Вторник. 2 июня. Утро. С вечера забыл выставить будильник на мобильном телефоне. Но на работу так и не опоздал — разбудил звук реактивного двигателя СУ-24 (хотя, может, это был МиГ-29). Пошел пить кофе. На третьем глотке поймал себя на мысли, что у нормального человека подобный способ пробуждения вызвал бы, как минимум, тревогу. А я совершенно спокойно пью свой кофеиновый напиток. Да, нынешние события заставляют задуматься о многом. Огромное количество вопросов к другим, но еще больше к себе. Вот, например, до какой степени я быдло? То, что я им являюсь, это я уже понял. Спасибо многим национально сознательным согражданам, кто убеждал меня в этом последние полгода. Теперь меня интересуют всего два вопроса: «Насколько я являюсь индивидом, влачащим скотское существование?»; и «что в рамках морального мне позволено, раз уж я нахожусь на низшей ступени человеческого развития?».
Как там было у Андрея Некрасова? Как корабль назовешь, так он и поплывет. Ну, раз я — быдло, то, наверняка, мне сойдет с рук любая жестокость и безнравственность. Так ведь? Чего удивляться, если я пьяным захочу кого-то убить? Я же недочеловек. И вы это знаете! Вот украинское правительство это точно знает. Почему я так решил? Ну, если бы оно считало меня (и сотни тысяч таких, как я) иной категорией украинского населения, то вряд ли бы направило свои регулярные, и не очень, войска туда, где я живу. Помните, как в эфире «Свободы слова» нардеп от нынче правящей партии Александра Кужель обмолвилась — мол, в Донецке остались только те, у кого нет образования, потому что все иные уже уехали из этого региона? Вот! А я здесь живу. Несмотря на ужасную экологию, высокую криминогенность, развал ЖКХ, безработицу и отсутствие перспективы стать менеджером высшего звена. Значит, я уже не совсем нормальный человек, так? А еще я не поддерживаю достижения Евромайдана (Национальной революции), не считаю важным самоидентифицировать себя, как украинец, и считаю идеи Карла Маркса и Петра Кропоткина важнее месседжей Михаила Грушевского и Дмитрия Донцова.
Более того, быдлом считает меня не только украинское правительство и вы, но и цивилизованная западная общественность. Косвенно к таким выводам можно прийти из комментария британского журналиста Нила Кларка: «Только представьте, что было бы, случись такое в Венесуэле, если бы авиаудары по оппозиции приказал нанести президент Венесуэлы. Уже через мгновение глава британского МИДа Уильям Хейг и госсекретарь США Джон Керри выступили с осуждением и заявили, что президент Венесуэлы Мадуро уничтожает собственный народ. Здесь (в Донбассе — авт.) никакого осуждения не было, и едва ли мы его услышим, поскольку Запад поддерживает преступный режим в Киеве и не просто смотрит на его зверства сквозь пальцы, но и поощряет их».
Так, а почему Запад смотрит на все это сквозь пальцы? Правильно, потому что здесь, на Юго-Востоке, живут не-люди. Иного объяснения попранию руководителями цивилизованных стран статей 1 («Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства») и 3 («Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность») Всеобщей декларации прав человека я не нахожу. Отсюда и мой вопрос — раз я нечеловек, то, значит, имею право вести себя не по-человечески?
То, что я — быдло, меня, конечно, огорчает, хотя… Еще один вопрос, который время от времени появляется в моем рефлексирующем сознании: «Так ли хорошо быть высоко духовным либерал-гуманистом?» Знаете, я раньше плохо понимал две строчки из песни Егора Летова «Философская песня о пуле»: «Гуманизм породил геноцид, правосудие дало трибунал». Ну, как гуманизм может породить геноцид? Глядя на современную украинскую интеллигенцию и граждански активных интеллектуалов, понимаю — с легкостью. Что такое гуманизм? Не буду далеко ходить, а обращусь к любимой массами тёте Wiki: «Гуманизм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности». Гуманистами у нас себя, как правило, считают люди много читающие (от Достоевского до Мураками), слушающие (от Баха до Massive Attack), смотрящие (от National Geographic Channel до фильмов Киры Муратовой) и чем-то увлекающиеся (от хенд-мейда до йоги и сурвивализма).
Так вот. Вначале гуманисты определяют для себя границы своего гуманизма, потом выводят для себя определение «Человек», а потом находят врагов, угрожающих всему человеческому и гуманистскому. Вот, например, вышыванки, украинские этнофестивали и кафешечки во Львове — это часть системы «всего доброго, светлого и человечного», а сидящие на «кортах» субпролетарии, мат и тяжелый физический труд — это проявления «мирового зла». Затем вокруг происходят какие-то глобальные события и система «доброго» впитывает в себя новые понятия, а «зло» пополняется новыми персонажами. Получается, что близкие к кафешечкам и вышыванкам сторонники Евромайдана — это «онижедети», «воины света» и «патриоты», а Донбасс с его субпролетариатом — «террористы», «колорады» и «ватники». Причем субпролетариат медленно, но уверенно сливается в сознании либерал-гуманистов с пролетариатом и всеми несогласными.
