«Необходимость скепсиса» в «Либеральной Удмуртии»
Манифест нашего журнала опубликован в газете «Либеральная Удмуртия» с небольшим введением.
«Либеральная Удмуртия», №18(45) от 16 мая 2003 г.
Совсем недавно в России появился новый научно-популярный журнал под названием «Скепсис». Кажется, ну и что? Приятно, конечно, что и сейчас рождаются новые научные журналы для народа, но как бы ничего особенного здесь нет. А в том-то и дело, что есть. Авторы очень критически относятся к современному состоянию умов в России. Они отталкиваются от известного размышления русского историка Ключевского: «Нам твердили: веруй, но не умствуй. Мы стали бояться мысли, как греха, пытливого разума, как соблазнителя, раньше, чем пробудилась у нас пытливость. Поэтому, когда мы встречались с чужой мыслью, мы принимали ее на веру. Под византийским влиянием мы были холопы чужой веры, под западноевропейским - стали холопами чужой мысли». Вот, собственно, разрушение этого преклонения и является одной из задач журнала. Подробнее о других его задачах пусть скажут сами издатели.
Необходимость скепсиса
|
Презентация «Скепсиса» в Сахаровском центре: Отчет
В пятницу 25 апреля в Сахаровском центре состоялась презентация нашего журнала. На встрече присутствовало около восьмидесяти человек, причем очень широко была представлена студенческая аудитория, на внимание которой, как неоднократно было заявлено, «Скепсис» рассчитывает в первую очередь.
![](/images/57.jpg) В пятницу 25 апреля в Сахаровском центре состоялась презентация нашего журнала. На встрече присутствовало около восьмидесяти человек, причем очень широко была представлена студенческая аудитория, на внимание которой, как неоднократно было заявлено, «Скепсис» рассчитывает в первую очередь. Не обошлось, разумеется, без представителей средств массовой информации: присутствовали представители как бумажных («Независимая газета», «Мегаполис-Новости», «Новая газета», «Совершенно Секретно», «Еженедельный журнал» и др.), так и сетевых изданий(«Русский журнал», «Благовест-инфо»).
![](/images/58.jpg) Первым взял слово Сергей Соловьев, главный редактор журнала. Он говорил о причинах, которые побудили коллектив редакции создать собственный печатный орган, о целях, которые редакция ставит перед собой. Более подробно с позицией издателей участники встречи могли ознакомиться в статье «Необходимость скепсиса», которая раздавалась гостям вместе с материалами из следующего, третьего номера - комментариями известного историка и социолога Иммануила Валлерстайна по поводу иракских событий. Главный редактор особо остановился на двух моментах. Журнал уже стал известен прежде всего как атеистический, и по тем двум номерам, что вышли из печати, действительно может сложиться такое впечатление. Однако, заявил С. Соловьев, редакция вовсе не ограничивает отбор материалов только этой тематикой. В третьем номере откроется сразу две новых темы: критический обзор образовательных реформ последнего десятилетия и анализ иракских событий. И, конечно, в «Скепсисе» будут постоянно появляться статьи, касающиеся проблем современного образования, как российского, так и западного. Кроме того, еще раз был отмечен полемический характер издания, открывающего свои страницы для и дискуссий.
![](/images/59.jpg) В конце выступления внимание аудитории было привлечено к некоторым публицистическим текстам второго номера, а именно к материалам о введении «Основ православной культуры» в школы, о передаче РПЦ здания детской поликлиники №12 и о гибели уникальной деревянной церкви Преображения, сгоревшей на территории Ипатьевского монастыря в Костроме после того, как часть его территории была узурпирована церковниками.
![](/images/62.jpg) После главного редактора выступил доктор философских наук, профессор Юрий Муравьев, один из членов редакционного совета журнала. Он констатировал, что в современном российском обществе распространилась тенденция отождествлять религиозное знание и науку, считать их явлениями одного порядка и более того - признавать их равное право на обладание истиной. Необходимо строго разграничить науку и религию, сказал Ю. Муравьев, и открыто заявлять о том, что религиозные догматы и любые выводы, сделанные на их основе, не представляют никакой теоретической ценности и не имеют никакого отношения к истине. Философская и социальная позиция скептицизма, которую заняли издатели журнала, была объявлена профессором единственной рациональной точкой зрения в сложившихся условиях, единственным средством борьбы за истинно научное знание.
![](/images/60.jpg) Также Ю. Муравьев коснулся вопроса о том, почему советская интеллигенция резко приняла религиозное мировоззрение. С его точки зрения, это было вполне закономерным, поскольку религия оказалась единственным средством противостояния режиму, которое удовлетворяло сразу двум требованиям: быть достаточно серьезным протестом и в то же время существовать скорее негласно, чем открыто. Конечно, это был иллюзорный выход из положения, но о его печальных перспективах тогда практически никто не задумывался.
![](/images/63.jpg) Темы, затронутые, Ю. Муравьевым, продолжил и Александр Тарасов, заведующий отделом ювенологии Центра социологии и изучения практической политики «Феникс». Он рассказал о результатах социологических исследований, которые показывают, что православных у нас в стране не более 4%. Как известно, официальная пропаганда называет Россию православным государством. На этом заведомо лживом основании фактически осуществляется слияние школы и церкви. Вообще, именно в сознательном, направляемом с высоты государственного аппарата снижении уровня образования, по мнению А. Тарасова, кроется сегодня источник апатии и социальной пассивности молодежи. Как самый тревожный сигнал известный специалист по молодежным движениям оценил тот факт, что все большее распространение в официальных кругах получает идея двух образовательных систем, при которой для детей политической и бизнес-«элиты» будут одни стандарты обучения, а для остальных - образование на уровне приобретения элементарных навыков (об этом действительно прямо заявляется). А.Тарасов оценил такую идеологию как фашистскую, ибо она немногим отличается от предложений Гитлера по обучению населения покоренного Советского Союза. И только социальный скептицизм может такую позицию разоблачить, может хотя бы указать обществу на эту проблему, которая решается без его участия.
![Знамя Самотеки с двуглавым тараканом](/images/61.jpg) Историк Илья Смирнов, один из авторов «Скепсиса», выступил на презентации как участник юмористического арт-проекта «Житие атамана Козолупа», опубликованного во втором номере как пародия на недавнюю канонизацию Николая II. Художник, оформивший жизнь святого атамана в графике, скульптуре и прикладном искусстве - Юрий Непахарев, известный также как Юрай Хипов. Вместе они рассказали о возникновении идеи такого персонажа и о провозглашении независимого государства Самотека, которое атаман Козолуп имел честь возглавлять. Также они продемонстрировали ряд графических работ, скульптурную композицию «Последний глоток Козолупа» (созданную Ю. Непахаревым в соавторстве с Георгием Чорбадзе) и знамя Самотеки с изображенным на нем геральдическим зверем - двуглавым тараканом. Причем все это время И. Смирнов утверждал, что он на самом деле не является автором «Жития:», поскольку почти на 100% оно списано с реально существующих и совершенно серьезных образцов этого жанра.
В завершение встречи с приветственным словом к команде «Скепсиса» обратились Андрей Демидов, представитель редакции журнала «Альтернативы», и Карин Клеман из движения «АТТАК-Москва».
Дмитрий Субботин
|