Настоящий сборник[1] составлен из разножанровых научных, мемуарно-научных, шуточных произведений, связанных с А.А. Зиминым и его учениками и c более общей проблемой сохранения и введения в оборот наследия отечественных историков второй половины ХХ в. Материал расположен в хронологическом порядке. Первым оказался доклад А.Л. Хорошкевич в секторе истории феодализма Института истории СССР АН СССР, сделанный в начале 1969 г., предложенный 21 мая того же года журналу «История СССР» и отвергнутый его редколлегией. Важно подчеркнуть, что большую помощь автору в сборе данных о творческом наследии историков оказал А.А. Зимин.
Основную и наиболее обширную часть сборника составляет «Храм науки» А.А. Зимина (вторая редакция 1976 г.). К сожалению, в распоряжении составителя был неполный, как пишет сам автор, комплект второй редакции этого труда. Кроме того, все это были вторые-третьи экземпляры профессиональной машинописи, оставшиеся от переработки этой редакции в третью, для чего был, по-видимому, использован первый экземпляр второй редакции. Не исключено, что некоторые главы второй редакции вообще не подверглись переработке и их первые экземпляры просто перекочевали в папку третьей редакции. Однако эта вероятность не очень велика, если учесть, как тщательно и вдумчиво Александр Александрович относился к формулированию своих мыслей. В составе рукописи находятся и отдельные листочки, вставки, напечатанные самим автором (такие, в частности, имеются в разделе о М.Н. Тихомирове). В тех же главах, которые подверглись переработке (порой неоднократной), было целесообразно приводить варианты или давать текст в двух колонках. Поэтому, естественно, разные главы приняли разный вид, что может быть интересно для будущего исследователя стиля творчества Александра Александровича.
За текстом А.А. Зимина следует раздел «Отголоски первых чтений памяти А.А. Зимина», включающий «сборную солянку» из статьи Дж. Афферики, перевод доклада которой опоздал к Первым чтениям, шуточного опуса самого любимого ученика Александра Александровича — С.М. Каштанова по случаю 60-летия 5 июля 7408/1985 г. В.Б. Кобрина (который всегда считал себя учеником А.А. Зимина, не будучи таковым формально), неопубликованного обзора первых чтений памяти А.А. Зимина 14–17 мая 1990 г., написанного В.Б. Кобриным (менее чем за два месяца до смерти) и составительницей настоящего сборника. Эту часть завершает рукопись статьи самой поздней (по собственному возрасту) и самой верной ученицы А.А. Зимина — Кимы Григорьевны Межовой «Национальный вопрос в планах П.И. Пестеля» 1993 г. Вместо послесловия использован доклад А.Л. Хорошкевич на Пятых чтениях памяти А.А. Зимина 2010 г., по недоразумению (?) замененный ответственным редактором сборника «Историк ко времени» текстом старого (2008 г.) несостоявшегося и несостоятельного доклада в Иосифо-Волоколамском монастыре из архива В.Г. Зиминой.
Завершается издание библиографией трудов А.А. Зимина и работ, посвященных его творчеству, за 2000–2014 гг.
Таким образом, вторая редакция «Храма науки» неожиданно для составительницы оказалась «под конвоем» (простите этот термин, учитывая наше полувоенное время) произведений ученых и близких автору людей. Составительница надеется, что издание второй редакции «Храма» ускорит появление третьей, в которой самая «опасная» глава предусмотрительно (по словам М.О. Чудаковой) была изъята самой В.Г. Зиминой. Составительница льстит себя и другой надеждой, что появление «Храма науки» послужит толчком для издания (к 100-летию со дня рождения) планировавшегося самим А.А. Зиминым двадцатитомника его трудов и писем его первой жены, А.В. Новской, из Пензы в Ташкент в 1941–1942 гг. Вплоть до 1979 г. сохранялись не только рукописи, но и машинописный набор последних, что облегчит подготовку. Конечно, последнее маловероятно уже потому, что эти материалы не фигурировали и даже не были упомянуты при передаче личного архива Зиминых в Архив РАН 18 марта 2013 г. Но, как известно, надежда умирает последней…
Примечания