Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Музеи и памятники религиозного искусства. Международные нормы и опыт

Материалы, подготовленные к парламентским слушаниям от 15 сентября 2010 в Государственной Думе на тему «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Предоставлены в Комитет по культуре Государственной Думы в рамках заседания Комитета от 21 сентября 2010.

Проблема, с которой столкнулись отечественные музеи, не только российская. В мире поднимаются в том или ином виде вопросы репатриации, реституции культурных ценностей, возвращения музейных предметов по месту их происхождения, в том числе, предметов, изначально имевших ритуальное, сакральное и религиозное назначение. С различными притязаниями по вопросам возвращения ценностей по месту их происхождения сталкиваются крупные культурные институции США, ВеликобританииФранции, Южно-Тихоокеанского региона, музеи стран, где есть малые коренные народы. Активно о своих правах заявляют этноменьшинства, малые народности и племена, а также целые страны, такие как Италия, Египет, Греция, пострадавшие от массовых археологических раскопок и вывоза ценностей.

Обратимся к зарубежной практике применительно к нашей теме. Сознательно будем привлекать примеры из опыта самых разных стран.

Прежде всего, позволю добавить связи с выступлениями моих коллег на слушаниях в Государственной Думе от 15 сентября с.г. о необходимости совершенствовать действующее российское законодательство в сфере охраны памятников истории и культуры, в т.ч. в части усиления ответственности за нарушение законодательных норм. Такие шаги предпринимает Италия, особо жесткие законодательные нормы ответственности вводит Египет. Над этим стоит задуматься.

Что касается, международной практики при диалоге о местонахождении музейных предметов, имеющих, в том числе, сакральное значение (в силу их ценности и музейного статуса), вопрос не ставится об их возвращении в прямом смысле в обиход изначального функционального использования. При нахождении предмета в музее стороны при взаимных консультациях ищут варианты того, как в музейных условиях подчеркнуть и, по — возможности, «активировать» изначальное сакральное предназначение предмета. Практические решения — различны: особым образом оформляется экспозиция, делаются особые разделы экспозиции с отдельным входом, выделяются определенные часы для доступа к предмету членов общин для отправления обряда, например в музеефицированных храма, готовятся специалисты — экскурсоводы, владеющие проблематикой, соответствующей терминологией и методикой. Это вопросы решаются индивидуально в каждом конкретном случае на основе переговоров музейных специалистов и представителей общин или сообществ.

Принятая в 2002 году 18 крупнейшими музеями мира (от России подписана Государственным Эрмитажем) Декларация о значении и важности универсальных музеев противостоит процессам перераспределения культурных ценностей, не отрицая диалога. Этический кодекс Международного совета музеев говорит о том же, но подчеркивает, что музеи обязаны идти навстречу и сотрудничать с народами, общинами, конфессиями, чьи предметы по изначальному происхождению они экспонируют, находить грамотные формы представления этих предметов публике, не игнорируя их изначального исторического контекста или сакрального предназначения. К диалогу призывает и в таком направлении осуществляет свою деятельность Межправительственный комитет ЮНЕСКО.

Напомню, что Россия является участницей Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года. В рекомендациях ЮНЕСКО об охране в национальном плане культурного и природного наследия (того же 1972 года) подчеркивается, что главная цель национальной политики любого государства в этой сфере «состоит в координации и использовании всех научных, технических, культурных и иных возможностей для обеспечения эффективной охраны, сохранения и популяризации культурного и природного наследия». Это наследие «является богатством, охрана, сохранение и популяризация которого возлагают на государства, на территории которых оно находится, обязательство перед своими гражданами и перед всем мировым сообществом». «Должна проводиться активная политика сохранения и интеграции культурного и природного наследия в общественную жизнь».

Сегодня в мире насчитывается свыше 60 000 музеев, из них (с учетом корпоративных и частных институций) не менее 2 500 — в России. Музеи во всем мире — в числе наиболее активно посещаемых культурных институций. За 2009 год Лувр посетило 8, 5 млн. человек, Британский музей — 5,6 млн., Эрмитаж — около 2, 5 млн. Являясь важным общественным достоянием, музейные коллекции имеют особое юридическое положение и защищены международным законодательством. Мы же в России сейчас, по сути, имеем дело с размузеефикацией ряда памятников, в которых находятся музеи, и стоим перед угрозой размузеефикации музейных предметов, превращением их в «имущество» функционального назначения. Это наносит урон самому главному приоритетному принципу всех международных актов и конвенций — принципу обеспечения сохранности памятников для передачи их последующим поколениям.

Притязания религиозных организаций к музеям продолжаются и носят «программный» характер. Что же по этому поводу предлагает нам международный опыт и практика?

В Великобритании смена статуса памятников, находящихся в музеях, даже не подлежит обсуждению. Это связано и с тем, что власти и руководители музейного дела Великобритании понимают, что в том или ином виде ревизия тезиса о неделимости и неотчуждаемости музейных предметов и коллекций влечет за собой сложнейшие вопросы реституции ценностей, вывезенных из других стран (Греции, Египта, Италии) даже до вступления в силу соответствующих международных конвенций. Отмечу, что эти вопросы периодически поднимаются и странами СНГ (разъяснения по этому поводу приводились в моем выступлении на конференции ЮНЕСКО в апреле этого года в Минске). Кроме того, Кодекс музейной этики Международного совета музеев (ИКОМ, п.2.13) справедливо предупреждает, что отчуждение музейных предметов может привести к потере общественного доверия. В качестве решения используются временные и долговременные выдачи по срочным договорам.

В Голландии идет процесс, прямо противоположный тому, что мы наблюдаем в нашей стране. Численность приходов сокращается, т.к. церкви не под силу содержать все свое имущество. Судьбу примерно 150 тыс. предметов, высвобождающихся из церковного оборота, предстоит определить специальной комиссии. Решается вопрос о привлечении наиболее эффективных собственников, в их числе рассматриваются и музеи.

Процесс активного выявления и перемещения или экспонирования в музеях наиболее ценных культовых, сакральных предметов происходит в странах различных доминирующих конфессий — Китае, Южной Корее, Объединенных арабских Эмиратах, которые за последние годы реализуют грандиозную программу музейного строительства и выстраивают долгосрочные стратегии сохранения и мирового продвижения своего культурного наследия. Так, в создаваемом Национальном музее шейха Зайеда для размещения памятников истории и культуры предназначена специальная Галерея Наследия.

В Греции все памятники старше середины XV века, то есть периода до распада Византийской империи, принадлежат государству (подробнее об опыте Греции скажу далее). В Румынии закон о движимых объектах наследия позволяет требовать религиозным институциям возврата имущества, изъятого не ранее 6 сентября 1940 года (после падения демократического режима) и изъятого незаконно или под давлением (то и другое потребуется убедительно доказать в суде). Церковь делает попытки получить из музеев предметы, попавшие туда ранее осени 1940 года, но такие притязания отклоняются как незаконные.

В Германии, после того как в начале ХIХ века произошла секуляризация, большая часть движимого и недвижимого имущества церкви — собственность государства, отдельных земель. Ситуация кардинально не меняется, т.к. изменения приведут к ослаблению сложившийся системы сохранности и популяризации культурного наследия, а главное — необходимого уровня эффективного управления и контроля..

То, что сложности с контролем возникнут, видно хотя бы на примере Новодевичьего монастыря. Если монастырь передали церкви, то демонтировать иконостас и переносить его в музей — это нарушение целостности памятника (в документах ЮНЕСКО отмечается важность сохранения аутентичности, поддержания целостности и жизнедеятельности памятников истории и культуры). Значит, его нужно оставить на месте. Но как дальше будут функционировать памятники, бывшие общедоступными, как будет осуществляться контроль за их состоянием и за уже находящимися в них музейными предметами? Государство обязано следовать универсальным и незыблемым принципам охраны культурного наследия: осуществлять эффективное управление памятниками, обеспечивая сохранность, безопасность, доступ, изучение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного наследия. Управление памятниками по всем названным направлениям должно осуществляться профессиональными кадрами, постоянно повышающими свою квалификацию в соответствии с мировыми стандартами. В случае с такими объектами, как Московский Кремль, Ансамбль Новодевичьего монастыря, Исторические памятники Великого Новгорода, Историко-культурный комплекс Соловецких островов, Белокаменные памятники Владимира и Суздаля и другими, включенными в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, эти требования должны особенно строго соблюдаться. Они являются основными позициями регулярных отчетов, направляемых в ЮНЕСКО о состоянии и управлении и функционировании памятников. Государства должны сообщать о любых изменениях статуса и системы управления памятников, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, предоставлять информацию о научных исследованиях, образовательных проектах, специальных программах для школ, о выставках и издательской деятельности, просветительской деятельности по широкой популяризации памятника, информацию о музеефикации памятника, сведения о сотрудниках и их профессиональной квалификации.

Следуя названным принципам, нормам и рекомендациям, страны прилагают усилия по музеефикации ценных памятников и произведений, в т.ч. по своему происхождению или значению, тесно связанных с деятельностью религиозных институций Хрестоматийный пример — фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», расположенная в музеефицированной части (изначально трапезной) комплекса церкви монастыря Санта Мария дела Грация в Милане. Музеефицированная часть находится в ведении Министерства культурного наследия и деятельности Италии, остальная часть комплекса передана в оперативное управление (концессию) церкви.

В начале мая мне выпала честь выступать от России на Второй Мировой конференции по межрелигиозному и межцивилизационному диалогу в Македонии, в Охриде. Охрид и Охридское озеро включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . В городе располагается ценнейшие памятники православной культуры, других конфессий, хранится более 800 византийских икон, датируемых XI-XIV вв. Эта коллекция — одна из самых богатых в мире. Древние иконы выводятся из религиозного пользования, переводятся из храмов в музеефицированные помещения. Так, иконы XII -XIX веков размещены в Галерее икон, находящейся в ведении Института защиты памятников культуры и Национального музея. Само здание Галереи икон примыкает к комплексу храма Богородицы-Перивлепты. Свечи в той части Охридских храмов, где располагаются фрески, практически не используются. В наиболее древних храмах службы проходят по особо важным церковным праздникам. Древние иконы заменяются работами современных иконописцев, многие из современных икон написаны на самом высоком художественном и техническом уровне. Одна из старейших иконописных школ монастыря Зрза переживает подъем. Т.об. обеспечивается наиболее благоприятный режим сохранности фресок и икон. Опыт Македонии, опыт Охрида, который часто называют «славянским Иерусалимом», представляется показательным.

Если говорить о финансовом и имущественном аспекте участия государства сохранении наследия, связанного с историей церкви, в том числе, которое остается собственности религиозных организаций, то во многих странах действительно оказывается как бюджетная, так и спонсорская поддержка, а также методическая экспертная помощь церкви в содержании и восстановлении движимого и недвижимого имущества, имеющего, помимо религиозного, большое культурное или культурно-историческое значение. В ряде стран предусмотрены льготы для инвесторов и пользователей, вкладывающих средства в реставрацию и сохранение культурного наследия.

В Германии государство находит формы допустимой по законодательству финансовой поддержки церкви. Частично бюджетные средства на реставрацию храмов выделяются в уже упомянутой в качестве примера Македонии, в Португалии. Доступ к памятникам, восстановленным с участием государства, максимально широкий. Государство совместно с церковью организует проведение различных профильных фестивалей, форумов и мероприятий.

Во Франции можно обязать собственника произвести реставрацию памятника (дотация государства не белее 50 % затрат). В стране сложилась практика принятия парламентом программных законов сроком на пять лет. В рамках программ выделяются средства на реставрацию и обеспечение сохранности памятников и содержащегося в них имущества (включая религиозные здания и соборы). Существует национальная касса (в рамках Министерства культуры), которая аккумулирует и распоряжается средствами, предназначенными для охраны памятников культуры и искусства (помимо тех, которые ежегодно выделяются из государственного бюджета). Памятники истории и культуры или земля, на которой они расположены, могут быть принудительно выкуплены государством у недобросовестного пользователя.

