Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Почему московские врачи готовят «итальянскую забастовку»

Выступление на пресс-конференции «Итальянская забастовка» в поликлиниках Москвы, 16 марта 2015 года.

В конце 2014 г. Правительством Москвы и Департаментом Здравоохранения была начата программа «оптимизации» здравоохранения города. Начали массово закрываться больницы. Правительство Москвы аргументировало это тем, что большее значение теперь будет предаваться амбулаторному звену, и большинство людей должны будут лечиться в поликлинике. Однако руководители московского здравоохранения сами же неоднократно упоминали о дефиците кадров в амбулаторном звене, особенно в участковой терапевтической и педиатрической службе. Посему было бы логичным сначала расширить или хотя бы укомплектовать штат поликлиник.

Однако этого сделано не было.

В итоге, стационары закрыли, в оставшихся сократили койки, поток пациентов в поликлиниках увеличился, но при этом врачей не прибавилось. Соответственно, нагрузка на врачей в поликлиниках возросла. Более того, в московских поликлиниках начались сокращения. Причины этого до сих пор остаются непонятными как для врачей, так и для пациентов. Если Правительство города делает ставку на лечение пациента в поликлиниках — логично усиливать это звено, расширять амбулаторную сеть, увеличивать штат. Но все происходит наоборот. Врачей сокращают в поликлиниках, сокращают целые специальности, отделения (например, стоматологию, физиотерапию, УЗИ), некоторые учреждения даже планировали вовсе закрыть (например, филиал №5 ДКЦ 5), но пока жителям удалось отстоять свои поликлиники, собирая подписи в их защиту.

Ни для кого не секрет, какое место занимают в структуре онкологической заболеваемости женского населения рак молочной железы и женских половых органов. Каким образом, выполнению Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» способствует ведущееся в поликлиниках сокращение специалистов маммологов и гинекологов? Пациентам и до этого нелегко было попасть к врачу, а стало попасть еще сложнее. В связи с чем, Правительство Москвы, даже не попытавшись разобраться в причинах сложностей записи к врачу (которые лежали на поверхности) приказало Департаменту Здравоохранения, а тот — руководителям учреждений на местах, любыми способами повысить доступность к врачу, чтобы любой пациент мог записаться к терапевту в день обращения, к специалистам — через 3 дня. Но, если вместо 10 врачей есть 5, вместо 4-х — один... разве можно сделать так, чтобы к ним было легко попасть?

Руководство, тем не менее, нашло способы:

1-й способ — увеличить время работы врача на приеме (вместо 4-х часов — 6, вместо 6 — 7 или 7,5).

2-й способ — сократить время на прием одного пациента. И врачи, и пациенты, всегда были солидарны, что 12-15 минут (в зависимости от специальности), отведенных врачу на приём пациента — это крайне мало. А его еще уменьшили. Руководство аргументирует это тем, что в соответствии со ст. 160 ТК РФ нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования. Что якобы ЕМИАС значительно облегчил врачу работу и экономит время.

Но это не так. Количество бумажной работы не сократилось, ЕМИАС работает медленно, часто «висит». Нет научного обоснования тому, что в настоящее время прием одного пациента стал занимать меньше времени, чем в советское время. Более того, Минздрав разработал новые нормы, которые пока не приняты, но тем не менее существуют — и это 15 минут на прием одного пациента. Однако в реальности прием акушера-гинеколога и кардиолога, к примеру, сократили с 20 минут до 12, терапевта с 12 до 10 (а в некоторых учреждениях и до 8 минут), у педиатров с 15 до 8 (а кое-где и до 6 минут). Но записи к врачам все равно полные, т.к. везде не хватает врачей.

3-й способ — заставить врача работать в выходные в добровольно-принудительном порядке.

4-й способ — у каждого врача в системе ЕМИАС раньше запись была на места для записи первичных и повторных пациентов. На первичные места пациенты записывались сами, на повторные места врач записывал пациентов на листе нетрудоспособности, повторный прием по результатам обследования, диспансерную группу. Для обеспечения доступности администрация уменьшила места для повторной записи, а в некоторых учреждениях не оставило их вообще. Однако в обязанности врача входит давать пациенту талон на повторный прием к себе. И такой возможности у него теперь нет. Более того, на последний интервал приема выдается от 3-х до 20-ти талонов «в живую очередь» для остро заболевших пациентов. В итоге, врач принимает от 40 до 80 пациентов в день.

