Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
Старости::2011::Март

Статья Олега Лищука «Рентабельная бесчеловечность» о тестировании медицинских препаратов на людях наглядно демонстрирует политику США в отношении как своих граждан, так и населения стран третьего мира

«Около 700 жителей Гватемалы были преднамеренно заражены сифилисом в ходе клинических исследований пенициллина, которые медики из США провели в Центральной Америке в период с 1946 по 1948 год. Исследования проводились на заключенных, душевнобольных и бездомных гватемальцах без их ведома. Записи об этих экспериментах, сделанные бывшим научным сотрудником Службы общественного здоровья США Джоном Катлером, были обнаружены в архивах Питтсбургского университета в октябре 2010 года». [Читать]
29 марта 2011

В своём фельетоне «Gott mit uns? Или не упоминай имя Господне в гимне» Татьяна Машкова размышляет о тяге к божественному, где не надо и где совсем не надо

«Понимаю, такие вещи как гимн, флаг и герб полагается знать и чтить, я же проявила гражданскую незрелость, несознательность и пофигизм в отношении столь, казалось бы, очевидных вещей. Целое десятилетие прожила (ибо еще в прошлом веке выбросила телевизор), не ведая, какое мощное охранное предприятие печется о благе Отечества и его граждан. Вообще-то было бы неплохо подвести итоги десятилетия, осененного благодатью божьей в отдельно взятой стране. Лично меня в этом отношении гложут большие сомнения, хотя, кто знает, вдруг найдется желающий развеять мой скепсис?» [Читать]
27 марта 2011

Редакция «Скепсиса» призывает своих читателей не становиться добычей пропагандистов новой неолиберальной войны вне зависимости от их риторики: гуманитарно-либеральной или псевдолевой. «Четвёртая мировая война: очередь Ливии»

«Правители же “третьего мира” должны выучить урок: для Запада они лишь объекты сделок, временные союзники, которые могут быть преданы в любой момент, как только ситуация позволит урвать больше. Единственная возможность обезопасить себя от этого – независимость на основе народной поддержки, которую не получить, прибегая к неолиберальным экспериментам. Там, где появляются транснациональные корпорации, вслед за ними рано или поздно обязательно прилетят “Томагавки”. А Совет безопасности ООН за это проголосует». [Читать]
22 марта 2011

Клерикализация образования — процесс не новый в мировой практике. Один из таких примеров проанализировал еще Антонио Грамши в заметке «Международные конкордаты и договоры», показывая, в чьих интересах происходила аналогичная реформа в фашистской Италии

«...начальная и средняя школы — это народные школы и школы мелкой буржуазии, социальных слоев, монополизированных в вопросе воспитания церковниками, потому что большинство из них не доходит до университета, т. е. получит не современное воспитание, в его высшей критико-исторической фазе, а лишь догматическое воспитание. Университет — это школа для правящего класса (руководящего персонала), это механизм, с помощью которого осуществляется отбор индивидов и других классов, чтобы включить их в персонал правящий, административный, руководящий». [Читать]
21 марта 2011

Какова должна быть стратегия революционной борьбы в XXI веке? Ответ Александра Тарасова, основанный на анализе опыта прошедшего века, в статье «Мировая революция-2»

«Объективно сегодня нет условий для совершения социалистической революции: нигде в мире производительные силы не развились настолько, чтобы выйти за пределы экономической формации и индустриального способа производства.<...> Следовательно, необходимо развести понятия революции антибуржуазной и революции социалистической — чтобы не обманываться самим и не обманывать других. Грядущие антибуржуазные революции будут вынужденно суперэтатистскими, и общества, порожденные этими революциями, будут обществами крайне несовершенными, суперэтатистскими, все оправдание существования которых будет в том, что они станут зонами социально-экономических и культурных антикапиталистических экспериментов <...> и послужат плацдармом для революций в других странах, революций, цепь которых в конце концов покончит с мировым капитализмом». [Читать]
18 марта 2011

В продолжение темы нового образовательного стандарта мы публикуем письмо заслуженного учителя Семёна Аромштама. И снова отмечается некомпетентность и меркантильность реформаторов

«...Знаете, что видно? Мы много говорим в школе о компетентности учителя в области своего предмета и сопутствующих – педагогики, психологии. Но вот компетентность при решении вопросов строительства школы и системы образования в целом от людей, его осуществляющих, не требуется. Руководствуются эти люди в лучшем случае эмоциями, в основном – пожеланиями властей или меркантильными соображениями». [Читать]
15 марта 2011

К 150-летию отмены крепостного права и 130-летию казни народовольцами Александра II «Скепсис» напоминает читателям, как на самом деле проходила эта реформа и почему Александра вскоре после неё все чаще стали называть не «Освободителем», а «Вешателем»