Ватикан, являясь сугубо религиозным государством, обеспечивает художественным произведениям и предметам надлежащий уход со стороны группы профессионалов под эгидой Музея Ватикана. Если в церкви находятся уникальные памятники, их стараются отделить от того места, где проходит основная служба, обеспечивают им режим хранения и экспонирования в соответствии с музейными стандартами. При личном участии Папы Иоанна Павла II создана комиссия по культурному наследию церкви. Ее работу и взаимодействие на международном уровне с музеями, архивами и библиотеками было бы полезно изучить и использовать в работе созданного в марте с.г Патриаршего совета по культуре под председательством Патриарха Московского и всея Руси.

В большинстве стран в случаях, когда артефактами владеет церковь, именно специалисты определяют способы оптимального хранения, экспонирования и обращения со стороны собственника. В Великобритании, Португалии, КНР и многих других странах музеифицируются сами храмы, наиболее ценные предметы выводятся в примыкающие музеефицированные здания комплексов. В числе интересных совместных проектов религиозных и культурных институций последних лет — Новые экспозиции сокровищницы собора в Сейнт Эдмундсберри (Великобритания, открыт для посещения между службами), Музей Пия XII в Браге (Португалия, модернизирован при поддержке Европейского Союза), Сокровищница-музей в церкви св. Доминика в (КНР, в ведении Правительства Макао) и др.

В Венгрии. После падения коммунистического режима пошла волна стихийной передачи ценностей. Власти осознали опасность неуправляемого процесса, и был принят закон, регламентирующий передачу церквям их бывшего имущества, при этом отказано в праве передачи собственности на землю, утерянную в ходе национализации. Католическая церковь стала создавать свои собственные музеи для надлежащего хранения религиозного имущества, имеющего или приобретающего культурную ценность. Создана межконфессиональная комиссия для рассмотрения спорных случаев. Межконфессиональная комиссия работает в рамках национальной концепции культурного наследия, которая подчеркивает, что любой древний предмет (даже религиозного характера) — часть общенационального достояния! Межконфессиональная комиссия рассматривает обращения о передаче в долговременное пользование имущества, до коммунистической эпохи принадлежавшее церкви. Процесс согласования передачи в долговременное пользование начинается после проверки условий, где и при каких условиях будут располагаться передаваемые памятники.

Несколько подробнее следует сказать о практических аспектах взаимоотношений музеев и Православной церкви в Греции (официальная информация получена из Министерства культуры и туризма Греции, письмо от 11августа 2010).

Собственность на недвижимые памятники: В соответствии с греческим законом 3028/ 2002 «Об общей защите древностей и культурного наследия » (Официальная газета 153/A/ 2002), ст. 7, древние недвижимые памятники, датируемые ранее 1453 года, принадлежат Государству на правах владения и собственности, не подлежат отчуждению и коммерческому использованию (are extra commercium and imprescriptible). Право собственности на другие недвижимые памятники, датируемые позднее, чем 1453 год, регулируется в соответствии с положениями и требованиями выше упомянутого закона.

Собственность на движимые памятники: В соответствии с греческим законом 3028/ 2002, ст. 21:

a) Движимые древние памятники, датируемые ранее 1453 года, принадлежат Государству на правах владения и собственности, не подлежат отчуждению и коммерческому использованию (are extra commercium and imprescriptible).

b) Право собственности на ввозимые древности, датируемые ранее 1453 г., регулируются в соответствии с положениями и на условиях выше упомянутого закона.

c) Право собственности на другие движимы памятники, датируемые после 1453 г. , регулируется в соответствии с положениями и требованиями выше упомянутого закона.

d) Древние движимые памятники, обнаруженные в результате раскопок или других археологических изысканий, вне зависимости от датировки этих памятников, принадлежат Государству на правах владения и собственности, не подлежат отчуждению и коммерческому использованию (are extra commercium and imprescriptible).