5-й способ — поскольку, в связи с дефицитом кадров, вышеперечисленные меры уже исчерпали себя — руководство пошло еще дальше, в некоторых поликлиниках главные врачи дали указание работникам регистратуры отменить часть записи по ЕМИАС к особенно дефицитным врачам, чтобы на эти места записались другие люди, а врачей обязали принять и тех, кто до этого записался, и вновь записавшихся. Естественно, что врачи не могут уложиться в норматив приема 10, и тем более 6 минут, и принимают пациентов дольше — очередь каждого последующего записанного отодвигается все дальше, очереди в коридорах растут, растет напряжение среди пациентов, растет усталость врача при таком режиме работы. А ведь прочую работу никто не отменял, ни заполнение документации, ни ведение диспансерных больных, ни прививки, ни вызовы на дом.

Вот и работают теперь врачи, вместо 6,5 — 7,5 часов, которые стоят в графике работы, от 10 до 14 часов. Ни перерыва на обед, ни отдыха. Из-за высокой психо-эмоциональной и физической нагрузки растет риск врачебной ошибки. Но, если врач совершит её — обвинят его, а не руководителей системы.

Налицо массовое нарушение руководством московского здравоохранения законодательства РФ, Трудового Кодекса, Конституции РФ (причем, как в части прав врача, так и прав пациента) и многих других законов.

Погоня за доступностью привела к резкому снижению качества медицинской помощи, что идет вразрез с конституционным правом пациента на доступную и качественную медицинскую помощь. В искусственно созданных руководством московского здравоохранения условиях постоянной перегрузки врача физически невозможно оказывать медицинскую помощь качественно.

Проводимые в амбулаторном звене сокращения специалистов нарушают Приказ Минздрава №366Н от 16.04.2012, который четко регламентирует необходимые нормативы наличия специалистов на определенное количество прикрепленного населения.

Нарушаются права врачей, не только как специалистов, как работников, но и как личности. Почему-то Правительство Москвы забыло о том, что врачи являются такими же гражданами, как и пациенты, и, как граждане, имеют равные с ними права. В том числе и право на защиту чести и достоинства (Статья 21 Конституции РФ: достоинство личности охраняется государством).

Нельзя противопоставлять врача и пациента, они являются едиными звеньями в цепи охраны здоровья пациента. Однако Правительство Москвы и Минздрав невольно или умышленно делают это. К примеру, тем, что на основании Постановления Правительства Москвы от 23.12.2014 811-ПП «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в г. Москве на 2015 - 2017г», медработники обязаны оказывать пациенту бесплатную медицинскую помощь, включая обследование и лечение, практически по всем существующим заболеваниям, однако, в условиях одноканального финансирования, это сделать невозможно, т.к. выделяется недостаточно средств, и руководству медицинских учреждений приходится заставлять своих подчиненных навязывать населению платные услуги. Таким образом, Правительством Москвы создан своеобразный «юридический капкан» для врача — с одной стороны врач юридически обязан оказать пациенту бесплатную медицинскую помощь, а с другой стороны у учреждения недостаточно для этого средств.

Кроме того, нарушается и закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Руководство медицинских учреждений и Профсоюза Работников Здравоохранения оказывает давление на представителей независимых профсоюзов медицинских работников, которые начинают создаваться в Москве. Руководство утверждает, что с независимыми профсоюзами считаться не нужно. Хотя по закону все профсоюзы имеют равные права.

Неоднократно руководители Московского здравоохранения заявляли о том, что они оснастили медицинские учреждения самым современным оборудованием, привели их в соответствие с европейским уровнем. Однако это не так. Наше нынешнее оснащение отстает от уровня западных стран на 20, а то и на 30 лет. Иностранцы смеются над нами, говорят, что мы, в России, «лечим топорами». И они правы. Закупленное оборудование, в большинстве своем, давно морально устарело, либо самого низкого уровня качества. Нет элементарных экспресс-тестов, которые уже давно используются на западе. К примеру, нет дыхательных тестов на хелико-бактер при язвенной болезни желудка, нет неинвазивного пренатального теста как скрининга при беременности. И это только 2 маленьких примера. Да что говорить, если в кабинетах терапевта нет даже глюкометров, пульсоксиметров, весов, ростомеров, пикфлуометров (которые должны быть в каждом терапевтическом кабинете в соответствии с Приложением №3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 923н). Т.е. на самом деле медицинские учреждения в Москве оснащены на уровне Европы 20-30 летней давности, а сроки пребывания в стационарах сократили до Европы современного уровня. Что не может не являться одной из причин роста смертности в Москве.

