Георгий Хмуркин задаёт вопрос: «Сколько священнослужителей РПЦ погибло в 1917–1926 гг.?» — и отвечает на него, развенчивая ряд популярных сейчас стереотипов о массовом уничтожении духовенства в первые годы советской власти
«О чём свидетельствуют указанные обстоятельства? О том, что никакого “государственного курса” на якобы “физическое уничтожение духовенства”, как об этом иногда пишется в околоисторической публицистике, не существовало. В действительности основной причиной гибели священнослужителей в 1917–1926 гг. были вовсе не их религиозные убеждения (“за веру”), не формальная принадлежность к Церкви (“за то что поп”), а та сверхнапряжённая военно-политическая обстановка, в которой каждая из сил неистово боролась за своё господство и сметала на своём пути всех противников, реальных или мнимых. И как только накал гражданской войны стал спадать, количество арестов и казней духовенства стремительно пошло на спад». [Читать]
27 мая 2020
Продолжая знакомить читателей с классическим произведением Уолтера Родни «Как Европа сделала Африку отсталой», мы публикуем два параграфа, посвящённые истокам зависимого положения африканских стран. Родни показывает, что отсталость насаждалась там задолго до полноценного развития капитализма и формирования колониальной зависимости: с установлением торговых отношений Европы и Африки в XV-XVI вв. все природные и человеческие ресурсы Чёрного континента оказались подчинены интересам европейских стран, приводя их к процветанию, а африканские — к стагнации
«Европа получала технологическое преимущество вследствие внешних торговых контактов, в то время как Африка или не получала ничего или, чаще всего, терпела убытки. Ключевые изобретения и инновации появились в Англии в конце XVIII века, после реинвестирования прибыли от внешней торговли. Именно так: новое оборудование представляло собой инвестиции первичного капитала, накопленного за счёт торговли и рабства. Африканская и индийская торговля усиливали британскую промышленность, которая в ответ разрушала всю промышленность в так называемых недоразвитых странах». [Читать]
20 мая 2020
В продолжение опубликованной вчера заметки бразильского марксиста Мауру Язи о причинах восприимчивости к реакционной идеологии — его очерк, посвящённый актуальности идей Вильгельма Райха о социально-психологических корнях фашизма: «Психология фашистских масс вчера и сегодня: почему массы шагают за своими палачами?»
«Бедственное положение экономики, порождённое кризисом, ставит на повестку дня дилемму “социализм или варварство”. Но что делать, чтобы рабочие выбрали социалистическую альтернативу? Райх убеждён: в любой подобной ситуации рабочие в первую очередь выбирают варварство. Вульгарный марксизм понимает под идеологией комплекс идей, навязываемых обществу, а следовательно, и трудящимся. И люди, разделяющие это утверждение, верят, что во время экономического кризиса идеи марксизма усиливают свою притягательность, так как на практике опровергают идеи консерваторов. При таком анализе ускользает собственно характер действия идеологии, которого не может показать схоластическое определение её “сущности”». [Читать]
14 мая 2020
Усиление правых продолжается по всему миру, и особенно ярко оно проявляется в Бразилии, о чём уже писал «Скепсис». Почему разорение, вызванное кризисом капитализма, сравнимым с Великой депрессией, не создало левых настроений, а укрепило крайне правые? Почему демократизация режимов не позволяет левым «накопить силы»? Бразильский марксист Мауру Язи показывает, что ответ на эти вопросы требует теоретического понимания идеологии и классового сознания, понимания, неразрывно связанного с насущными вопросами стратегии. Мы публикуем два рассуждения Язи на эту тему: первое, «Откуда берётся консерватизм?», сейчас, а второе — завтра
«Недавние демонстрации правых в Бразилии вызвали такое изумление, будто они перенеслись к нам из другого времени и места как обломок тёмных времён, которые, казалось, остались позади. Изумление испытывают и те, кто считает подобное явление совершенно новым — отсюда такие определения, как “новые правые”, “консервативная волна” и проч. Мы же, напротив, не считаем консерватизм, проявляющийся в политических акциях правых, ни обломком прошлого, возвращающимся в виде анахронизма, ни чем-то новым, возникающим из ничего. Консерватизм у нас был всегда, он здравствует и никуда не пропадал. Очевидно, что с ним боролись не так, как надо, и следует задать вопрос: почему?» [Читать]
13 мая 2020
День Победы — это праздник не столько государственный, сколько народный. Таковым он и остаётся, несмотря на все идеологические изменения и искажения. Мы поздравляем читателей с этим праздником и напоминаем несколько ранее опубликованных текстов, посвящённых проблемам, связанным с историей войны и её восприятием в современной России
Революционеров-народников сегодня принято шельмовать как нелюдей, — и особенно народовольцев, которых изображают не имеющими за душой ничего кроме «кровожадного инстинкта, почуявшего запах крови» (слова царского прокурора Муравьёва). Наш очередной материал против этой наглой лжи — статья Эдуарда Афанасьева «Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” и жизненный идеал народовольца». На основе обширного корпуса воспоминаний и биографических зарисовок автор прослеживает формирование истинной нравственной позиции участников «Народной воли»
«Народовольцы “завещали всем... деятелям демократии безграничное самоотвержение, готовность жертвовать во имя идеи всем так называемым личным счастьем, всей своей личностью, свободой и жизнью”. Народовольчество, по словам Ольминского, “проявило максимум доступной человеку энергии. Было сделано всё, что вообще могла бы сделать в данном положении человеческая воля”. Радикальное народничество вдохновило “своих последователей на редкие в истории подвиги самоотречения и самоотвержения”; и народничество 70-х годов в целом, и его представители как личности “обаятельны своей цельностью и нравственной красотой”. “Тип передового народника семидесятых годов, поскольку речь идет об этической оценке личности, является одним из наиболее цельных и красивых типов русской истории”». [Читать]
Все права на материалы сайта принадлежат редакции журнала «Скепсис». Копирование публикаций приветствуется при наличии гиперссылки на scepsis.net и гиперссылки на страницу заимствуемой публикации; коммерческое использование возможно только после согласования с Наш e-mail: