Чтоб в нашу «безответную посмертность», как говорит Б. Ахмадулина, пытливо не проникли люди, которые потом что-то присочинят, что-то додумают, чему-то не поверят, а главное для того, чтобы люди знали правду, я должна подробно и внятно изложить вам, читатели и коллеги, документально подтвержденные события осени 2006 года. Рассказ мой будет долгим и подробным, часто не от собственного лица: в данном случае я выступаю как историк театра, пользующийся теми источниками, которые есть. К тому же в начале 2007 г. в Василеостровском суде г. Санкт-Петербурга будет рассматриваться иск: А. А. Калягин подал в суд на журнал и лично на меня. Важно, чтобы история была гласная, открытая. Приготовьтесь, налейте чаю и не утрачивайте нити. Ибо многие из вас что-то слышали, где-то что-то читали, но просят изложить последовательность событий и их суть. Попробую. Итак.
Хроника пикирующего…ся бомбардировщика
Публикуя в № 44 статью «К читателям и коллегам» о Всероссийском театральном Форуме и пресс-конференции, посвященной Дому ветеранов сцены, я писала, что «вполне представляю себе последствия»…
Номер вышел. Прошло лето, уже стоял октябрь, близился съезд СТД. И тут из ДВС раздался звонок и председатель Совета ветеранов Дина Петровна Кальченко, имя которой теперь известно всей стране, спросила, не еду ли я на съезд. Делегатом я не была, но, конечно, собиралась, не сомневаясь в общедоступности этого мероприятия и в необходимости присутствия на нем представителей театральных журналов. Дина Петровна сказала, что Совет ветеранов написал письмо съезду и ищет, кто бы огласил текст с трибуны. Я пообещала, что найду кого-то из делегатов, кто прочтет письмо, и взяла его. Спокойно.
Как раз в те дни я много раз звонила заместителю А. А. Калягина А. В. Серженко: шло время, а СТД все не перечислял нам деньги за разосланные от имени СТД журналы (срок оплаты истек 30 июля). В один прекрасный момент вместо очередного обещания выслать долг я услышала, что журнал не выполняет договорных обязательств, — и буквально в этот же момент мне вручили письмо от А. А. Калягина (Исх. 240/1. 11. 04.10.06) с сообщением, что он подает на меня в суд за клевету в № 44. Его письмо действительно задевало честь и достоинство, но — мои: «Я не знаю, делаете ли Вы это по собственной инициативе или выполняете чье-то поручение, движет ли Вами корысть или обыкновенная человеческая низость…» — писал Калягин.
Тем не менее на съезд я решила ехать. Но руководитель пресс-службы Т. Никольская сообщила мне, что аккредитации прессы не будет, что все происходит по личным приглашениям Александра Александровича. Я пыталась возразить — мол, это же не день его рождения, а съезд, звонила еще раз, обращалась за поддержкой и помощью к А. Толубееву, но все говорили мне одно: аргументы не действуют, иск подан, тебя не пустят.
Но у меня было письмо ветеранов. И неделю до съезда по всему Интернету, в театры, регионы, частным лицам я отправляла письмо таких же, как мы, членов СТД с просьбой о помощи.
В прошлый номер мы вложили этот текст в виде листовки. Может быть, она не дошла до вас в тот момент. Воспроизвожу.
Обращение к Съезду театральных деятелей России
Уважаемые делегаты!
К Вам обращаются 90 жителей Дома ветеранов сцены с надеждой найти у Вас поддержку и защиту.
Сегодня здесь собрался цвет российской сцены со всех уголков нашей земли: люди, отдающие театру свой талант, свою душу и любовь. И мы верим, что наша боль будет Вам понятна. Дом ветеранов сцены, как многие из Вас знают, основала великая русская актриса Мария Гавриловна Савина. Это уникальный дом, дом-музей. Другого такого просто нет в мире. Так говорят многочисленные делегации, приезжающие к нам со всех уголков земного шара. А Постановлением Правительства от 10.07.2001 г. (№ 527) всей территории ДВС присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения. Живут в нем актеры, режиссеры и художники, участники ВОВ, фронтовики, кавалеры боевых орденов, блокадники, узники фашистских и сталинских концлагерей, из них 4 народных и 11 заслуженных артистов России. Они обращаются к Вам с просьбой о помощи.
Дело в следующем: Дом и прилегающий к нему исторический парк занимают 5,5 гектара. Землю предоставил Савиной в бессрочное безвозмездное пользование Российский Император, а затем, в более позднее время, территория была расширена. Вся она находится под охраной государства как «памятник истории и культуры» федерального значения. Сейчас Дому требуется капитальный ремонт. Денег у СТД нет. И руководство СТД решило «переуступить», а фактически — продать половину нашей земли. «Покупатель» — «Система-Галс» собирается вырубить исторический парк (заложенный еще при Петре I), где растут именные деревья, посаженные в честь актеров, художников, композиторов. Многие деревья охраняются государством. На их месте предполагается выстроить то ли доходные дома, то ли коммерческие развлекательные заведения.
Гектар нашей земли стоит более трех миллионов долларов, а «переуступается» она намного дешевле. Почему? Вообще нам не понятна логика решений секретариата СТД. Еще не произведена техническая экспертиза здания, значит, стоимость ремонта неизвестна, а землю уже собираются «переуступить», то есть продать, хотя это вообще запрещено Федеральным законом. Памятники не продаются. Поэтому руководство СТД и директор ДВС пытаются снять с нашей территории статус памятника. Пока им в этом отказано. В договоре о «купле-продаже» земельного участка ДВС от 29 марта 2006 года № 3598-ЗУ установлены ограничения прав на участок. В их числе запрещены «любые строительные и земляные работы… преобразование территории, не соответствующее исторической достоверности» и так далее (из заключения, подписанного вице-губернатором Санкт-Петербурга Л. А. Косткиной). Тем не менее 8 июня 2006 года директор ДВС получил указание (исх. № 214/1-11) сообщить о «возможности переселения людей, проживающих в настоящее время в корпусе № 4 (литера «М»), и о существовании других возможных проблем, препятствующих началу строительства коммерческих объектов на восточной части территории… в 2007 году».
