Сейчас я выскажу крамолу. Приготовьтесь меня ненавидеть.
Кто придумал называть погибших в перестрелках «Небесной сотней»? Конечно, это народное название, и придумано оно вовсе не по злому умыслу. Но господствующей верхушке оно сразу пришлось по душе.
Оно быстро стало общеупотребительным. Им называют улицы, им оперируют все политики высшего звена. Что это значит? Неужели «небеса» покоробили только меня? Неужели не осталось в Украине людей, кто готов публично сказать, что это дикое клерикальное мракобесие? Я атеист и имею полное право считать существование царства небесного бредом. Государство, до сих пор называющее себя светским, придерживается иной позиции.
Некоторые уже заметили, что это лишь красивое поэтическое название. Что тут такого? На первый взгляд — ничего. Однако то, с каким усердием эту «небесность» стали тиражировать политики всех уровней, бизнес и попы, заставляет говорить о формировании новой государственной идеологии, густо замешанной на клерикализме.
«5 канал» сахарозаводчика Порошенко чуть ли не круглосуточно транслирует молебны. Спикеры трёх ведущих христианских конфессий Украины за последнюю неделю стали завсегдатаями политических ток-шоу. Между ними наблюдается небывалое до этого единство, как и между представителями класса буржуазии.
Это примечательное единство обрамляется в единую медийную и идеологическую картину. Речь идёт о целенаправленной эстетизации политики, от которой ещё в 30-х годах предостерегал Вальтер Беньямин.
Справедливости ради следует отметить, что предыдущий режим так же пытался выстроить собственную государственную идеологию. Которая так же была замешана на крови героев и прочном срастании чиновников и попов УПЦ МП[1]. Разница в том, что герои режима Януковича вышли из уже забытых сражений 1941–1945 годов. Нынешняя верхушка пускает «свежую кровь».
Казённая идеология всегда попахивает цинизмом — гораздо жёстче, чем можно понять из моих слов. Более того, она есть лицемерие. Вспомните, как на крови ветеранов клялись капиталисты под фамилиями Янукович, Добкин[2], Кернес[3]. Не противно было? Мне противно. И когда Тягнибок или Порошенко произносят словосочетание «Небесная сотня», меня начинает тошнить. Когда в прямых включениях по поводу трагедии вещают вороватые попы с их «мудростью», меня воротит ещё больше.
Между прочим, прошу обратить внимание на отстранение митрополита Владимира от руководства УПЦ МП «по состоянию здоровья». Как-то оно слишком случайно совпало с падением режима. И первое, что сделал исполняющий обязанности митрополита — отслужил молебен на улице Институтской, на месте перестрелок и смертей.
Вы заметили, насколько последние дни оживились разговоры о поместной церкви? Это настораживает хотя бы тем, что все 20 лет именно раскол конфессий спасал Украину от собственной РПЦ — официальной государственной церкви.
Олигархи, победившие Януковича, стремятся сцементировать свою власть с помощью ритуала, мифологии и прочной официальной идеологии. Ещё больше она понадобится политическим представителям буржуазии — правительству «Народного доверия» Арсения Яценюка — ведь кредиты МВФ на соответствующих антисоциальных условиях остаются лишь вопросом времени.
И следует ожидать, что вскоре мы станем свидетелями ещё большей клерикализации, чем при Ющенко и Януковиче. Когда центральные каналы, принадлежащие тем же олигархам, круглосуточно вещают о «небесности» — это попытка отвлечь нас от дел земных. Разговоры о «небесах» возникают тогда, когда кто-то желает залезть в наши карманы.
Февраль 2014 г.
Перевод и примечания Дмитрия Субботина
Статья была опубликована на сайте liva.com.ua
[Оригинал статьи]
Примечания