Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Шура продолжает пилить

В  декабре прошлого года в газете «Троицкий вариант» была опубликована моя статья «Пилите, Шура, пилите...», в которой шла речь о бюджетных «распилах» при госзакупках научного оборудования в Российской Академии наук. Статья получила определенный резонанс, причем, не только из-за острой темы и приведенных конкретных фактов воровства, но и из-за последовавших за этим событий. Детали пересказывать не буду, интересующиеся могут прочесть тут:

echo.msk.ru/blog/serguei_parkhomenko/734119-echo/
vokrugsveta.ru/telegraph/theory/1294/
ng.ru/science/2010-12-22/11_donkihot.html

Особую пикантность всей этой истории в завершение придало сообщение моего завлаба на  интернет-форуме Scientific.ru, в котором утверждалось, что я «в очередной раз всех обманул». Мне совсем не трудно дать исчерпывающие комментарии по поводу всех тезисов, высказанных моим начальником, но делать я этого принципиально не хочу. Если кто-то сомневается в этой истории — что тут к чему — ну и ладно. Честно говоря, я совсем не удивлен и был готов к тому, что после публикации этой статьи так или иначе все равно зайдет разговор о свойствах моего характера, с этим уже сталкивался. Так что переживу, хотя отдельные примеры трепетного отношения к моей персоне были особенно трогательными. Ну да ладно.

Итак, после публикации статьи прошло уже больше двух месяцев. Вполне естественно спросить — ну и что? Все это к чему-нибудь привело? Что-то изменилось? Стали меньше пилить или хотя бы стесняться? 

Почему у нас коррупция и откаты? Не потому, что пилят, а потому что позволяют пилить. Пилят единицы, но тех, кто спокойно на это смотрит — миллионы. Бесконфликтная жизнь и благополучие дороже собственного достоинства.

Сегодня я расскажу про Казанский университет. В прошлом году он получил статус федерального, увеличилось финансирование (но, кстати, не зарплаты сотрудников) и сейчас он активно закупает учебное и научное оборудование. Среди прочего, он закупает и ЯМР-спектрометры (для «чайников»: ЯМР — это ядерный магнитный резонанс). А это как раз именно то, в чем я разбираюсь. Так вот, в декабре был объявлен тендер на покупку ЯМР-спектрометра с резонансной частотой 400 МГц. Заявки подали две конкурирующие фирмы, «Брукер» и «Вариан» (сейчас «Вариан» продается под торговой маркой «Аджилент»). Заявка от «Вариана» — его в России представляет торговый дом «Научное оборудование» — была признана несоответствующей техническому заданию, соответственно, «Брукер» выиграл тендер без конкурса. Документацию можно посмотреть вот по этой ссылке, лот номер 2.

В чем тут фокус? Фокус в том, что цена контракта составляла 30 миллионов рублей, а «Вариан» был готов продать спектрометр за 20 миллионов Чтобы конкурент не дал сбить цену, техзадание было составлено таким образом, чтобы условиям удовлетворял только один производитель, а именно фирма «Брукер». Это стандартный прием, который я уже описывал в своих статьях на эту тему в «Троицком варианте».

Цена на спектрометр «Брукер» в указанной в техзадании комплектации в Европе не превышала бы €400 000. За счет НДС и таможни, цена для России на подобные приборы увеличивается приблизительно на 20%, максимум 25%. То есть получится около €500 000. А цена, указанная в документации на лот, если считать в евро, — 750 000.

Важно заметить — поставщиком спектрометра является не российское представительство фирмы «Брукер», как, казалось бы, должно быть, а швейцарская фирма HTLab, именно та самая фирма, о которой я писал в статье «Пилите, Шура, пилите...» и конкретные примеры «деятельности» которой представлены в интернет-приложении к этой статье. Этой фирмой руководят — по крайней мере, формально — швейцарские адвокаты, которые, судя по интернету, являются специалистами по оффшорным операциям. HTLab служит только каналом для перекачки денег, инженеров в ней нет, потому что установкой и обслуживанием оборудования занимаются сотрудники российского представительства «Брукер», а не HTLab. Зачем нужна такая странная схема поставки — об этом также написано в статье. 

Для неспециалистов следует сделать пояснение. «Брукер» и «Вариан» — два ведущих мировых производителя ЯМР-спектрометров, которые поставляют оборудование приблизительно одинакового качества, надежности и функциональности. Какие-то вещи лучше сделаны у «Брукера», какие-то — у «Вариана», но в целом выбирать между этими марками — это приблизительно как выбирать между «Мерседесом» и «БМВ». Причины, по которым «Вариан» был отстранен от торгов в КФУ (см. протокол), являются либо совершенно не имеющими никакого отношения к функциональности или надежности, либо малозначительными для реальных экспериментов. А некоторые вещи в техзадании просто анекдотичны, например, точность температурной стабилизации в одну сотую (!) градуса. Могу по этому поводу написать подробнее, но это будет мало кому понятно, кроме узких специалистов.