Скажите, разбазаривать имущество, накопленное предшественниками, тем более «памятник истории культуры», это нравственно? Это морально? Скажите, руководство СТД задается вопросом, на какое будущее оно обрекает наш Дом? Через 20–30 лет ему снова потребуется ремонт, а все уже продано. Тогда что же, «закрывать» Дом? Мы считаем, что продажа земли — тупиковое решение, из разряда «после нас, хоть потоп». Сиюминутная легкая выгода перевешивает все аргументы. Да и вообще у нас нет никакой уверенности в том, что деньги пойдут на ремонт Дома. Фактически ремонт у нас уже идет на деньги нашего Губернатора Валентины Ивановны Матвиенко, которая, кстати, вносит в бюджет нашего Дома гораздо большие суммы, чем СТД (а именно более 7 миллионов, а СТД — 6 миллионов рублей в год).
Комиссия, созданная А. А. Калягиным под названием «о мерах по реконструкции и развитию ДВС путем переуступки части земли инвестору» (где слово «развитие» звучит как издевательство), в которую вошли, кроме секретарей СТД, три ветерана сцены, за два года ни разу не собиралась. Нас туда не приглашали. И никто не информирует нас (членов комиссии) о том, что происходит. В каком состоянии дела. Все делается тайно. Почему? Что от нас скрывают? Кому выгодно это разбазаривание имущества? Тем более что даже мы, не специалисты, понимаем, что можно найти ресурсы на ремонт Дома, не прибегая к продаже земли. У нас есть гостиница, и за 2–3 года доход от нее составит сумму, необходимую для ремонта Дома. Есть, вероятно, и другие решения, но их надо искать, а утруждаться руководство СТД не хочет.
Вторая наша беда, не менее страшная, — 51 % особняка, построенного актрисой М. Г. Савиной (в основном на свои средства) и завещанного актерам, руководством СТД отдано в собственность КУГИ (госимущество). СТД потерял документы на собственность, и взамен этих документов разодрали на части особняк Савиной, отдав право собственника чужому дяде. И теперь Дом ветеранов должен просить у КУГИ о том, чтобы актерам разрешили жить в подаренном им особняке, в котором они жили более 100 лет.
И последнее. Сейчас в Доме ветеранов сцены принимают людей со стороны, не имеющих (вопреки «положению о Доме») никакого отношения к театру или другим творческим профессиям. Уже сейчас они составляют 25 % от всех живущих. Если так пойдет дальше, через 8–10 лет в Доме останутся только посторонние. Дом ветеранов перестанет существовать, и тогда проблем не будет.
Дорогие наши коллеги, вы наша последняя надежда, и мы обращаемся к съезду с просьбой:
1. Отменить решение секретариата СТД от 2003 года «О мерах по реконструкции и развитию ДВС путем переуступки части земли». Создать новую комиссию и отдать ей все полномочия по решению судьбы ДВС им. Савиной.
2. Войти с официальной письменной просьбой к Президенту страны о помощи в реконструкции «Памятника истории и культуры» федерального значения — ДВС им. М. Г. Савиной.
3. Обязать тех, кто отдал 51 % савинского особняка КУГИ (госсобственность), вернуть эту собственность в СТД (пусть сами думают как).
4. Установить КВОТУ (не более 20 %) на проживание в ДВС посторонних лиц.
Напоследок мы хотим Вам сказать, дорогие наши коллеги: Дом, земля и имущество, к нему приписанное, принадлежат всему театральному сообществу. Помогите нам его сохранить. Оно когда-нибудь пригодится и Вам. Для более благородных целей. Мы хотим его сохранить для будущих поколений. Чтобы каждый актер знал: случись какая беда, он будет защищен. Его ждет Дом, где его примут с радостью. Окружат вниманием и заботой! Каждого!
Услышьте нас! Помогите!
По поручению общего собрания
Председатель Совета ветеранов Кальченко Дина Петровна
Письмо мы распечатали в количестве 400 штук и раздали делегатам съезда с одной просьбой: пусть кто-то огласит его на съезде! Я сама было хотела сыграть роль Ниловны и раскидать их, но в дни съезда Ярославль хоронил Славу Шалимова, Вячеслава Сергеевича, ректора Ярославского театрального института, — и, не добившись «входного билета» на съезд, я решила не унижаться, не торчать в Москве, наблюдая съезд в режиме on-line, как мне было предложено пресс-службой, а ехать на похороны.
Бог уберег меня от этого Съезда…
Информацию я получала из Интернета и комментариев очевидцев. Тему Дома ветеранов на съезде закрыли почти сразу, и тут же, в отчете ревизионной комиссии, прозвучали обвинения в адрес «ПТЖ»:
21 октября 2006 года. Из отчета Ревизионной комиссии. Председатель ЦКРК СТД РФ — В. А. Стрижевский.
http://www.stdrf.ru/about/structure/sjezd/doklad_ckrk/
По Договору от 23 марта 2005 года журнал обязался осуществлять за счет СТД РФ целевую подписку: рассылать свежие номера журнала отделениям Союза, профильным учебным заведениям и т. п. Однако это обязательство «Петербургским театральным журналом» выполнено лишь частично. В то же время СТД РФ продолжал целевое финансирование журнала в полном объеме. В заключении ЦКРК, данном по результатам проверки, Комиссия предписывает исполнительным органам Союза усилить контроль за целевым использованием редакциями журналов денежных средств Союза и потребовать от «Петербургского театрального журнала» возместить денежные средства Союза, использованные не по целевому назначению.
