Предвыборные недели в Украине предсказуемо проходят под знаком разгула ультраправого насилия, которое заставляет вспомнить сцены из фильмов о нацистском терроре начала тридцатых годов. Неонацисты во главе с правым киевским депутатом, свезенные в город на проплаченных одним из олигархов автобусах, снесли памятник Ленину на центральной площади Харькова, уникальный архитектурный ансамбль которой был возведен на пустыре именно с санкции лидеров большевистской партии. Министр внутренних дел Украины Аваков, давний спонсор местных нацистов, лично санкционировал этот акт политического и «культурного» вандализма, который очень символически завершил собой организованное из Киева шествие «за единство Украины». Как бы знаменуя наступление этого понятого по Оруэллу «единства», милиция буквально накануне разогнала в центре Харькове мирное шествие активистов из харьковской КПУ и других оппозиционных киевскому правительству групп. Их марш был с особым цинизмом запрещен «в целях недопущения массовых беспорядков и опасности для граждан», хотя вся вина этих людей — преимущественно, пенсионеров и женщин — состояла в том, что они намеревались потребовать от киевских властей мира и решительных мер в борьбе с социальным кризисом, в бездну которого на глазах проваливается страна. Однако в ответ на это руководство МВД демонстративно вывело на улицы миллионного города вооруженные патрули боевиков ультраправого батальона «Азов» на привлеченной с фронта новенькой бронетехнике. В союзе с футбольными фанатами эти не представляющие никакой опасности для граждан неонацисты приняли непосредственное участие в разгоне и избиении демонстрантов — при полном попустительстве бездействующих сотрудников МВД, чье руководство предоставило индульгенцию всем участникам этих погромов.
РИА Новости / Игорь Чекачков
|
Согласно данным наблюдателей ОБСЕ, которых трудно заподозрить в путинской пропаганде, именно представители «Азова» сыграли решающую роль в уничтожении огромного памятника, открыто избивая перед камерами тех, кто пытался встать на его защиту. Они вырезали на постаменте нацистские руны, а затем представитель батальона многозначительно напомнил, что в 1943 году, когда в центре Харькова тоже уничтожали коммунистические монументы вместе с архитектурными памятниками советского конструктивизма, эту площадь назвали в честь дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», которая отличилась тогда в борьбе с большевизмом. И поскольку правые депутаты киевского горсовета буквально в этот же день объявили о массовом переименовании целого ряда столичных улиц, где вместо имен пролетарских писателей, борцов с царизмом и участников рабочего восстания на заводе «Арсенал» должны появиться имена украинских националистов, не следует исключать, что уже вскоре кто-то предложит Харькову увековечить в качестве топонима название какого-то из аваковских «лейбштандартов». Для убедительности передергивая при этом затворы своих автоматов.
Наутро после уничтожения Ленина неонацисты избили жителей города, которые принесли к разрушенному памятнику цветы, а инициативная группа правых отправилась на автобусах в сопредельные города области, чтобы продолжить уничтожение памятников. А утром следующего дня на ограде местной церкви нашли наколотое на острый штырь тело молодого мужчины. И какими бы ни были причины этой страшной смерти, она стала для шокированного и запуганного города своеобразным визуализированным символом творящегося на его улицах насилия, санкционированного столичной властью. Снос памятников и линчевание их защитников всегда заканчивается трупами — Харьков помнил об этом еще с марта, когда те же ультраправые боевики, будущие «герои АТО», безнаказанно расстреливали в самом центре города защитников монумента.
Однако события в Харькове были лишь пиковым моментом того, что творится в эти дни во всей стране — где избивают оппозиционных политиков и недостаточно националистически настроенных либералов, уничтожают «порнографические» картины современных художников, разгоняют оппозиционные акции, подрывают гранаты и устраивают перестрелки. А боевики «Харьковского батальона территориальной обороны», которые в очередной раз устроили пьяную стрельбу с угоном чужих машин, удостоились лишь отческого внушения со стороны назначенного губернатором Луганской области Геннадия Москаля. Хотя безнаказанность их действий не вызывает ни у кого никаких сомнений — ведь это не безоружные участники харьковских оппозиционных акций, назначенные властью на роль врагов.