Процесс противостояния в обществе затягивается, понятия костенеют. И вот, еще вчера читавшая Кена Кизи и рыдавшая над судьбой Макмёрфи девочка, уже готовит коктейли Молотова возле одесского дома профсоюза, представляя засевших внутри людей «злыми медсёстерами». Такая себе выборочная эмпатия. А убийство во имя защиты гуманизма — это не убийство. Это «очистка», «защита» и «решительность». Если перед тобой «колорад», то, видимо, он не может думать, чувствовать, любить, испытывать боль и сочувствовать.
Мне кажется, что в голове у патриотов творится что-то подобное. А еще есть те, кто сами не убивают, но радуются «майским шашлычкам» в Одессе и ракетному обстрелу Луганской ОГА. Причем аргументы, что пострадали мирные люди для них не аргументы. Ведь прохожие сами виноваты в том, что гуляют там, где находится штаб или блок-пост сепаратистов. Они сами виноваты, что проезжают возле донецкого аэропорта, когда украинская армия пытается выбить оттуда повстанцев. Сами виноваты, когда не уезжают из Славянска, занятого пророссийскими ополченцами. Смотришь на комментарии таких «сочувствующих убийцам» и поражаешься, как их любимыми авторами книг могут быть Чехов, Бредбэри и Маркес. Эрих Мария Ремарк в романе «Возлюби ближнего своего» написал: «Человек велик в своих высших проявлениях. В искусстве, в любви, в глупости, в ненависти, в эгоизме и даже в самопожертвовании. Но то, что больше всего не достаёт нашему миру, — это известная, так сказать, средняя мера доброты».
Можно понять, почему люди из Киева или Винницы подвержены подобной геноцидно-гуманистической идее. Для них живущие на востоке Украины — это абстракция, в которую допустимо стрелять, бомбить и сжигать во имя единства государства. Но меня удивляет, как в одночасье многие мои знакомые гуманисты, музыканты и люди творчества превратились в тех, для которых Украина превыше всего. Как они убежденно уверовали в то, что окружающие их люди, с которыми они жили годами — это быдло, урла и гопники. «Я живу среди дебилов, уродов и бандитов, ищущих возможность убить меня и мою семью», — говорят они мне. Ну, не патриотизм же заставляет их так высказываться? Может, ответ очевиден — просто все эти годы, они подсознательно ненавидели своих земляков и их образ жизни? Поэтому и уезжают многие из них отсюда без сожаления, ища родину за пределами Донбасса. Лично я бы так не смог. И в горе, и в радости…. И при Евро-2012, и при АТО.
Можно не разделять идею Донецкой и Луганской народных республик, но призывать активизировать войну в Донбассе, когда на ваших глазах это усиление оборачивается смертями среди мирных жителей…. Я этого не понимаю. Неужели, если вдруг Украина вернет себе контроль над Донбассом, вы будете звонить в СБУ или МВД и рассказывать, что ваш друг, к примеру, два дня простоял на блок-посту? Вы не допускаете, что люди могут поддерживать отличную от вашей идею? О! Кто-то скажет, что наоборот, это ДНРовцы не приемлют инакомыслия. Тогда чем вы отличаетесь от донецких республиканцев, если ведете себя так же, как они? Я, например, быдло и мне можно, но вы же — высокодуховные гуманисты!
Ах да, у вас есть оправдание своей жестокости, бездушию и агрессии — «Україна понад усе». Да? Тогда выкиньте все гуманистические книги, которые вы читали — вы лжете, прежде всего, себе. Человека человеком делают не поездки на матч «Украина — Англия» на Евро-2012, не чтение Кобзаря детям на ночь и не восторженность при виде львовской архитектуры. Человек — это тот, кто ценит человеческую жизнь. Не искусственно придуманную в рамках своего национального мифа, а во всех ее проявлениях и ошибках.
Я не понимаю, как можно говорить о единой Украине и при этом истово ненавидеть ее часть. Часть, которую эта самая Украина огнем и мечом пытается оставить в своей неделимости. Друзья мои, либерал-гуманисты, Донбасс — это не только Форест-парк, «Донбасс-Арена» и улица Артема. Донбасс — это еще и все то, с чем мы жили и боролись все эти 23 года. Будьте честными и признайтесь — вы не любите свой край. Край, который вы так патриотично хотите видеть копией размалеванной для туристов Галичины. Вам нравятся чистые тротуары, художественные мастерские, уютные ресторанчики и вежливые водители такси. Мне тоже всё это нравится и хотелось бы... Но вы любите и хотите то, что было создано кем-то. А здесь... Здесь нужно бороться за искусство, здесь музыканту нужно выживать и доказывать право на свое видение мира. Конечно, это трудно.
