Межрегиональный профсоюз медицинских работников «Действие», основанный в декабре 2012 года, уже в апреле 2013 громко заявил о себе. Ижевское отделение профсоюза, состоящее из нескольких врачей-педиатров, со 2-го апреля проводит так называемую «итальянскую забастовку». Это первый успешный опыт проведения врачами акции протеста в таком формате в России. Изначально в акции должно были принять участие 17 педиатров из трёх поликлиник города Ижевска, но несколько человек не выдержали давления начальства и написали отказы от участия в забастовке, ещё двое врачей ушли на больничный, и «итальянскую забастовку» начали 11 педиатров.
Тогда администрации поликлиник устроили хронометраж действий «бастующих» врачей. В принципе это было одним из требований «забастовщиков»: согласно действующим нормативам на прием одного пациента необходимо затратить 15–20 минут, но по факту пациентов приходится принимать порядка 5–7 минут. Врачи хотели показать чиновникам Минздрава и своему руководству, что этого времени совершенно недостаточно для полноценного осмотра, но на деле хронометраж превратился в тотальный контроль с единственной целью — уличить врачей в недобросовестном выполнении своих обязанностей.
Министерство здравоохранения Удмуртии вместо того, чтобы прислушаться к проблемам медиков, обратилось в Верховный суд от имени главных врачей поликлиник с иском о признании забастовки незаконной.
Юрист Минздрава, ссылаясь на 55 статью Конституции[1] и положения Трудового кодекса, относящиеся к урегулированию трудовых споров, пытался доказать, что профсоюз «Действие» объявил и проводит забастовку в нарушение действующего российского законодательства. В качестве свидетелей были привлечены заместители главных врачей, трое заведующих педиатрическими отделениями поликлиник № 8 и № 9 и начальник отдела кадров девятой поликлиники. И здесь очень четко стал виден водораздел между людьми, приближенными к начальству, и рядовыми заведующими. Оба заместителя главных врачей и кадровик обвинили «бастующих» в неисполнении своих обязанностей, в нарушении «клятвы Гиппократа», в неуважении своих коллег, вынужденных принимать «не своих» пациентов, и все как один утверждали, что забастовка незаконна. Заведующие же говорили, что ни о каких забастовках они не знают и все врачи добросовестно выполняют свои обязанности.
Позиция обвинения сводилась к тому, что врач-педиатр должен принять всех пациентов со своего участка, и неважно, что время трёхчасового приема закончилось и пора бежать на вызовы. Сколько человек пришло — столько и нужно «обслужить», быстро и качественно. И не надо доказывать, что для приема одного пациента необходимо порядка 15 минут, — вполне достаточно и пяти. Юрист Минздрава Савенков Максим Владимирович заявил, что российским законодательством не предусмотрен такой вид протеста, как итальянская забастовка, и пытался доказать, что есть все признаки настоящей забастовки: наличие трудового спора в организации и частичный отказ наемными работниками от выполнения своих трудовых обязанностей. Но поскольку профсоюз «Действие» не заявлял о начале трудового спора, а лишь озвучил проблемы, существующие в отечественном здравоохранении и в конкретных детских поликлиниках города, а врачи добросовестно выполняли и продолжают выполнять свои обязанности в рамках своего рабочего времени, суд принял сторону врачей и отказался признавать работу по инструкции незаконной забастовкой. Еще до основного заседания на предварительном собеседовании юрист Савенков завил, что работа по инструкции незаконна, и судья удивленно поинтересовалась, действительно ли он так считает.
Когда «итальянскую забастовку» в Верховном суде Удмуртии запретить не удалось, руководство республики попыталось дискредитировать врачей и поддерживающих их гражданских активистов через местные провластные СМИ. Но, несмотря на организованное давление, врачи выстояли, более того — к ним стали присоединяться сотрудники других медучреждений города.
Нужно отметить, что первыми стали защищать свои права, как это ни странно, сотрудники наиболее благополучных медучреждений города. И в восьмой, и в девятой поликлиниках наиболее укомплектованные штаты, относительно новые здания позднесоветской постройки. Со слов врачей, в детской поликлинике № 1 МУЗ «МСЧ ОАО “Ижмаш”», расположенной на первом этаже многоквартирного дома, на девяти участках работают три врача-педиатра. В детской поликлинике при городской больнице № 3, находящейся в Ленинском районе города Ижевска, в микрорайоне с огромным частным сектором, который ижевчане называют Татарбазаром, на четырнадцати участках работают всего шесть педиатров. За поликлиникой закреплено порядка 13 тысяч детей[2] (примерно по 900 человек на одном участке, при официальной норме в 800). Прошедшей зимой в период эпидемии, когда одна из врачей была в отпуске, а еще двое оказались на больничном с переломами рук, полученными во время вызовов на дом, — на всех участках работали всего три педиатра. Они и принимали пациентов в поликлинике, и ходили на вызовы. Нужно еще заметить, что на всю поликлинику есть только одна машина, которая развозит на вызовы детских врачей вместе с участковыми терапевтами.