Кроме спектрометра за 30 миллионов, Казанский университет в декабре также объявил тендер и на другой спектрометр, за 74 миллиона, документацию можно посмотреть здесь, лот номер 5. Реальная цена спектрометра в такой комплектации приблизительно 55 миллионов, единственным участником торгов опять была все та же фирма HTLab, а «Вариан» заявку на этот лот уже не подавал — бессмысленно.

По всему миру эти фирмы ведут жесткую конкуренцию, что играет на руку нам, ученым, поскольку это снижает цену. Но в России ситуация совершенно другая — продукция «Брукер» на 30-50% дороже аналогичного по своим возможностям оборудования «Вариан». А покупают в России все равно больше «Брукер». Почему?

Потому что в России есть группа влиятельных лиц, которые контролируют достаточно большую долю госзакупок научного оборудования. Они имеют возможность оказывать влияние на выбор — что покупать, у кого и за сколько — не только в Академии наук, но также и в некоторых крупных университетах, в число которых, увы, входит и Казанский университет. Именно эта команда реально контролирует деятельность зарубежных фирм-прокладок, в частности, HTLab. Детали опять же читайте в статье.

Тут наверное следует дать ответ на вопрос, который мне наверняка хотят задать многие, — а с чего это вдруг я так сильно переживаю за фирму «Вариан»? Мне-то лично что с того? Поверите или нет, я не склонен считать «вариановцев» ангелами, они обычные коммерсанты, главная цель которых — прибыль. Не исключаю, что если бы у них была возможность использовать административный ресурс, они его тоже бы использовали, как сейчас это делают их оппоненты. Но в данной ситуации они объективно заинтересованы в честной конкуренции, потому что при условии честной конкуренции они будут зарабатывать больше. Я, как потребитель, тоже заинтересован в честной конкуренции поставщиков, поскольку конкуренция сбивает цены и мне это выгодно. Поэтому сейчас наши интересы совпадают. При этом хочу подчеркнуть особо — ничего не имею против техники «Брукер» как таковой. На этой фирме работают замечательные инженеры и они делают первоклассное оборудование. Меня смущает только цена, по которой приборы «Брукер» продаются в России.

И еще одно пояснение. Я имею отношение не только к РАН, но и к  университету, и знаю ситуацию с покупкой этих ЯМР спектрометров не только через интернет, но и изнутри. С уверенностью могу сказать — руководство и сотрудники университета здесь ничего не пилят. Пилит та самая команда, о которой я писал чуть выше. А вот почему университет позволяет этой команде пилить — вот это вопрос очень интересный и, я бы сказал, ключевой.

Сами понимаете, проблема не ограничивается только фирмами «Брукер» и «Вариан», и не ограничивается только научным сообществом...

Еще раз повторю основную мысль, которую хочу донести до читателей — пилят у нас потому что ПОЗВОЛЯЮТ пилить, а не потому что есть отдельные мерзавцы. Мерзавцы есть везде, но в нашем советском (да-да, советском — менталитет не изменился) обществе им живется особенно комфортно. Что в Академии наук, что в университетах я наблюдаю одинаковую картину — весьма заметная часть научных ширнармасс с коррупцией уживается очень мирно. Да, от этих распилов ты ничего не получаешь в конвертах, но ты прекрасно понимаешь: будешь возмущаться — начнутся проблемы. Нет-нет,  дубинкой по голове тебе никто не даст, это проблемы другого сорта. Не выиграешь грант. Не впишут в госпрограмму. Не поступит новое оборудование. Не дадут ставок. Не поддержат на выборах в академики. Не получишь разные цацки в виде почетных званий, мест в президиумах и т.п. В некотором смысле это намного страшнее, чем дубинкой по голове. А если будешь лоялен, то... Ну и в конце концов, а чего ради стараться-то? Это что, мои личные деньги пилят? Вот пусть прокуратура разбирается, а мне делом заниматься надо.

Кстати, о прокуратуре. Сообщаю для сведения. После того, как я написал свою статью, я также написал и несколько официальных обращений по этому поводу в различные федеральные ведомства. Получил ответы. Суть их в том, что по поводу приведенных в статье фактов должна быть проведена проверка. Особых иллюзий не питаю — вполне вероятно, что у этих друзей есть серьезная крыша, которая дело замнет. Но, по крайней мере, формальное разбирательство должно быть, и кое-кому надо будет проявить незаурядную смекалку, чтобы «не заметить» приведенные в статье цифры.

Опубликовано в «живом журнале» автора статьи [Оригинал статьи]


По этой теме читайте также:

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017