Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Загляни в своё зеркало, майдан

«Донбасс, вы рабы, вы быдло. Вы не способны пойти против власти. У вас никогда не будет своего майдана. Вы можете только послать к нам проплаченных пьяных титушек. Но мы загоним вас назад в ваши копанки, быдло, рабы...»

Подобную уничижительную риторику с удовольствием воспроизводили не только радикальные националисты, но и записные либеральные патриоты. Кстати, основываясь на множестве личных примеров, могу сказать, что самые ярые «донбассофобы» получаются из бывших жителей региона, которые, переехав в Киев и покрутившись немного в «прогрессивных» столичных тусовках, проникаются презрением к своим «быдляцким» землякам. Синдром неофита — жуткая вещь.

Но, пресытившись разговорами о собственной неполноценности, восточный регион восстал. Неповоротливый, тяжелый на подъем дракон донбасского протеста вышел из своей пещеры и начал расправлять крылья.

Жители промышленных городов начали бунт против людей, пришедших во властные кабинеты «на штыках» майдана. Но Янукович и другие деятели свергнутой власти, которую называли едким словечком «донецкие», вызывают здесь не меньшую ненависть. Еще пару месяцев назад тяжело было представить, что на многотысячных митингах в центре Донецка будут жечь флаги Партии регионов и футбольного клуба «Шахтер», владельца которого, всесильного олигарха Ахметова обвинят в предательстве интересов Донбасса и сотрудничестве с новой властью. А Михаил Добкин, официальный кандидат в президенты от ПР, будет спасаться бегством от митингующих в Луганске. Но теперь это уже не вызывает удивления.

За разворачиванием протестной активности в Донецке я наблюдал с февраля. Общался с людьми на первых крупных митингах и на ночных дежурствах у памятника Ленину. Знакомился с лидерами и активными участниками различных «координационных советов», «ополчений» и «самооборон», которые как грибы вырастали на разбуженной киевскими событиями донецкой земле. А в апреле, когда Донбасс дозрел до полноценного восстания, увидел изнутри, как организовывается оборона захваченного здания областной администрации. И с каждым днем все яснее становились аналогии, которые вначале тяжело было заметить за обилием российских триколоров и за скандированием «Беркут! Беркут!»: Процессы, которые идут сейчас в Донецке и других бунтующих регионах Юго-Востока во многом — иногда до мелочей — совпадают с тем, что происходило на зимних майданах в Центре и на Западе страны. Я видел, как укрепляются баррикады вокруг захваченного здания ОГА. Как боевые сотни из разных городов (тут их, правда, предпочитают называть «отрядами» или «ротами») после очередного сигнала о возможном штурме занимают свои боевые позиции. Видел, как готовят коктейли Молотова и передают их на посты обороны. Как налаживается круглосуточная работа медицинской службы и пунктов питания (где, как и на майдане, работают улыбчивые бабушки и романтичные студентки). Я слышал в эфире интернет-радио, как работает местный «автомайдан», организуя подвоз всего необходимого и патрулируя ночные улицы в поисках «карательных отрядов», присланных властью. Я видел немногословных мужиков с подведенными черной пылью ресницами (выдающими их профессию) и с красными от недосыпа глазами, подкидывающих дрова в железные бочки. Видел даже фонарики мобильных телефонов, которые вспыхивали на площади по призыву какой-то местной «Русланы» — с таким же охрипшим голосом.

Удивительное сходство между «новым антимайданом» и «старым майданом» вызывает у симпатиков последнего когнитивный диссонанс. С их стороны уже слышны попытки рационализации — мол, «пророссийские орки» не в силах создать ничего своего — и обезьянничают, устроив у себя «карго-культ майдана»... Конечно, это не так. Нужно просто на секунду вспомнить, что история городских восстаний началась не в 2013 году — и майдан точно также заимствовал опыт прошлых поколений «герильерос» (даже знаменитые «ледяные баррикады» возводили еще московские рабочие зимой 1905 года). А сегодня уже опыт майдана перенимают его злейшие противники. Это нормальный и неизбежный процесс.

Перенимают, конечно же, и вещи, которые мне отчаянно не нравятся. Это и национализм (естественно, русский), которым отличаются организаторы и многие активные участники протеста в Донецке. Правда, свастики и кельтские кресты, с которыми еще в ноябре красовались некоторые участники «Русского марша» в Донецке, здесь не встретишь — не поймут). Это и не всегда понятные для простых смертных телодвижения новоявленных лидеров «народной республики» и «работников комендатуры», скрывающих лица под плотными масками. И случаи погромов и мародерства в захваченных помещениях, с которыми, вроде бы, борются — но не всегда эффективно. И атмосфера подозрительности, охота на «вражеских шпионов» (титушками их пока не называют), избиения политических противников... Через все это тоже прошел майдан — еще задолго до начала полноценных уличных боев в центре Киева.

Вот только оценка двух протестных движений со стороны «честных СМИ» и «демократической общественности» — диаметрально противоположная. На Украине у новых повстанцев нет своего «5 канала», нет высокоорганизованной армии «неупереджених» блогеров. Вот и пишут мне на полном серьезе знакомые из разных городов Украины (и даже некоторые дончане, не появляющиеся в «революционных центрах»): «Да там же пару сотен человек нарушают спокойствие. И те в основном, из России. Почему мы должны обращать на них внимание?».

Да нет, друзья, это не так. На выходных митинги в Донецке регулярно собирали до 20 тысяч участников. А уже в первые дни восстания более тысячи человек находились только внутри ОГА. Пополнение — из Мариуполя, Тореза, Снежного, Макеевки, Горловки и других промышленных городов — прибывает ежедневно. Есть ли среди «защитников белого дома» россияне? Возможно, какое-то количество граждан соседней страны там присутствует — но ни мне, ни моим знакомым их встретить до сих пор не удалось — а потому об их количестве мне судить тяжело. Да и на столичном майдане было немало иностранцев, что тогда никого не смущало.