В московском здравоохранении зачастую все строится на устных указах, которые не имеют никакой юридической силы с одной стороны, а с другой стороны — невозможно доказать, что они были кем-то даны. Так, нам не удалось, к примеру, добиться от руководства ответа на вопрос каким приказом определен 6-часовой прием у терапевта и отводится 10 минут на пациента. При этом на словах мы неоднократно слышали, что «так решено и пути назад нет». 3 февраля мы официально, в письменном виде запросили у работодателя копии документов, которые регламентируют функцию врачебной должности, структуру рабочего дня сотрудников участковой медицинской службы. Получен ответ, что таких документов в ДКЦ №5 нет. Также мы неоднократно слышали от начальства и то, что нам следует забыть о «принципе участковости». Согласно федеральному законодательству в российском здравоохранении действует территориально-участковый принцип организации медицинской помощи населению, но, по сути, власти Москвы его уже отменили. Сейчас для пациентов открыта запись к любому участковому врачу, в том числе и пациентов, территориально относящихся к другим поликлиникам.

В конце февраля — начале марта этого года в интернете стартовал «крауд-сорсинговый проект» Правительства Москвы по решению проблем поликлиник. Не знаю, совпадение это или нет, каждый решит для себя сам. Но появился он после того, как медики из московских поликлиник начали интересоваться своими правами и это дошло до ушей Департамента Здравоохранения. При этом изначально на площадке проекта было заявлено, что изменение штатной численности, структура штатного расписания и строительство новых поликлиник, как варианты решения существующих проблем, рассматриваться не будут. А ведь именно эти решения, и только они, могут в корне изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. Любые другие изменения, без решения этих вопросов, существенных улучшений не принесут. Более того, экспертный отбор не прошли, и, соответственно, не были вынесены на голосование, многие разумные предложения. Например, увеличение времени приема одного пациента до научно-обоснованной, возможность приобретать лекарства по льготным рецептам в аптеках города, выделение отдельных учреждений, вроде диспансеров, для здорового населения, с возможностью прохождения там диспансеризации, прохождения комиссии на работу, получения справок. Зато 10 раз повторялся в голосовании вопрос об электронных картах, которые итак уже вводятся в Москве и являются решенным делом, и обсуждалась установка в поликлиниках аквариумов и автоматов с чипсами. В общем, делайте выводы о проекте сами.

Правительство Москвы неоднократно упоминало о том, что зарплата врача-терапевта в Москве составляет в среднем 100 тысяч рублей, что не соответствует действительности. Зарплата врача на 1 ставку в Москве составляет на данный момент от 20 до 50 тысяч. Хотя в 2013 году она реально составляла 60 — 110 тысяч. В конце 2013 года зарплата понизилась до нынешнего уровня и более не повышалась, а трудовая нагрузка при этом выросла в 2-4 раза.

В заключение я хочу сказать: истинная причина, побудившая нас к проведению этой пресс-конференции, и объявлению о возможности «итальянской забастовки», не в увеличении сверх-нагрузки на врача, а в четком осознании того, что следствием выматывающей гонки за «доступность» только одно — пострадают наши пациенты. Ведь в результате падает качество оказания им медицинской помощи, которую физически невозможно оказать в существующих условиях нашего труда.

Все, чего мы хотим — это чтобы нас услышали, провели честное, общественное, реальное (а не виртуальное), гласное обсуждение системных проблем московского здравоохранения, с участием руководителей всех уровней, представителей врачебного сообщества и сообщества пациентов, представителей политических партий, представителей прессы, для того, чтобы отныне и впредь вся работа московского здравоохранения строилась на законных научно-обоснованных принципах, дающих возможность врачу не только достойно работать, но и достойно отдыхать, а пациенту получать достойное лечение.

В связи с этим, мы обращаемся к Правительству Москвы, Депутатам Московской Городской и Государственной Думы, лично мэру города Москвы Собянину С.С. и Министру здравоохранения Скворцовой В.И. с просьбой создать в течение недели согласительную комиссию по проблемам здравоохранения в городе Москве, во избежание итальянской забастовки, которую нам придется начать в случае отказа властей от диалога, как жест отчаяния, как крик души врачей, поставленных в условия, когда они не могут истинно врачевать своих пациентов.

Просим также нашего Президента В.В. Путина, как гаранта Конституции, взять нашу проблему под свой личный контроль.

Статья была опубликована на сайте общественного движения «Вместе — за достойную медицину!» [Оригинал статьи]



По этой теме читайте также:

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017