Передача музейных предметов Церкви: В Греции музейные предметы редко (практически никогда) передаются Церкви. Напротив, движимые памятники, которые экспонируются в церковных музеях или сокровищницах (например, на горе Афон), нередко передаются Государству с целью участия во временных выставках, организуемых в Греции и за рубежом, или Государство участвует музейными предметами из государственных музеев в такого рода выставках, которые, так или иначе, курирует Государство.

Охрана и экспонирование религиозных предметов: Значительное число религиозных предметов принадлежит Греческому Государству и хранится в музеях. В то же время некоторое количество религиозных предметов не передано в государственные музеи. С целью регистрации и охраны таких религиозных предметов Службы византийских и пост-византийских древностей в соответствии с Президентским Указом 191/ 2003 (Официальная газета 146/A/ 2003), осуществляют, при консультациях с Греческой Православной Церковью и монастырями, инвентаризацию, документирование и фотографирование движимых и недвижимых памятников, находящихся в распоряжении Церкви. Кроме того, греческий закон 590/1977 (Официальная газета 146/A/1977), ст. 45, параграф 5, предусматривает, что каждая метрополия (Holy metropolis) Греческой Православной Церкви может учредить церковный музей на своей территории. Церковные музеи, в соответствии с вышеназванным Указом Президента 191/ 2003, курируются Министерством культуры и туризма Греции.

Охрана ценных икон и фресок в действующих храмах Греции: В действующих храмах, кроме детального описания и документальной регистрации икон и фресок, как лучший способ защиты, применяется установка сигнализаций.

Возвращаясь к ситуации в России, нужно давать себе отчет в том, что идущая и грядущая смена пользователей, активизация бытования культурных ценностей вне музейных условий так или иначе сопряжена с возрастанием рисков и ростом дополнительных затрат для предотвращения рисков и обеспечения безопасности. Минимизация рисков требует квалифицированного отношения, применения для их предупреждения передовых, но апробированных технологий, специальных профессиональных навыков и опыта. В «Рекомендациях об охране движимых культурных ценностей» ЮНЕСКО (1978 год) этой проблеме неслучайно уделено особое внимание. Для обеспечения должной охраны и сохранности от кражи и ограбления движимых ценностей, уже находящихся (добавим — или передаваемых — Г.А.) в культовых сооружениях, государствам рекомендовано создание специальных хранилищ и обеспечение должной охраны и условий экспонирования. Государствам рекомендовано «принимать необходимые меры с тем, чтобы все работы по сохранению культурных ценностей осуществлялись в соответствии с традиционными методами, наиболее подходящими для данного вида культурных ценностей, или наиболее передовыми научными методами и техникой: с этой целью с помощью соответствующей системы подготовки и проверки профессиональной квалификации нужно следить за тем, чтобы весь связанный с этим персонал обладал необходимым уровнем компетенции». Интересно, просчитывались ли эти затраты в связи с передачей имущества религиозного назначения религиозным организациям в России?

Итак, применительно к недвижимым объектам, имеющим культовое значение, международный опыт убеждает в том, что передавать церкви в собственность имеет смысл те храмовые и иные здания, которые может привести в надлежащее состояние и содержать церковная община. Мировая тенденция состоит в том, что для выявленных наиболее ценных недвижимых и движимых памятников применяются различные модели музеефикации или создания условий сохранности таких памятников в соответствии с музейными стандартами. За объекты, имеющие статус памятников истории и культуры, независимо от формы собственности, несет ответственность государство. Для памятников религиозного значения, которые уже музеефицированы, или должны быть оснащены по музейным стандартам, целесообразнее применять принципы и нормы музейного управления и апробированные формы сотрудничества и взаимодействия культурных и религиозных институций. Подчеркну, что участие профессионалов музейного дела и грамотная работа экспертов в данном направлении облегчает привлечение дополнительных средств, в том числе в рамках программ Евросоюза, Всемирного банка, ЮНЕСКО, других международных организаций и фондов.

Важнейшая миссия культуры и музеев, как одной из важнейших культурных институций, — служение делу мира, популяризация истории мировой цивилизации, всемирного и национального наследия без разделения его по конфессиональному признаку. Приветствуя участников Всемирного Форума в Охриде, Его Высокопреосвященство Архиепископ Охридский и Македонский отец Стефан напомнил, что «Древо узнается по плодам, а народ по его культуре». Можно было бы добавить: «… и по его отношению и взаимоотношению с культурой».