Представители самопровозглашенной киевской власти, которые совсем недавно добивались (и добились!) безусловной амнистии для участников захвата админзданий, теперь за такие же действия арестовывают десятки людей в Харькове — и угрожают проведением «антитеррористической операции» в Донбассе (а помните, какой яростный гнев вызывали у них эти слова в феврале?!). Конечно, глупо было бы удивляться лицемерной позиции представителей новой власти (так же, как и их «западных партнеров»). Беззастенчивое использование двойных стандартов по отношению к «своим» и «чужим» протестующим — обычное явление для политика. Тем более, у них есть железное оправдание своей двуличности: «То, что происходит сейчас на востоке — это совсем другое дело! На майдане стояли патриоты своей страны, а там — сепаратисты, предатели, которые хотят отдать часть нашей страны другому государству!».

Скажете, тяжело с этим спорить? А я, все-таки, поспорю. Говорите, люди, вышли на майдан за независимость? Нет, они требовали подписания ассоциации с Евросоюзом на кабальных, неисполнимых для страны условиях (что, со скрипом, пришлось признать и новому правительству). Говорите, что начиная с 30 ноября люди сражались уже не «за Европу», а против ненавистного режима Януковича? Да, среди рядовых протестующих были такие настроения. Но со сцены майдана по-прежнему выступали еврочиновники и западные политические фрики вроде сенатора МакКейна. А к власти, в итоге, пришли не долгожданные новые, а опостылевшие «любі друзі», которые беспрекословно согласились принимать неолиберальные экономические требования, навязанные МВФ. Их первые последствия мы уже сейчас можем ощущать на своих кошельках. А в скором будущем «меры жесткой экономии» могут привести к полноценной гуманитарной катастрофе — как это случилось в десятках других стран, взявшихся лечить экономику по смертельным рецептам «чикагских мальчиков».

Неужели это и есть независимость, за которую стоит сражаться? Бунтующие «сепаратисты» Юго-Востока так не считают.

А с чего же начались протесты в Донбассе, в Харькове, в Одессе? Может быть, десятки тысяч «национал-предателей» с ходу потребовали присоединения к империалистической России? Тоже мимо. Изначально на протестной повестке дня стоял вопрос только о проведении реформ в составе ЕДИНОЙ УКРАИНЫ. И пусть в меня бросит камень тот, кто скажет, что федеративное устройство страны, расширение прав местных советов и полноценное использование региональных языков не соответствуют пресловутым европейским демократическим нормам. А появление на мартовских митингах российских флагов вначале удивляло многих активных демонстрантов.

Но «временное правительство», с его неспособностью идти на компромиссы и идти на диалог с политическими противниками, сделало все для дальнейшей радикализации протеста. «Патриотическая» власть, оставаясь в своей воинственной позе и угрожая протестующим очередными «антитеррористическими» штурмами, кажется, делает все для того чтобы вытолкать Восток, вслед за Крымом, в объятия путинской России.

Да, локомотивом нынешних протестов в Донецке — в соответствии с общей для всей Восточной Европы «политической модой» — вновь стали консервативные, националистические силы. И этот факт меня не может не расстраивать. В промышленном Донбассе левые слишком слабы, чтобы организовать и возглавить мощное народное движение. И, тем не менее, сводить донецкое восстание исключительно к проявлениям русского национализма было бы неправильно. Как и на майдан, сюда приезжают самые разные люди — за своей (пусть иногда и эфемерно выглядящей) правдой. Когда на первом этаже захваченной ОГА я вижу боевой отряд жителей города Тореза — со звездами, нарисованными на шахтерских касках, когда я слышу обсуждения национализации экономики региона (хоть их, скорее всего, и не удастся реализовать в сегодняшних условиях), я понимаю, что этот протест уже вышел из границ затхлого болота «русскомирского» патриотизма.

***

А в завершение, я хотел бы выступить с предложением для всех украинских патриотов и сторонников майдана, которые прочтут эту статью.

Я не требую от вас согласия с каждым моим словом. Но прошу пройти небольшой тест. Посмотрите на несколько утверждений, размещенных ниже, и решите для себя, согласны ли вы с ними:

На этом «антимайдане» нормальных людей нет. Там одни агрессивные гопники, которые не могут связать двух слов (галицкие рагули, понаехавшие в Киев из своих деревень). Все они — «ватники», готовые целовать в зад Путина, предатели Украины (бандеровцы, фашисты, американские наемники). Нравится Россия? Чемодан-вокзал-Саратов! (пусть валят в свой Евросодом, убирать дерьмо за богатыми еврогейцами). Чего ждут власти? В их любимой России их бы моментально разогнали... Да их вообще перестрелять надо! (Чего ждут власти? В их любимой Европе их бы моментально разогнали... Да их вообще перестрелять надо!).

Вы смогли бы подписаться хотя бы под одним из этих высказываний? Если да — мои поздравления, вы воспроизводите риторику консервативного, отталкивающего крыла «антимайдана». Тех самых людей, которые злорадствовали, узнав о гибели «небесной сотни», тех, которые ненавидят «телячу мову» и уверены, что в Карпатских горах обитают люди с песьими головами... Не согласны? Тогда, майдановцы, загляните в свое зеркало — чтобы увидеть там людей. Людей, которые, так же как и вы, заслуживают того, чтобы их услышали.

И если это произойдет (я все-таки продолжаю надеяться), вы и дальше сможете жить с этими людьми вместе, в нашей общей обновленной стране.

Статья была опубликована на сайте liva.com.ua
[Оригинал статьи]


По этой теме читайте также:

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017