21 октября 2006 года. Из стенограммы Съезда.
http://www.stdrf.ru/about/structure/sjezd/
16:49. Выступление Л. Закса
…На прошлом Съезде было принято решение о поддержке театральных журналов. Это решение так или иначе претворялось в жизнь. Л. Закс коснулся ситуации с «Петербургским театральным журналом» и возможным отказом от его финансирования, а также проблемы с петербургским Домом ветеранов сцены. По мнению Л. Закса, СТД может быть не только мощным, но и образцовым институтом гражданского общества: независимо от позиции журнала по вопросам деятельности Союза финансирование должно быть продолжено. Л. Закс предложил делегатам принять резолюцию «О поддержке учрежденных СТД театральных журналов».
17:40. Реплика А. А. Калягина
По поводу Петербургского театрального журнала: вопрос имеет экономический характер. Союз был толерантен по отношению к критике М. Дмитревской. Но журнал не выполняет условия договора: из 700 выкупленных журналов Союз получил за год чуть больше 100. Пока выкупленные журналы не будут получены, финансирование не может быть продолжено.
А. А. Калягин говорил о толерантности, прекрасно зная, что два дня назад, 19 октября, им был подан судебный иск на М. Дмитревскую и «ПТЖ»… Это к слову.
Доводим до вашего сведения, читатели и коллеги, что (на момент сдачи номера 15. 12. 2006 г.) НИ ОДНОЙ КОПЕЙКИ В 2006 ГОДУ СТД НАМ НЕ ПЕРЕЧИСЛИЛ, так что неясно, о каких «выкупленных» журналах шла речь в 17.40 21 октября 2006 года и почему ревизионная комиссия во главе с В. Стрижевским включила в свой черный список «ПТЖ», не ознакомившись, например, с Актом выполненных работ за первое полугодие, который еще в июне подписал нам СТД. На нем стоит подпись заместителя А. А. Калягина А. В. Серженко.
Так что с трибуны СТД неслась заведомая ложь.
Хотя формальных условий договора с СТД мы действительно не выполнили. Поясню.
Читатели! Вас ожидает очень скучный фрагмент текста, но он необходим коллегам, многие просят нас объясниться и ответить Съезду хотя бы постфактум.
После того как СТД «репрессивно» прекратил целевое финансирование журнала в 2003 году, мы, как известно, нашли спонсора — ОАО Мостотрест, — который оборудовал ветеранам лазарет и процедурную на 1 млн. рублей (см. «ПТЖ» № 36). После этого А. Калягину не оставалось ничего другого, как прислать редакции благодарственное письмо, а СТД РФ вернуть в 2004 году журналу финансирование, равное 240 000 руб. Тогдашний заместитель А. Калягина В. Мишарин предложил здравую идею: чтобы это финансирование нельзя было счесть благотворительностью, производить бесплатную рассылку журнала (хотя отчего бы Союзу не помочь профессиональному журналу просто так, если это решение было занесено в резолюцию прошлого съезда?). По сути, СТД просто покупал часть тиража, а наши администраторы рассылали журналы от его имени во все отделения СТД и студентам первых курсов театральных вузов страны (студентов как адресата мы выбрали сами). Разве это не есть работа творческого союза как таковая по поддержке театрального искусства?!
Обозначив в договоре 350 штук каждого номера в квартал, мы сразу договорились с В. Мишариным, что подходим к рассылке содержательно. То есть 100 штук каждого нового номера исправно отправлялось в СТД, а дальше — наше творчество. Ничего не стоило выбрать 250 студентов и ежеквартально посылать им по одному экземпляру. Но поскольку я преподаю и знаю, что такое первокурсник, которому на голову сваливается вдруг Один (как пишут в финансовых документах, с большой буквы) экземпляр незнакомого журнала, мы посылали студентам комплекты из нескольких штук: к последнему номеру прикладывались два-три предыдущих, чтобы ребята понимали смысл издания в целом. А в следующем квартале такие же комплекты получал другой вуз или училище… Простая арифметика подсказывает: к концу года искомые 350 все равно набирались, а рассылали мы на самом деле много больше (документы имеются).
Я не врала в отчетах. И СТД в лице А. В. Серженко ставил печати и очень хвалил мои пофамильные, многостраничные Акты о выполненной работе: «Артемов Алексей — № 43, 42, 41»…). Мы старались к свежим номерам прибавлять кукольникам те, где было больше про куклы, актерским курсам — где про актеров… ДВА С ПОЛОВИНОЙ ГОДА ЭТО НЕ ВЫЗЫВАЛО У СТД ВОПРОСОВ. До того самого дня, когда на стол А. Калягину лег № 44. К этому моменту Акт за первое полугодие был уже закрыт! Если все эти годы наша рассылка не удовлетворяла Союз — почему мы получали деньги, почему нам не задавали вопросов, почему еще в июне А. В. Серженко поставил свою подпись?
Если уж мы нарушили договор, то совершенно в другом пункте. СТД должен был каждый год предоставлять нам Информационное письмо, сообщающее читателям о рассылке журналов, а мы должны были его печатать. До какого-то времени печатали, но где (винюсь), как и когда, в каком производственном безумии выпала из версток пресловутая «рамочка» — никто не помнит. В каждый конверт с журналами мы исправно вкладывали индивидуальное письмо студенту с сообщением об акции СТД — но не печатали информацию об этом в номерах. И это тоже не волновало СТД до 4 октября 2006 года. Вернули мы эту «рамочку» только (ирония судьбы!) в № 45, вышедшем еще, надо сказать, до съезда…
Читатели и коллеги! Может быть, мы формально и нарушили какие-то условия договора, но ни разу не потребовали у СТД оплатить хотя бы разосланные в первом полугодии журналы, закрытые Актом. А ведь был еще и третий квартал, и еще 350 штук разосланных журналов, так что убыток журнала составил около 150 000 руб.
