«Cкепсис» публикует документ, изданный, судя по всему, чиновниками Правительства Москвы для внутреннего пользования. Департамент здравоохранения г. Москвы еще летом начал подготовку к новому масштабному закрытию больниц и других медицинских учреждений в городе. Так, только за последние полтора месяца в городе закрыто пять родильных домов — № 5, 26, 27, 36 и 67, в январе Департамент здравоохранения г. Москвы планирует закрыть еще родильные дома № 10 (филиал № 1 Центра планирования семьи и репродукции), 14, 16, 18 и 72. Закрыт и продан в частные руки терапевтический корпус ГКБ №7. Как понимает каждый, кто имел дело с родильными домами в Москве, там есть многое, что стоит реформировать, но вот избытком свободных мест они точно не могли похвастаться.
На более чем пятидесяти страницах документа расписан план действий по закрытию 28 медицинских учреждений — больниц и их филиалов (роддома, медсанчасти и др.). Получается, как мы и писали неоднократно, что чиновники под видом «реорганизации» закрывают, а по сути уничтожают медицинские учреждения. Это происходит по очень простой схеме: сначала больница или роддом делается «филиалом» другой больницы, а затем, как это видно из документа, закрывается. Имущество же распродается, земля попадает в руки частного бизнеса. Эта грандиозная ликвидация принесет кому-то — в том числе, мы думаем, и тем чиновникам, кто ее организовывает, огромную прибыль. Это очередной «распил» бюджетной сферы, миллиардов от продажи недвижимости и расходов на саму оптимизацию — за счет налогоплательщиков, обычных граждан, которые таким образом оплатят неминуемое удорожание и ухудшение заботы о собственном здоровье.
Однако, больницы это не только стены и медицинская техника. Это прежде всего люди. Это складывавшиеся годами, если не десятилетиями коллективы врачей и других медицинских работников. Именно коллективы разрушают чиновники. И никто из них, естественно, ни на секунду не задумывается о том, что для создания новых коллективов врачей требуется минимум 10–15 лет. Таким образом, происходит уничтожение здравоохранения и медицины в стране.
Что же интересует чиновников? Документ дает исчерпывающий ответ. Это совсем не количество вылеченных пациентов и качество лечения, а «выработка на персонал», «выработка на 1 кв. м. зданий», «выработка на 1 кв. м. земли», «оборот койки», «доходность койки», «расходы на оптимизацию». Вот, что ликвидаторы всеобщего здравоохранения называют эффективностью больницы — это доходность отдельного учреждения, как если бы оно было переведено в частные руки и не ставило иных целей, кроме увеличения наживы. Неолиберальные реформаторы сперва оценивают работу государственных учреждений с точки зрения их доходности, а потом, как показывает опыт десятков стран, приватизируют то, что может приносить коммерческую прибыль. Медицинская эффективность системы здравоохранения — в том, чтобы любой человек мог быстро получить медицинскую помощь, выздороветь и меньше болеть; в том, чтобы врач мог уделять пациенту достаточно внимания; в том, чтобы больницы накапливали опыт и передавали молодым врачам. Доходность больницы требует, чтобы были очереди, поскольку иначе «простаивают койки»; чтобы пациенты обращались как можно чаще, ведь оплачивается каждый визит; чтобы врачи работали без продыху, а зарплату получали меньше; чтобы врачи были взаимозаменяемы и не позволяли себе такого лечения, доход от которого не просчитывается наперёд. Наконец, чтобы недвижимость доставалась тем, кто заплатит больше денег. И если новый хозяин решит, что выгоднее снести больницу и построить отель, то коммерческая эффективность бывшей больницы от этого только повысится.
Из документа можно узнать очень интересные вещи о московском здравоохранении. Например, о зарплатах медиков. Еще в 2011 г. — на тот момент — руководитель Департамента здравоохранения Москвы, а сегодня — зам. мэра Москвы по вопросам социального развития — автор всех преобразований в московском здравоохранении Леонид Печатников рассказывал, что заработная плата московских врачей выше 50 тыс. рублей. Но открыв документ на первой же странице, можно увидеть, что, например, в ГКБ № 61 в 2014 году средняя зарплата врача составляла 13 227 р.
В документе обозначены все фамилии ответственных за закрытие больниц и увольнения врачей. Прежде всего, это Алексей Иванович Хрипун — новый глава Департамента здравоохранения. Закрыв 28 медучреждений А.И. Хрипун уволит несколько тысяч московских врачей. И очевидно, что такая «реформа» не может осуществляться без согласия г-на Печатникова и самого московского мэра.
Г-н Печатников, когда
утечка попала в СМИ,
заявил, что
«на самом деле речь идет о реструктуризации и повышении эффективности медицинских учреждений города.
Вице-мэр рассказал, что за счет сокращения числа маленьких и “неэффективных” больниц появятся крупные многопрофильные стационары, а сокращения количества врачей вообще не будет. Печатников заявил, что врачам некоторых специальностей власти предложили за городской счет пройти переквалификацию».
Тем самым Печатников признал, что документ — подлинный, и массовое закрытие больниц на самом деле планируется. Однако при этом никто не спрашивал медицинское сообщество, медицинская эффективность «маленьких больниц» не выяснялась, так что власти пытаются сделать хорошую мину при плохой игре.
Более того, по известному сценарию, Печатников попытался сделать крайними… самих врачей:
«В интервью “Интерфаксу” вице-мэр особо отметил, что население “вопиет о поборах и вымогательствах” и “проведенное исследование показало, что, видимо, так оно и есть, раз медики, получающие 13 тысяч, не увольняются из больниц, а выходят на митинги в защиту своих медучреждений”».
«Скепсис» уже не раз писал о том, как именно пациенты защищают своих врачей, видимо, отстаивая свое право платить поборы. На самом деле, от наличия или отсутствия вымогательства совершенно не зависит, попадет та или иная больница в черный список. От чего зависит — смотрите план.
Сегодня фактически происходит осознанное разрушение системы здравоохранения, которая создавалась на протяжении последнего века. Это делается исключительно ради наживы, сокращения бюджетных расходов и, наверное, ради удовольствия от власти. Других мотивов у чиновников нет.
Ответом на эту антинародную реформу должно стать сопротивление. Врачи должны осознать, что без профсоюзного объединения, без организации сопротивления «реформе» у многих из них нет шансов сохранить достоинство и работу, нет шансов застраховать себя от произвола. Пациенты должны понять, как чиновники сталкивают их с врачами, и найти способы защиты своих прав на бесплатную медицину. Это могут быть и акции протеста, и судебные иски, и поддержка бастующих врачей. Недавние забастовка и голодовка работников скорой помощи в Уфе, которые сумели — на данный момент — остановить происходящий произвол, показывает, что сопротивление — возможно.
17 октября 2014 г.