Кроме того, вы забываете, что Донецк создавался для работы. Именно поэтому, как ни странно, уровень безработицы на западной Украине ниже, даже после закрытия промышленных предприятий советского периода. Сфера услуг не требует столько физических сил, как металлургия, угольная отрасль, машиностроение, химия и энергетика. Да и развивать ее можно там, где есть культурно-историческое наследие, неплохая экология и близость к Европе. Ради туристов можно быть и вежливым, и ретивых националистов подальше от центра держать. Донбассу же не повезло. Мало того, что после распада СССР мы были поставлены в условия выживания в границах своего региона (ездить на заработки в Европу как-то далековато), так еще и культура, как дотационная сфера, превратилась в мумию слипшихся друг с другом советского соцреализма и украинской вышыватниковости.
Я постоянно слышу от своих знакомых интеллектуалов, что тут их не понимают, что тут нечем дышать творческому человеку, что Донбасс убивает искусство. А еще тут быдло. Постойте, а что вы сделали для того, чтобы повысить культурный уровень своих соотечественников? Почему они что-то вам обязаны и должны? Как ни странно, но советская власть не считала, что шахтеры и металлурги Донбасса должны любить Горького или Шекспира. Она строила кинотеатры, Дворцы культуры, библиотеки, клубы, возила актеров по городам и весям с театральными постановками. Зачем? Не только с идеологической целью, но и чтобы повысить культурный уровень пролетариата и крестьянства. Населению принудительно прививали классическую музыку, заставляли изучать литературу, поэзию и культуру. Людям оно, конечно, не было особо нужно, но у масс что-то откладывалось, а процент образованных людей был намного выше, чем сегодня. Вы не верите? Тогда посмотрите на издательский рынок СССР середины-конца 1980-х. Вы найдете такие фамилии таких авторов, за издание которых сегодня не примутся даже богатые издательства: Павел Флоренский, Жорж Батай, Виктор Франкл и т. д. Почему тогда издавали? Был спрос, было относительно большое число людей, которые понимали, о чем писали эти авторы. И все это благодаря тому, что СССР (возможно, себе на беду) принудительно воспитывал думающих людей. По крайней мере, более думающих, чем сейчас.
А что сделала Украина, чтобы повысить культурный уровень жителей своей Восточной Украины? Перестала поддерживать творческие кружки? Бросила Дворцы культуры? Позволила расплодиться отупляющим телесериалам и ток-шоу? Где были светочи украинской культуры все эти годы и почему не достучались до сердец донетчан?
Увы, сегодня работать для повышения культурного уровня людей гуманисты-творцы не хотят. Они, в основном, занимаются самореализацией. Индивидуальное превыше коллективного. Да и нести ответственность за то, что они (простите, за тавтологию) несут в народные массы, тоже не хочется. Но от народных масс требуют соответствия своим духовным, патриотическим и интеллектуальным запросам. Так приложите усилия и дотяните уровень своего окружения до себя, товарищи гуманисты. Хотя да, проще жечь и призывать расстреливать тех, кто не соответствует вашим взглядам на мир. Отчего-то вспомнился 1993 год и «Письмо сорока двух» — публичное обращение группы известных литераторов России к согражданам и Президенту: «Что тут говорить? Хватит говорить... Пора научиться действовать. Эти тупые негодяи уважают только силу. Так не пора ли ее продемонстрировать нашей юной, но уже, как мы вновь с радостным удивлением убедились, достаточно окрепшей демократии?».
История повторяется. Новоиспеченные «воины света» в Украине тоже не хотят быть добрыми и терпимыми к «убийцам» и «фашистам».
И последний вопрос, который возникает у меня в связи с обострением у украинской интеллигенции и гуманистов патриотической танатофилии: «А не попытка ли это оправдать собственное бессилие?». Да, я понимаю, что убивать обретенного врага (который не столь уж силен по сравнению с армией) легче, чем проявить независимость и отказаться от кредитов МВФ. Я понимаю, что экономика — это сложнее, чем подчинение приказам. И я понимаю, что украинский национализм всегда питался кровью и страданиями — ему так легче существовать. Но, будьте же честными, товарищи патриоты. Вы бессильны что-то изменить в Украине. Ребрендинг власти олигархов завершился. Капиталистический оборотень из волка перекинулся в человека, но жажда крови у него все равно осталась. Правда, вместо неофициальных цепных псов Януковича в виде субпролетариатных «титушек» у нового хозяина появилась своя национально сознательная стая социал-националистов. Вы думаете, что они уйдут в тень и всеобщая умеренная патриотичность изгонит их из Украины? Примерно так же, как мирные протесты евроинтеграторов победили бандитскую власть человека из Енакиево.
Гуманизм, действительно, порождает геноцид. Но это потом. А пока… «Пуля-дура, учи меня жить. Агитатор, учи меня думать».
Июнь 2014 г.