23 октября 2006 года. Радио «Свобода». Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио «Свобода» в Москве Марина Тимашева. http://www.svobodanews.ru/Article/2006/10/24/20061024084728197.html
Марина Тимашева: Съезд проходил в здании мэрии на Новом Арбате и страшно напоминал партийное собрание при Брежневе, где мухи дохли от скуки и нельзя было решить конкретных вопросов. Стало ясно, что такое вертикаль власти и как, используя административный ресурс, можно подобрать лояльных делегатов и обеспечить всемерную поддержку единственному кандидату. <…> Почти никто серьезных вопросов не задавал, все только благодарили Александра Калягина. Усилиями его команды одержана убедительная победа над экономическими министерствами, законодатели учли все поправки специалистов Союза. На встрече с президентом Путиным Калягин просил о помощи русским театрам бывших советских республик, о поддержке гастрольных проектов, любительских и, что самое важное, детских театров. Возможно, помощь будет оказана…
А тем временем жители петербургского Дома ветеранов ждали… от Союза театральных деятелей… решение съезда. Они обратились к нему с письмом. Они обеспокоены решением союза переуступить, а фактически продать часть территории дома под строительство. Вообще, дом и его территория постановлением правительства России признаны памятником исторического и культурного наследия федерального значения. Чтобы что-либо там делать, нужно разрешение Комитета по государственному контролю. То же самое говорит глава Федерального агентства культуры и кинематографии Михаил Швыдкой.
Михаил Швыдкой: При определении охранных зон в пределах этих зон строительство можно вести только с разрешения тех, кто занимается охраной памятников. Без него вообще ничего нельзя.
Марина Тимашева: Разрешения комитета нет. А планы строительства есть. Но обращение ветеранов зачитано съезду не было. Андрей Толубеев, народный артист и руководитель отделения союза в Санкт-Петербурге, не только не зачитал его, но даже не осмелился упомянуть. Правда, кто-то разложил письмо на столах. Но на моих глазах один из руководителей Союза собрал все экземпляры и унес в неизвестном направлении. Нет обращения — нет проблемы. Забавно, что руководители союза заранее отпечатали для делегатов съезда роскошный буклет о Доме ветеранов сцены имени Савиной. Про «императора Александра Третьего» там написано очень интересно. Про современную ситуацию — ничего не разберешь. Общая идея вроде бы такова: существуют объективные причины, по которым отремонтировать памятник можно только при условии, «уточнения границ территории, предоставляемой… под новую коммерческую застройку». И дальше перечисляются эти «объективные причины». Письмо управления такого-то за номером 666-дробь Ж, заключение номер 65-5-4 и еще десять цифр… И так далее. Объективная причина, кажется, не бумажки, а что-то другое: война, землетрясение. Если не заниматься крючкотворством: Дом ветеранов сцены и парк — памятник культуры, а также благородства и солидарности наших предков. Его создали при царе. Советская власть получила его в наследство. В самые страшные времена войны, голода, разрухи — никому в голову не приходило что-нибудь у ветеранов отнять. Наоборот. Для них строили. Что же за ужасные бедствия обрушились сегодня, что нельзя отремонтировать дом?<…> Неужели у государства не найдется средств на ремонт? В Ленинграде после блокады нашлись, а сейчас нет. Этот частный вопрос может сыграть в истории союза такую же роль, как в истории Союза кинематографистов — частный вопрос с Киноцентром.
25 октября 2006, 09:24 Павел Руднев: Тихий съезд. Журнал «Взгляд». http://www.vz.ru/columns/2006/10/25/54225.html
Главный враг современного театра, как утверждает съезд, — театральный критик. Это, кстати, было отражено и в делегатском составе съезда, где от этой профессии практически никого не было. Не было критиков и театроведов и среди выступавших, помимо умнейшего Льва Закса, которого тут же осадили за поддержку своей профессии. Съезд в критике вообще не нуждался.
Апофеозом наезда на театральную критику стало выступление Александра Калягина. Как только председатель СТД намекнул, что в будущем году может лишить финансирования «Петербургский театральный журнал», его выступление было встречено довольно живыми аплодисментами. Здесь съезд расписался в собственном бесчестии. Сама по себе овация театрального сообщества, которая поддерживает запретительные меры в адрес театрального издания, напоминает сами понимаете какую эпоху.
Но дело не только в этом. Напрасно Александр Калягин уверял аудиторию в том, что репрессии в отношении ПТЖ не обоснованы периодической критикой калягинского Союза. В это нелегко поверить.
Тем более что далее последовал более чем наивный аргумент о том, что ПТЖ что-то там не рассылает, недодает Союзу. «Петербургский театральный журнал», разумеется, эталоном театрального журнала не является, как не является таковым ни одно из существующих театральных изданий страны.
ПТЖ известен и почитаем в театральной России, его можно увидеть в каждом театре страны, и, так или иначе, его главный редактор Марина Дмитревская остается активным ведущим театральным критиком, ездящим, смотрящим, анализирующим театральный процесс.
В одночасье она стала врагом Съезда СТД № 1. Да, действительно, ПТЖ часто выступал с критикой калягинских действий на посту председателя СТД. Один случай, произошедший несколько лет назад, был довольно широко освещен в прессе: после того как ПТЖ опубликовал статью о финансовых проблемах Дома ветеранов сцены СТД в Петербурге, Александр Калягин лукаво заявил, что переводит средства, выделенные на ПТЖ, на счет Дома ветеранов сцены. Так сказать, наказал по-отечески.