Нападения на Ленина стали символом безумия этих дней — но именно в этих, казалось бы, бессмысленных атаках на беззащитные монументы, которые вовсе не случайно органически совмещаются с разгоном мирных акций социального протеста, и кроется весь смысл того, что происходит в эти дни в Украине с санкции киевского режима. Суть этого политического вандализма заключена не столько в предвыборном пиаре и не только в крайне важной и значимой борьбе за идейную гегемонию в стране, маркером которой всегда служили названия улиц и памятники на площадях. Демонизированная фигура Ленина, персонифицирующая для целого поколения украинских антикоммунистов весь период советской истории, призвана послужить громоотводом, в сторону которого власти собираются перевести весь опасно накапливающийся гнев разочарованного правлением новых хозяев страны общества.
Атаки на Ленина должны отвлечь внимание общественности от приватизационных сделок спонсирующего «Азов» миллиардера, который как раз прибирает к рукам лакомые куски цветной металлургии и одесских портовых терминалов. И от скандалов вокруг бизнеса министров и чиновников от «Свободы», которые заняты сейчас покупкой дорогого отеля и захватом собственности попавших в опалу «регионалов». Ненависть к «организаторам коммунистических геноцидов» должна закрыть нам глаза на жертвы происходящей здесь и сейчас бессмысленной гражданской войны, на обугленные трупы брошенных на убой солдат и тела изнасилованных и убитых «патриотами» женщин. Нападения на памятники должны объяснить нашим родственникам и соседям, кто виноват в том, что их зарплата уже уменьшилась на треть при одновременном росте цен и тарифов — а фирмы и предприятия все чаще отправляют своих работников на неоплачиваемый «отдых», откровенно предупреждая о будущих увольнениях.
Ленин — символ строя, при котором была создана наша страна, и вся ее еще не разворованная и не разрушенная до конца за последние двадцать лет инфраструктура, должен будет ответить этой зимой за холодные батареи и веерные отключения электроэнергии. Пусть даже его воплощенные когда-то в жизнь тезисы о необходимости электрификации страны, необходимой в качестве базиса для ее индустриального и социально-культурного развития, звучат сегодня как злая насмешка истории. Если у вас в доме погаснет лампочка, которая еще во времена наших дедов ассоциировалась в общественном сознании именно с именем Ильича — знайте, что в сгустившемся после этого мраке будет снесено еще больше посвященных ему памятников. Причем, первым кандидатом на снос является сейчас именно ленинский монумент в Запорожье, символически установленный рядом с самым знаковым символом индустриализации Украины — плотиной Днепрогэса.
Эта логика погромного безумия как раз и является сегодня политической программой украинской власти. Атаки на памятники Ленину нужны ей для того, чтобы спасти от нападений свои особняки, а террор против инакомыслящих дает шанс на то, что народное недовольство какое-то время не будет направлено в русло социальной борьбы против правящего класса. В условиях, когда экономика и социальная сфера Украины разваливается на наших глазах, а обворовывающий страну и жиреющий за счет войны режим не имеет никаких реальных возможностей, чтобы выправить ситуацию, он может поставить только на самую агрессивную шовинистическую пропаганду против «врагов нации» — «внешних» и «внутренних», каменных и живых. Причем, ужасы гражданской войны, которые сделали нормой пытки, похищения и убийства, с неизбежностью придадут этой кампании характер террористического насилия — с вандализмом, избиениями и убийствами тех, кто будет вслух говорить об истинных причинах социальной катастрофы в стране. И все это будет твориться с молчаливого согласия «гражданских активистов», «правозащитников» и патриотических журналистов, которые хорошо понимают, что именно бойня дает им места в парламенте, денежные посты чиновников и щедрые грантовые дотации. И потому готовы покрывать ее в своих шкурных интересах, оправдывая погромы оппозиционеров и акты вандализма против ненавистных и до сих пор опасных для господства их класса памятников.
Ведь монументы Ленину — равно как и противостоящая логике безумия логика его идей — до сих пор показывают обманутым украинцам в сторону подлинных виновников их нынешних и будущих бед.
30 сентября 2014 г.