Николай Троицкий «Реформы 1861—1874 гг.: Падение крепостного права»
Николай Троицкий «После реформ: Народ и реформы»
Николай Троицкий «После реформ: Правительственная реакция»
Николай Троицкий «“Народная воля” и её “красный террор”»
Сергей Степняк-Кравчинский «Cмерть за смерть»
Владимир Иохельсон «Первые дни Народной воли»
14 марта 2011

Об одном из самых ярких русских революционеров XIX века, выдающиеся способности и невероятная жизненная энергия которого позволили ему проявить себя в самых разных направлениях революционной деятельности, принять участие в борьбе как на Родине, так и за границей, вспоминает его друг и соратник Леонид Эммануилович Шишко в очерке «Сергей Михайлович Кравчинский и кружок чайковцев»

«Кравчинский писал, что, изучая французскую революцию, он все более и более приходил к тому убеждению, что главную роль играла в ней личная энергия ее героев… В этом взгляде на революционное движение… заключалась известная доля исторической правды; эта теория в значительной степени соответствовала тогда тому фактическому положению, в котором находилась общественная жизнь в России, так как вся сила общественного протеста, действительно, сосредоточивалась в ней тогда лишь в немногих отдельных лицах, которым предстояло пробить дорогу широкому общественному движению… Эта роль была… навязана им историей, а вовсе не вытекала из их собственных теоретических заблуждений». [Читать]
13 марта 2011

«О еврейских крестьянах Новороссии в книге “Бурные годы Тихого поля”» – рецензия Ильи Смирнова на подробное историческое исследование о земледельческих колониях, опровергающее многие обывательские предрассудки

«В книге рассказывается не только о двух колониях с этим названием в Херсонской губернии, Сейдеменуха Большая и Малая, но обо всём массовом движении евреев “на землю”, происходившем с начала ХIХ века до Второй Мировой войны, а это уже не отдельные населенные пункты, а целая страна, “в предвоенный период… на территории еврейских национально-административных образований Украины проживало 250 тысяч человек”».[Читать]
12 марта 2011

Действия РПЦ еще нагляднее свидетельствуют о том, что основной моральный принцип участников этой организации — отсутствие всяких моральных принципов: недалеко от Геленджика на берегу Чёрного моря Московская патриархия РПЦ «на пожертвования» строит дворец. Подробности — в комментарии Александра Аверюшкина «Подайте на курорт, Христа ради!» и в материале экологического движения «Открытый берег» — «Как украсть курорт»

«Не пытаясь особенно ничего скрасить или завуалировать, Владимир Легойда демонстрирует, что на первом месте у иерархов РПЦ стоят исключительно материальные ценности, а разговоры о “духовности” служат лишь прикрытием для деятельности по достижению материальных благ. Что в нынешнем положении, когда РПЦ все больше и больше сращивается с государством, ее представители чувствуют себя абсолютно безнаказанными и считают, что могут говорить и делать все, что угодно. Что сегодня РПЦ превратилась фактически в бизнес-корпорацию, которая занимается исключительно освоением государственных и общественных средств и ведет себя так же прагматично, как любая бизнес-структура».

Александр Аверюшкин «Подайте на курорт, Христа ради!»
Документы: «Как украсть курорт»
9 марта 2011

Егор Путилов «Africa Unite. Колонизация 2.0» — очерк о Мали, типичном примере неоколониализма в современной Африке

«Я провел в Мали ровно месяц. Бывшая французская колония, не пережившая за последние 15 лет ни одного переворота, гражданской войны или геноцида, что само по себе уникально для страны тропической Африки, — представлялась отличным местом, чтобы понять, что представляет собой Африка и вообще нынешний “третий мир”. Мали — это образцово-показательный пример колониального капитализма: демократические выборы, социальная стабильность и рост экономики по 17% в год. Тем интереснее было оказаться в этой небольшой африканской стране, которая редко попадает в поле зрения мировых СМИ. Я приехал сюда с обычным набором стереотипов об Африке, внушенным хорошо слаженной машиной глобальных СМИ: черный расизм, наступление Китая, уход Запада с ключевых позиций в регионе, взрывообразная рождаемость и сползание в хаос. Излишне говорить, что все это окажется чуть более, чем неправдой...» [Читать]
7 марта 2011

«Избавить Москву от пробок легко… Но трудно». Борис Родоман рассуждает об излишней автомобилизации и пагубной политике властей в отношении общественного транспорта, предлагая контрмеры

«Я в “классовой” (или во “внутриклассовой”) борьбе “синих ведёрок” с “мигалками” не участвую, но и благожелательного нейтралитета не соблюдаю. Мне, мягко говоря, чужды обе стороны. Ибо я представляю неавтомобильное большинство – пешеходов и пассажиров муниципального транспорта. Не надо быть учёным и вообще исследователем, чтобы понять: чем больше автодорог и проезжих полос устроим – тем больше будет автомобилей: появятся новые стимулы ими пользоваться. Я в пешей ходьбе и в общественном транспорте вижу главное лекарство от пробок и от прочих недугов автомобилизации». [Читать]
3 марта 2011
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?