Но и на этот раз, в этом году, ПТЖ и лично Марина Дмитревская оказались инициаторами распространения открытого письма к Съезду СТД о бедственном положении Дома ветеранов сцены в Петербурге. Растиражированное в больших количествах в сети, прессе и лично среди депутатов съезда, это письмо никем не было прочитано на съезде. Никем из многочисленного петербургского представительства. Более того, оно никем не было откомментировано, только вскользь упомянуто.
Не смея никак комментировать письмо ветеранов сцены, не обладая необходимым количеством фактов для принятия той или иной стороны по данному конфликту, я все же замечу, что на такое письмо, которое содержит прямые обвинения СТД РФ в коррупции и продаже части земли Дома ветеранов сцены и мест в нем, на такое письмо, которое стало достоянием общественности, нельзя, недопустимо не реагировать вообще.
Нельзя замолчать проблему. Нужно объясняться, нужно доказывать свою правоту на фактах, если таковая правота имеет место быть. Ведь в повестке дня Пятого съезда СТД РФ значится черным по белому: «Отчет о деятельности Союза и работе секретариата СТД РФ»
За эту критику, очевидно, Марину Дмитревскую и наказали, сделали врагом съезда, более того — официально отказали в присутствии на съезде театральных деятелей, который вроде бы для театральных деятелей и создан.
Как помочь ветеранам, я не знала. Вообще не знала, что делать. «…И от судеб защиты нет». Мне казалось, что я живу в Пекашино, где односельчане закрывают двери, не желая подписываться под письмом. Издавать «Пекашинский театральный журнал»? Смешно. Конечно, театральное сообщество — слепок с общества в целом. Так же, как театр — отражение жизни. Это трагично, печально. Страх и отчаяние — традиционный диагноз империй в эпохи начала террора. Но ведь 1937 год пока не объявили? 90 стариков из ДВС были проверкой — и эту проверку театральное сообщество не прошло…
В середине дня 25 октября мне начала звонить вся Россия: «Ты слышала?!!! Путин в прямом эфире сказал, что ДВС не тронут! Письмо Кальченко! Победа!»
25 октября 2006 года .Прямая линия с президентом РФ. Стенограмма, видео. http://www.vesti.ru/files.html?id=12926
Дина Петровна Кальченко: «Уважаемый Владимир Владимирович! Обращаюсь к Вам от имени ветеранов сцены: фронтовиков, блокадников, узников гитлеровских и сталинских концлагерей, народных и заслуженных артистов России, живущих в Петербургском доме ветеранов сцены, вся территория которого является памятником истории и культуры федерального значения. Это единственный в мире такой дом-памятник. Сейчас нашей исторической территории грозит разорение. Мы трижды писали Вам просьбы о помощи».
Не получал, должен признаться, к сожалению, до меня эти письма не доходили, Дина Петровна. «Как добиться, чтобы наше письмо попало к Вам, — вот оно попало, — и не было бы переадресовано в другие инстанции и господину Калягину, который создает эту трагедию для нас и противозаконную ситуацию? Помогите», — и так далее.
Речь идет о том, что пытаются изменить статус этой территории и передать часть этой территории для коммерческой застройки. Думаю, что и Союз театральных деятелей, и тем более коммерческая структура — речь идет о компании «Система», это крупная компания, — могла бы и без того, чтобы отбирать дома у ветеранов сцены, оказать содействие, если нужно, в восстановлении домов, в которых живут ветераны. Речь-то для этой компании о минимальных деньгах. Это немаленькая сумма, там где-то пять миллионов долларов, — но для компании это небольшие деньги. Взяли бы да и помогли, просто так, не отбирая у ветеранов сцены то, что им принадлежит по праву, и то, что принадлежит им в течение многих десятилетий. Но если бедная такая компания — мы выделим эти деньги из бюджета, обещаю Вам.
Каким образом письмо Д. П. Кальченко было отобрано для прямого эфира и по каким причинам стало для В. В. Путина принципиальным — мы не знаем, но 25 октября ликовали все кроме… СТД.
26 октября на сайте СТД появился «Комментарий руководства СТД РФ по вопросу о Доме ветеранов сцены имени М. Г. Савиной». Из него получалось, что Президент одобрил именно тот проект СТД, который осуществляется и находится на завершающей стадии, — и в результате с парком ничего плохого не произойдет, только «на прилегающей к ДВС территории в районе гаражей и котельной мы построим жилье, которое впишется в парк и никак его не испортит» http://stdrf.ru/.
В те дни мне звонили многие радиостанции и телеканалы, и каждый корреспондент начинал с того, что секретари СТД отказываются от комментариев.
Почему? Почему не радовался СТД, читатели и коллеги?
Представьте, у вас есть четырехкомнатная квартира. Одна комната аварийная, и, чтобы отремонтировать ее, вам надо продать две других и жить в коммуналке. И вы уже нашли покупателя. Тут появляется Бог из машины: «Не продавайте, у меня есть товарищ, он богат, он отремонтирует. А если у него денег не хватит — я добавлю». Нет — упрямо твердите вы, хочу коммуналку, хочу продать свою собственность!
27 октября, забыв, что накануне было сообщено о стройке на месте котельной и гаражей, СТД разместил на сайте «Информационную справку по Обращению к Съезду театральных деятелей России Д. П. Кальченко» http://www.stdrf.ru/about/structure/sjezd/dvs/spravka/, где в виде «коммерческого объекта» фигурировали как-то плохо соотносящиеся с размерами котельной 20 000 кв. метров, а также подземные гаражи. Габариты оставались загадкой.
