XXI». Повод для обсуждения дала статья содиректора Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» А. Н. Тарасова «Творчество и революция – строго по Камю: левая молодежь создает свою культуру». В дискуссии приняли участие Н.И. ДЕДКОВ, Б.Ю. КАГАРЛИЦКИЙ, К.Л. МАЙДАНИК, Б.В. МЕЖУЕВ, В.Д. СОЛОВЕЙ, С.М. СОЛОВЬЕВ.
|
3 марта 2005
|
Православие и образование: кто кого?
|
Сергей Соловьёв
|
«Налицо стремление православной церкви, ряда деятелей от образования и высших чиновников министерства образования воскресить богатые российские традиции промывки мозгов – на этот раз опять с помощью религии. Прямой обман, нарушения закона, исторические фальсификации – все имеющиеся средства уже пущены в ход».
|
15 мая 2003
|
«Скепсис» в программе «Читаем журналы» на радио «Свобода»
|
Сергей Соловьёв
|
«Наш журнал в качестве лозунга выбрал фразу: “Свобода начинается с сомнения”, и если совсем коротко обозначить программу журнала, необходимость скепсиса заключается именно в том, что без скепсиса невозможно существование свободной личности. А в современной российской ситуации, прежде всего, ситуации политической и, как следствие, интеллектуальной, этого самого скепсиса, недоверия к существующим догмам очень не хватает».
|
17 сентября 2003
|
«Пускай нам вечным памятником будет построенный в боях... капитализм!»
|
Сергей Соловьёв
|
«Помнит ли уважаемый читатель, как много у нас говорили про необходимость поставить школу вне политики? Как требовали всемерно ускорить этот процесс, называя его труднопроизносимым даже в трезвом виде словом “деидеологизация”? Как провозглашали “плюрализм” и “толерантность” основами образовательного процесса, забывая, впрочем, что плюрализм в одной голове в медицине называется просто “шизофренией”?..»
|
8 июля 2003
|
Фронтальная повторительная
|
Сергей Соловьёв
|
«Нашим методистам тоже сходит все что угодно: элементарная неграмотность, грубые фактические ошибки, постоянное и грубое насилие над русским языком. Однако они соблюдают все положенные штампы, что очень удобно для затушевывания настоящих, живых, болезненных проблем в истории и в современном обществе. Не случайно о преподавании самых интересных – потому что они затрагивают каждого – сюжетов пишут скучнее и бездарнее всего».
|
15 мая 2003
|
«Молот ведьм» как ценностный ориентир
|
Сергей Соловьёв
|
«...Самое печальное, что это “пособие” наверняка уже навязывается студентам, которые, находясь под дамокловым мечом экзамена, будут заучивать (ибо понять их невозможно) все эти курьезные определения и “ценностные ориентиры”. И боюсь, что отвращение, вызванное этой книгой, будет перенесено не только на методику, но и на профессию учителя в целом».
|
15 мая 2003
|
Во Франции введение религиозных дисциплин привело бы к гражданской войне
|
Сергей Соловьёв
|
«На вопрос известного московского учителя истории Леонида Кацвы о возможности преподавания во французской школе представителей церкви, профессор Дюбе ответил четко: “Во Франции это привело бы страну в состояние гражданской войны”».
|
15 мая 2003
|
Плоская икона как особенность культуры
|
Сергей Соловьёв
|
Рецензия на наиболее приличного представителя семейства пособий по основам православной культуры. О предмете и обо всех остальных учебниках читайте статью «Извращение к истокам» в №2 «Скепсиса».
|
15 мая 2003
|