Ижевские педиатры просто хотят хорошо лечить детей и вовремя получать приличную зарплату. Но чиновники от здравоохранения пытаются — и довольно успешно — уподобить работу медиков конвейеру, когда значительная часть заработной платы зависит от количества принятых пациентов. При этом врачам зачастую недоплачивают за сверхурочную и ночную работу, учёт которой в некоторых поликлиниках даже не ведётся. Проверка Государственной инспекции труда выявила нарушения в трудовом законодательстве и недоначисление стимулирующей надбавки за январь 2013 года в поликлиниках Ижевска[3].
Нескольким педиатрам удалось привлечь внимание федеральных СМИ и Министерства здравоохранения России к непомерным нагрузкам на медиков и существенному — вопреки заявлениям чиновников о росте зарплат — снижению доходов медработников в 2013 году. Министр Скворцова признала, что оплата труда ижевских врачей была недостаточной и велела устранить нарушения трудовых договоров[4]. И это безусловная победа ижевских педиатров и профсоюза «Действие».
Врачи восьмой и девятой поликлиник до сих пор продолжают «работать по инструкции». К ним присоединяются их коллеги из других медицинских учреждений города.
Требования ижевских врачей удовлетворены лишь частично. Минздрав Удмуртии по-прежнему не желает вести конструктивный диалог с представителями профсоюза «Действие». Ижевские врачи не прекращают «итальянскую забастовку» в том числе и потому, что высока вероятность репрессий со стороны республиканских властей, как только ослабнет внимание общественности. А. Волков (глава Удмуртии с 1995 г.), раздраженный тем, что Скворцова обвинила в сложившейся ситуации республиканского министра, призвал ФСБ разобраться с бастующими врачами, заявив:
«Мы идем на поводу у людей, которые получают деньги из-за границы, о чем говорил недавно президент России! Эти отморозки, шариковы, швондеры за эти деньги находят людей, чтобы побаламутить, и все вокруг носятся»[5].
Сама эта фраза показала, кто на самом деле главный «отморозок» в Удмуртии. Волков отказался как-либо наказывать министра здравоохранения Музлова, который вместо того, чтобы попытаться разобраться в требованиях педиатров, заявил, что они плохие работники, неспособные работать и зарабатывать.
Работа ижевского стрит-арт художника Дмитрия Коротаева в поддержку детских врачей
|
Несмотря на широкую огласку и негативную реакцию общественности, Минздрав России не собирается отказываться от намеченного курса реформ, направленных на уничтожение социальной сферы, списывая возникающие проблемы на плохую работу региональных чиновников и главврачей конкретных больниц и поликлиник.
30 апреля 2013 г.
P.S. 12 апреля сотрудники единственной детской поликлиники города Ржева, чтобы подержать своих коллег из Ижевска, вышли на пикет и сделали групповое фото с плакатами в руках: «Прекратим развал бесплатной медицины», «Солидарны с бастующими медиками», «Требуем улучшения условий труда». И хотя эта акция заняла всего лишь несколько минут, теперь всех участников будут судить за проведение несанкционированного пикета. Детским врачам за коллективное фото грозят штрафы до 20 тысяч рублей, а организатору – до 300 тысяч.
14 мая неподалеку от Минздрава России на Неглинном бульваре состоялся согласованный пикет профсоюза медработников «Действие». К протестующим вышли чиновники во главе с Олегом Салагаем — заместителем директора Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью и пресс-секретаря министра здравоохранения Скворцовой В.И.
«Встреча прошла спокойно. И были подтверждены прежние договоренности. В ближайшие дни зам. министра встретится с представителями профсоюза. Будут переданы частично документы о зарплатах в регионах, а также заявления о нарушениях трудового кодекса медработников. После этой встречи, будет отслеживаться “динамика” рассмотрения всех нарушений, и вопросы по оплате труда. Если все взаимные договоренности будут соблюдены — профсоюз и дальше будет передавать такие же документы. Также обсуждался вопрос о недопущении преследований и репрессий по отношению к медикам, кто прислал все эти документы. Как и говорилось ранее — все ФИО и данные, по которым можно вычислить работника — будут удалены!
Были подняты вопросы по ситуации — во Ржеве, Ижевске, Череповце и Алтайском крае, а также о проблемах, связанных с 3-х уровневой системой оказания мед. помощи, прежде всего в Москве»[6],
— пишет Алла Фролова, лидер инициативной группы жителей Москвы в защиту здравоохранения.
В Москве чиновники от здравоохранения, по крайней мере, делают вид, что готовы вести переговоры с медицинским сообществом. Министр здравоохранения Скворцова обвиняет в снижении доходов медицинских работников региональные власти и призывает врачей со всеми проблемами обращаться непосредственно к ней.
В то же время на местах же главврачи и чиновники от здравоохранения запугивают врачей и используют репрессивные меры.
«Пожаловаться Скворцовой на главврача — это все равно, что написать самому себе посмертный эпикриз», — цитирует слова своей коллеги координатор общественного движения «Вместе — за достойную медицину», врач-кардиолог Виталий Иванов.
По этой теме читайте также:
Примечания