Там же впервые были обнародованы приблизительные суммы сделки с оговоркой о том, что они могут измениться «в зависимости от конъюнктуры рынка недвижимости на момент продажи».
«Таким образом, в результате реализации инвестиционного проекта выручка Союза (до налогообложения) составит от 11,5 до 16,5 млн. долларов, без учета выручки от продажи своей доли в подземном гараже». Чуть позже финансово-аналитический еженедельник «Ведомости» (http://www.realtyinvest.ru/articles/analysis/analysis_1593.html?print=1&template=19) сообщил, что общая прибыль от проекта должна была составить в целом 40 млн. долларов.
Из ответа ветеранам мы узнали также, что Управление инвестиций Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга письмом от 10.02.2004 № 8/2767/04 сообщило: «В соответствии с данными о техническом состоянии зданий и экономическими показателями ремонтно-реставрационных работ по объекту, затраты на реставрацию ДВС им. М. Г. Савиной составляют приблизительно 120 млн. рублей». (Это ориентировочная стоимость ремонта в ценах декабря 2003 года.) Исходя из этих цифр и строилась финансовая модель инвестиционного проекта».
Сам СТД в этом же документе предполагал, что «на ремонтно-реставрационные работы по ДВС необходимо 6 млн. долларов». Так что Д. П. Кальченко брала цифру не с потолка.
С ХVIII века русские просветители боролись за то, чтобы в России торжествовал закон, а не милость… Через несколько дней стало ясно: в нашей сегодняшней стране не выполняются ни законы, ни указания Президента. Конечно, сперва я не могла не обрадоваться тому, что до В. В. Путина дошло письмо ветеранов, не могла не быть благодарна этой ситуации. Конечно, думала я, восторжествовал не закон, а президентская, царская воля, но все же… И что это за страна такая, где, в обход закона, не получив разрешения КГИОПа, Союз театральных деятелей «переуступает» инвестору землю, являющуюся памятником культуры и находящуюся под государственным надзором?
Президент как будто решил проблему. Радуйтесь, СТД! Нет, упрямо пишут на сайте, что работа над «инвестпроектом» продолжается. А как она, собственно, может не продолжаться, если «Система» вложила деньги в приватизацию земли и уже, по сути, владеет ею по условиям инвестпроекта?
26 октября 2006 года. «КоммерсантЪ». № 201. Мария Мокейчева, Павел Никифоров.
(http://www.kommersant.ru/region/spb/page.htm?
year=2006&issue=201&id=184547§ion=36)
Чтобы привести дом в порядок, руководство союза решило передать около половины территории парка под строительство жилья московской компании «Система-Галс», которая является дочерним предприятием АФК «Система». Со своей стороны компания должна отремонтировать Дом ветеранов, вложив в реконструкцию около $5–7 млн. <…> Заявление президента, сделанное в прямом эфире, стало неожиданным как для СТД, так и для девелоперов. Председатель петербургского отделения Союза театральных деятелей РФ Андрей Толубеев отказался комментировать ситуацию. В АФК «Система» говорят, что им непонятна причина ажиотажа, поднятого вокруг Дома ветеранов сцены, так как компания не собирается отказываться от его реконструкции. «Мы заключили договор с Союзом театральных деятелей России и приступим к работам, как только будут пройдены все согласования», — заявила Ъ PR-директор АФК «Система» Ирина Потехина, отметив, что после заявлений президента этот процесс, вероятно, пойдет намного быстрее. По ее словам, между реконструкцией Дома ветеранов и строительством жилья в Петровском парке прямой зависимости нет, это два разных проекта. <…>
По данным Ъ, компания планирует построить на этой территории примерно 25 тыс. кв. м жилья. По мнению экспертов, стоимость квадратного метра на Петровской косе сейчас составляет $7,5–10 тыс. Однако после вывода из этого района промышленных предприятий (часть из них уже закрылись) он станет привлекательным для строительства элитного жилья, и цены могут вырасти в 1,5 раза.
Между тем пока еще не принято решение относительно статуса земли в парке, так как сейчас вся территория находится под охраной государства.
Ситуация не двигалась. СТД по-прежнему отмалчивался, инвестпроект продолжался. Ветераны дали телеграмму В. Путину
http://www.stroyprofi.ru/news/view.php?id=2199:
«Мы, жители Дома ветеранов сцены имени Савиной, горячо благодарим Вас за желание помочь. Однако нам внушает большую тревогу поведение Союза театральных деятелей и компании «Система Галс». Земля продана, и обе организации не изменили своих намерений после Вашего выступления. Просим Вас взять вопрос под личный контроль», — говорится в телеграмме, направленной в Кремль.
И тут в действие вступила «третья сила» — город Санкт-Петербург.
28 октября 2006 г. 14:10. «Вести». http://www.vesti.ru/news.101984&sid=7
Власти Петербурга решили вмешаться в ситуацию, связанную с Домом ветеранов сцены, который находится в бедственном положении. <…> Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко пообещала, что в стройплощадку парк не превратится, пенсионеры получат спонсорскую помощь, а сама она будет добиваться передачи Дома ветеранов сцены городу. «Город готов взять все финансовые обязательства на себя, но для этого у нас должны быть юридические основания, это должно быть в собственности города. Надеюсь, что Союз театральных деятелей передаст эти объекты городу, в кратчайшие сроки мы приведем в надлежащее состояние и памятник, и территорию», — заявила Матвиенко.
