Громыхает гражданская война
от темна до темна.
Много в поле тропинок,
только правда одна.
Роберт Рождественский
Всё лето в Государственном центральном музее современной истории России будет проходить выставка «Три цвета правды», посвящённая «столетию Гражданской войны в России»[1]. На открытии присутствовал действующий министр культуры Владимир Мединский, оказавшийся к тому же автором идеи экспозиции[2]. Произносились общие слова о том, что, хоть и считается, что в Гражданской войне победили красные, победителей нет вообще, о том, что у каждой воевавшей стороны была своя правда и, разумеется, о том, что молодое поколение должно извлечь «уроки, чтобы никогда это не могло повториться»[3].
Куратор выставки Дмитрий Ликин упомянул об «отчасти клиповой» форме её организации, оправдывая необходимость подобного воплощения идеи желанием донести что-то в доступном виде «...тем из наших детей, кому это, мы надеемся, интересно»[4]. По его словам, невозможно понять наше настоящее, не имея чёткого представления о важнейших событиях столетней давности. Замечание справедливое. Но вот справились ли организаторы выставки с высокой задачей помочь разобраться в этих событиях? Почему под красивыми словами о неоднозначности, сложности темы Гражданской войны скрывается всё та же схема советского красно-бело-зелёного светофора? В какой цвет окрасить, скажем, мятеж Чехословацкого корпуса? А что насчёт красно-зелёного флага Комуча или бело-зелёного знамени Временного сибирского правительства, антибольшевистских организаций, присоединившихся к Уфимской директории, затем уничтоженной Колчаком?
Рассмотрим основные особенности организации «эмоционального пространства»[5] выставки. Оформление «Трёх цветов правды» обескураживает с самого начала. Под лестницей, ведущей к залу выставки, посетителей встречает грустный взгляд Николая II с фотографии на тёмной стене. Под портретом — никаких сопроводительных надписей; яркий свет выхватывает из темноты лицо отрекшегося от престола «помазанника божьего» (см. фото 1).
Фото 1
|
Посетитель поднимается по лестнице, входит в выставочный зал, и первое, что открывается взгляду — надпись «ЗА РУСЬ СВЯТУЮ И ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ!» с противоположной стены (см.фото 2).
Фото 2
|
Мы попадаем на символическую территорию белых, в то самое «эмоциональное пространство», где можно увидеть деревянный герб империи, иконы, чёрно-жёлто-белый флаг и прочую монархическую атрибутику. Вообще зал поделён на три тематические зоны, посвящённые трём основным силам, воевавшим в Гражданской войне. Полы и стенды выкрашены в белый, зелёный и красный цвета, на фоне которых, соответственно, располагаются документы, плакаты, оружие представителей трёх идеологий (см. фото 3, 4).
Фото 3
|
Фото 4
|
Это дизайнерское решение якобы было принято, чтобы передать «драматическое напряжение... событий»[6], чтобы выставочный зал послужил красочным просветительским «арт-проектом»[7]. На деле оформление, достойное игровой комнаты детского сада, является первым аргументом в защиту того, что ощущение явного идеологического подтекста выставки появляется у посетителей неспроста. Сделано всё, чтобы на эстетическом уровне, да и просто на уровне зрительного восприятия человеку легче и приятнее было рассматривать зону белых, ведь ослепительно-красный и ядовито-зелёный цвета сильно затрудняют адекватное восприятие экспонатов (см. фото 5).
Фото 5
|
Особенно это касается «красной» зоны, где обилие знамён самых разных оттенков красного вкупе с кумачовым полом вызывают визуальное отторжение (см.фото 6). Не нужно быть художником-оформителем, чтобы понимать: подобное воплощение идеи трёхцветной правды невозможно воспринимать адекватно.
Фото 6
|
Необходимо обратить внимание и на один содержательный момент. Среди лозунгов, вынесенных на самое видное место в центр «красной» части экспозиции, наряду с известнейшими «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабочим», присутствует и такой: «Смерть помещикам и капиталистам!». На самом деле такой лозунг в Гражданскую красными не использовался (по крайней мере – широко не использовался). Был другой лозунг, встречающийся на плакатах: «Смерть помещикам и капиталистам, восставшим против рабочих и крестьян!»[8] — почувствуйте разницу. Налицо не просто выдергивание из контекста (лозунги, появившиеся в период борьбы за власть и начала революции соседствуют с обрезанным лозунгом времен апогея Гражданской войны), но еще и прямая фальсификация.
Расположение самих экспонатов и подача информации — второй негативный аспект выставки. Биография ключевых деятелей Гражданской войны, носителей разноцветных «правд», подана на стилистическом уровне по-разному, в зависимости от объекта описания. Не будем останавливаться на надрывном описании смерти адмирала Колчака, на любовании эффектной внешностью барона Врангеля, на снисходительных комментариях в адрес судеб Троцкого и Блюхера... Симптом романтизации белых и демонизации красных не только не снят с повестки дня, но и мутирует, приобретая всё более изощрённые формы. В любом случае, это явление известное и пристрастность автора информационных текстов — не самая большая проблема выставки. Проблема всё в той же организации исторического материала, визуальной и логической. Если, знакомясь с историей белых, мы можем сразу увидеть программные документы, листовки и приказы руководителей и участников движения, агитационные плакаты (см.фото 7, 8), то в зоне красных львиную долю пространства занимают только знамёна отрядов, мастерских и комитетов (см. фото 9, 10).