Основные тезисы выступления

  • Музеи во всем мире — в числе наиболее активно посещаемых культурных институций. Музеи сохраняют, истолковывают и популяризируют природное и культурное наследие человечества. Являясь важным общественным достоянием, музейные коллекции имеют особое юридическое положение и защищены международным законодательством.
  • Кодекс музейной этики Международного совета музеев (ИКОМ, п.2.13) констатирует, что отчуждение музейных предметов может привести к потери общественного доверия.
  • Кодекс музейной этики ИКОМ (п.6) отмечает: Музеи работают в тесном сотрудничестве с сообществами, из которых происходят музейные коллекции. Декларация мировых универсальных музеев, в свою очередь, подчеркивает, что Музеи, культурные институции противостоят процессам перераспределения культурных ценностей, но не отрицают диалога.
  • Государства обязаны следовать универсальным и незыблемым принципам охраны культурного наследия: осуществлять эффективное управление памятниками, обеспечивая сохранность, безопасность, доступ, изучение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного наследия. Управление памятниками по всем названным направлениям должно осуществляться профессиональными кадрами, постоянно повышающими свою квалификацию в соответствии с мировыми стандартами.
  • Государства должны сообщать о любых изменениях статуса и системы управления памятников, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, предоставлять в регулярных отчетах информацию о научных исследованиях, образовательных проектах, специальных программах для школ, о выставках и изданиях, просветительской деятельности по широкой популяризации памятника, информацию о музеефикации памятника, сведения о сотрудниках и их профессиональной квалификации.
  • Для обеспечения должной охраны и сохранности от кражи и ограбления движимых ценностей, уже находящихся в культовых сооружениях, государствам рекомендовано создание специальных хранилищ и обеспечение должной охраны и условий экспонирования — «Рекомендации об охране движимых культурных ценностей» ЮНЕСКО (1978).
  • Религиозные и культурные институции призваны поддерживать диалог и использовать мировой положительный опыт в сфере сохранения, изучения, обеспечения доступа и популяризации культурного наследия, изначально имеющего религиозное, сакральное или ритуальное значение.
  • Диалог о местонахождении музейных предметов (учитывая ценность и особый статус этих предметов), изначально имеющих религиозное, сакральное или ритуальное значение, как и диалог о местонахождении соответствующих профильных музеев не подразумевает демузеефикацию музеефицированных памятников истории и культуры, выведение из них профильных музеев, не подразумевает изъятие из музейного фонда и возвращение музейных предметов в прямом смысле в повседневный обиход изначального функционального использования.
  • Положительный мировой опыт взаимодействия музеев и религиозных организаций связан с использованием и совершенствованием существующего международного и национального законодательства, с использованием и совершенствованием апробированных моделей музейного управления и поиском новых эффективных форм использования музейных стандартов сохранения, обеспечения безопасности, интерпретации, изучения и популяризации памятников и предметов, изначально имеющих религиозное, сакральное, ритуальное значение.
  • Желательно иметь национальную концепцию национального культурного наследия и развития культуры, которая, в частности, подчеркивает, что любой древний предмет (даже религиозного характера) — часть общенационального достояния.

Опубликовано на сайте Российского комитета Международного Совета музеев (ИКОМ России) [Оригинал статьи]



По этой теме читайте также:

«Культура — достояние всего общества»
Галина Андреева

«Экспертное заключение Российского института культурологии, Государственного института искусствознания и ИКОМ России по проекту федерального закона № 391395-5 “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности”»
Документы

«Заключительное слово председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Александровича Попова (“Единая Россия”) на парламентских слушаниях законопроекта “О передаче в собственность религиозным организациям имущества религиозного назначения” 15 сентября 2010 года»
Документы, Левон Нерсесян

«Власть и церковь против культуры»
Ирина Кусова

«Иметь или быть?»
Левон Нерсесян

«Демузеефикация как диагноз»
Алексей Лебедев

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017