28 октября. Александра Медведева. Фонтанка.ру
http://www.fontanka.ru/178290
Напомним, что в июне этого года, когда были предприняты попытки переселить ветеранов, пенсионеры начали писать письма. <…> Одним из питерских чиновников, которые бились за Дом, был нынешний председатель комитета по культуре Николай Буров. По его словам, конфликт вокруг этого объекта стал одним из поводов его ухода из секретарей Союза. «Люди нас просто не слышат, они не видели ни Петровского острова, ни парка. Они не представляют себе, что он значит для Петербурга в историческом плане. Сначала был другой инвестор, из Петербурга, которому требовалось меньше земли, и они обещали больше денег, однако Союз по неизвестным мне причинам выбрал другого, которому требуется большая площадь. Но средств они в развитие пансионата собираются вложить меньше. Логика центрального аппарата Союза мне непонятна, и мне неприятно было даже думать о том, что именно стояло за их решением», — говорит Буров.
Что стояло за решениями о привлечении того, а не иного инвестора, теперь уже не важно. Остается только вопрос о передаче этого объекта в ведение города. По мнению губернатора, СТД пора решиться на этот шаг. А «Системе-Галс» может найтись другое применение — она может стать спонсором проекта ремонта Дома ветеранов. Как на предложение вложить средства и ничего не получить взамен отреагирует уже обиженная со всех сторон компания, остается только догадываться.
Абсолютного доверия к городу, признаюсь, не было, поскольку именно город первым хотел выкупить у СТД около двух гектаров территории именно для коммерческой застройки, и давно известно письмо В. И. Матвиенко А. А. Калягину на эту тему от 11.03.2004. Не знаю, как давно изменились планы Губернатора, теперь обещавшего сохранить памятник культуры на Петровском острове, но из прошлой песни тревожного слова не выкинешь, тем более СТД РФ 31 октября опубликовал заявление (http://www.stdrf.ru), что проект с частными инвестициями и строительством коммерческого жилья был одобрен именно властями Санкт-Петербурга (А. Калягин заявил это непосредственно в тот момент, когда Матвиенко предложила взять ДВС под свое крыло…). «Хочу лишний раз подчеркнуть: наш вариант решения проблемы — единственный», — упорно настаивал Калягин на инвестпроекте с продажей двух третей территории, против которого выступили ветераны, нашедшие поддержку у В. В. Путина
Наконец, 1 ноября сюжет, казалось, завершился.
1 ноября 2006 г. 16:39 www.regnum.ru/news/732052.html
АСК «Система Галс» сделала сегодня, 1 ноября, заявление о том, что компания берет Дом ветеранов сцены на реставрацию и приводит территорию в порядок без компенсаций и дополнительного строительства. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня журналистам заявила председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников городской администрации Вера Дементьева. Она подчеркнула, что строительство элитного жилого дома на границе с памятником не будет. «Я рада, что ситуация разрешилась», — сказала она и добавила: «Президент дал нам всем настоящий урок нравственности». Дементьева отметила, что сегодня вечером она встретится с руководителями компании и представит им архитектурно-реставрационное задание.
Как отметил писатель Даниил Гранин, присутствовавший на конференции, «такой дом не может становиться объектом купли-продажи, это безобразие». Гранин также назвал безобразием то, что этот вопрос решается силами президента.
Мы выдохнули с облегчением и опять поздравляли друг друга. И опять напрасно. Уже на следующий день «Система» дала задний ход!
2 ноября 2006 года. 19.22 http://www.fontanka.ru/178736 02/1
— Мы не очень понимаем весь этот всплеск эмоций, — сказала нам Ирина Потехина, руководитель департамента общественных связей АФК «Система». — Мы изначально не завязывали между собой два проекта на территории Дома ветеранов сцены — реставрационный и инвестиционный. Вся проблема была в том, что эти проекты очень долго проходили согласование у руководства города. Но мы готовы были приступить к их реализации в любой момент. И проект по реставрации сразу воспринимали как социальный, собирались делать на свои деньги. На чьи же еще? У Союза театральных деятелей ведь этих денег нет. Судя по вчерашним заявлениям Веры Анатольевны Дементьевой, по крайней мере, согласование одного из этих проектов, реставрационного, пойдет быстрее.
То есть согласование второго — с коммерческой застройкой — все равно пойдет, только медленнее?!! SOS!
Заявление Дементьевой 1 ноября заставило бы нас в очередной раз ликовать, если бы не опубликованное на сайте СТД сообщение, что еще 21.12.05 они получили некое Заключение Росохранкультуры России и новый Паспорт памятника истории и культуры. Что в этом новом Паспорте? Москва сняла надзор с части территории? А если не сняла, то почему 2 ноября третья, меценатская, сила в лице руководителя департамента общественных связей АФК «Система» Ирины Потехиной недоумевает в интервью «Фонтанке.ру» (см. цитату выше. — М. Д.)?
ДВС — памятник культуры и благородства наших предков. Дом был построен по инициативе М. Г. Савиной, на деньги ее мужа, мецената А. Е. Молчанова, и на дарованной царем земле. Таким образом, здесь сошлись власть (царь), российский капитал (Молчанов) и благородные намерения русской творческой интеллигенции (Российское театральное общество и Савина).
И что эти силы сегодня?
Выступил «царь», распорядился отремонтировать Дом, не меняя статус территории. Власть пониже, наш губернатор, заявила, что надо взять Дом в городское подчинение и привести его в порядок… Ситуация затормозилась, никто ничего не объяснял, Д. П. Кальченко снова написала В. В. Путину, а я и журнал… получили-таки повестку в суд по иску о защите чести и достоинства А. А. Калягина.
Первая встреча сторон была назначена на 30 ноября.
А 29 ноября состоялась встреча Президента с творческой интеллигенцией Санкт-Петербурга, на которую были приглашены Д. П. Кальченко, А. А. Калягин и руководитель АКФ «Система» В. Евтушенков. Не была, могу только цитировать, вычленяя зафиксированные реплики Д. П. Кальченко.