Фото 7
|
Фото 8
|
Фото 9
|
Фото 10
|
Если плакаты белых, кричащие о зверствах красных комиссаров, антибольшевистские частушки и анархистские лозунги зелёных расположены на самом видном месте (см. фото 11, 12), то разоблачительные и сатирические плакаты красных в прямом смысле спрятаны от посторонних глаз: к ним можно подойти и рассмотреть лишь проскользнув в закуток (см. фото 13, 14, 15). Посетитель может запросто пройти мимо него.
Фото 11
|
Фото 12
|
Фото 13
|
Фото 14
|
Фото 15
|
Отдельно стоит сказать о звуковом сопровождении экспозиции. В зале, где выставлены основные экспонаты, музыки практически не слышно. Явственно она звучит в неком пространстве (что-то между отдельным залом и проходом), окрашенном в красный цвет. Там выставлены (или лучше сказать — опять спрятаны?) экспонаты, относящиеся к красным (элементы формы красноармейца, немногочисленные документы), а также картины, посвящённые Гражданской войне. Здесь можно было бы почувствовать некую признательность авторам выставки — всё же тема красных тоже оказалась неплохо раскрыта. Раскрыта лишь в плане количества материальных объектов, и всё же... Но не тут-то было. Скромный маленький экран в углу отображает, как в караоке, тексты звучащих в зале-коридоре песен. Как же должен, по мнению организаторов, звучать «саундтрек» к истории Гражданской войны? А вот как. Несколько раз подряд проигрывается песня «Смело мы в бой пойдём...» версии Белой армии, то есть «за Русь святую». Затем «Марш Красной армии». Затем «Бьют свинцовые ливни» — песня, написанная для фильма 1966 года «Неуловимые мстители». И снова — «...за Русь святую» несколько раз подряд. «За власть Советов», видимо, никто и не думал сражаться...
И всё это на фоне картин Евсея Моисеенко «Черешня», «Товарищи», «Красные пришли» — на фоне его трогательных отдыхающих красноармейцев, стремительных коней, суровых и светлых солдатских глаз. Впечатление создаётся, мягко говоря, странное. Мало того — видимо, дабы подчеркнуть «правильность» белогвардейского варианта песни, на экране этот текст, рядом с «красным» вариантом, ещё и выделен пожирнее (см. фото 16).
Фото 16
|
«Спустя 100 лет представляется возможность по-новому взглянуть на гражданский конфликт, захлестнувший страну, и разобраться, за что сражались противоборствующие стороны, и кто их поддерживал»[9] — пишут на сайте музея. Возможность есть, но выставка с громким названием «Три цвета правды» не даёт своему зрителю такого шанса. В самом деле, как разобраться, если создатели нигде не объясняют объективных причин поражения одних и победы других (ведь всё же признали, что победили красные)? Экспозиция заканчивается ещё одним информационным стендом: вывод организаторов в том, что, оказывается, «однозначных победителей в гражданской войне не бывает» — ведь, хоть боевые действия когда-нибудь и заканчиваются, но «...идеи, их породившие, продолжают жечь сердца участников». Если следовать такой логике, если определять победу как полное физическое уничтожение противника, то, возможно, и не бывает. Только победа определяется совсем не так.
Заявленный «отчасти клиповый» характер выставки направлен отнюдь не на привлечение молодой аудитории и помощь в осмыслении исторических событий. Несмотря на броское название и декларируемый создателями замысел, ни о каких поисках правды речи не идёт. В самом деле, даже если принять мысль о том, что историческую правду можно окрашивать в разные цвета, что уже попахивает эксплуатацией и спекуляцией, то и эта мысль осталась невоплощённой, причём намеренно. Создатели выставки не собирались приходить даже к компромиссу, не собирались показывать, что у всех участников Гражданской войны была своя правда. Физически неприятные цвета «эмоциональных пространств» красных и зелёных, выпячивание «здоровых» охранительских лозунгов одной стороны и укрывание важных документов другой, отсутствие внятных объяснений социальных, экономических и политических причин революции и Гражданской войны, бесконечное проигрывание белогвардейского варианта известной песни и выделение её текста жирным шрифтом рядом с красноармейским — это аудиовизуальная и лингвистическая пропаганда совершенно определённых идей, совершенно определённого цвета. Посетителей натаскивают на мысль о том, что настоящая правда была на стороне белых, причём натаскивают, прекрасно понимая, как бессильна в массе своей современная молодёжь перед клиповыми атаками.
30 июня – 3 июля 2018 г.
По этой теме читайте также:
Примечания