30 ноября 2006 г. «КоммерсантЪ», Андрей Колесников.
Господин Путин дал слово председателю совета ветеранов Санкт-Петербургского дома ветеранов сцены Дине Кальченко. И разговор сразу принял необратимо трагический характер.
Дина Кальченко рассказала, что, когда было принято долгожданное решение о реконструкции Дома ветеранов сцены, который сейчас находится в ужасающем состоянии, … «люди выскакивали на улицу, целовались, плакали, обнимались! Это был день Победы! Им дали надежду!» <…>
— Мы совершенно не хотим ссориться с Союзом театральных деятелей (СТД), которому принадлежит наш дом, — оговорилась Дина Кальченко. — Но уже третий год Валентина Ивановна Матвиенко на содержание дома семь миллионов рублей дает. А наш родной СТД — шесть с половиной миллионов! …Cейчас нам говорят: договор между СТД и АФК «Система» приостановлен. А мы хотим, чтобы он был расторгнут!
Дело в том, что некоторое время тому назад СТД и АФК «Система» и в самом деле заключили договор. По этому договору «Система» готова была реконструировать Дом ветеранов сцены, а взамен получала возможность построить в лесопарковой зоне, которая находится в аренде у СТД, гостиничный комплекс. И «Система» даже уже начала готовиться к строительству и для начала решила выселить жильцов из дома. Ветераны сцены вспомнили молодость, Дина Кальченко начала писать свои письма…
— А я помню, как Александр Александрович (Александр Калягин, председатель СТД. — А. К.) нам тогда сказал: «Снимите розовые очки! Вам никто не поможет!» Конечно! Это же был коммерческий проект, в результате которого СТД должен был получить от АФК двести миллионов!
Спасибо, Владимир Владимирович, мы получили пять миллионов долларов на реконструкцию дома, — сказала Кальченко президенту. — Но эти деньги уйдут — поверьте мне, уйдут они — в песок! <…>
— А мне уже сказали, — предупредила Дина Кальченко — вот уйдет Путин, и мы все равно будем там строить! Это говорят те, кто будет строить. Их директор, а он сказал это мне со слов своего руководства… <…>
Господин Путин посмотрел на главу АФК «Система» господина Евтушенкова.
— Никто не собирался забирать этот дом, — быстро сказал глава АФК «Система».– Мы собирались его реконструировать! И, думаю, сделаем это!
— Хочу поблагодарить вас от имени всех жильцов этого дома! — горячо поддержал его господин Путин. — Признаюсь, другого ответа я от вас и не ожидал. <…>
Между тем этот разговор, как выяснилось, не был закончен. Губернатор Санкт-Петербурга рассказала, что давно предлагала господину Калягину передать этот дом городу, который не только отремонтировал бы его, но и взял бы на свое полное содержание. <…>
— До вас это же предлагал губернатор Яковлев, — насмешливо произнес господин Калягин, и это, очевидно, должно было послужить самой уничижительной характеристикой этой идее. — Этот дом всегда был Домом СТД! Вот японцы просят у нас Курилы. Мы почему-то им не отдаем! А они говорят, что там будет XXIII век! А мы же не отдаем! Мы с «Системой» все придумали! Нет никаких, конечно, казино там не предполагалось…
Пример про Курилы, как теперь известно всей стране, оказался неуместным…
А Д. П. Кальченко в конце пригласила всех присутствующих в суд над «ПТЖ» и призвала сообщество защитить журнал. Спасибо ей!
30 ноября состоялось Правление Санкт-Петербургского отделения СТД.
Молчавший до сей поры СТД вдруг решил объяснить все сразу. А. Толубеев буквально кипел: у СТД отнимают Дом! Он обличал Д. П. Кальченко, «обманувшую» Президента (почему накануне он не сказал об этом при Путине?), говорил, что ДВС скоро превратится в богоугодное заведение и тогда он, Толубеев, уйдет с поста председателя Петербурсгкого отделения СТД и вообще из СТД… В общем, страсть нешуточная! Было только непонятно — кто отнимает Дом ветеранов у СТД. Накануне В. В. Путин просил Администрацию Санкт-Петербурга, Федеральное агентство по культуре и СТД сесть за стол переговоров и изыскать дополнительный, государственный, финансовый ресурс для ремонта.
Вместо этого на Правлении происходил какой-то «сеанс массового гипноза», по замечанию Е. Тропп. Заместители А. Калягина 40 минут показывали нам слайды по истории Петровского острова, начиная с XVII века… Мои коллеги бешено отстаивали Дом как собственность СТД, хотя выступивший в финале представитель Губернатора сказал, что отнимать Дом совсем не входит в их планы, ничего не готовится, не планируется… Владейте! Только надо сесть за стол переговоров и обсудить дополнительное финансирование ремонта… Если бы он выступил в начале, интересно, о чем кричали бы три часа?
Но главные тезисы были следующими.
По новым сведениям, на ремонт ДВС надо от 25 млн. до 50 млн. долларов. А перечисленных 5 млн. хватит лишь на проектно-сметную документацию.
Позвольте, но цифры от 120 млн. рублей до 6 млн. долларов были опубликованы самим СТД (см. выше)! Почему в момент, когда деньги пришли на счет, необходимая сумма удесятерилась?!
Ответов СТД дать не мог. Заместитель А. Калягина Г. Смирнов рассказывал о том, какой рай на земле они собирались построить. Ну просто подогретые полы и чуть ли не джакузи в комнате каждого ветерана! И, оказывается, АФК «Система» хотела до конца своих дней (а дни эти, надо надеяться, долгие) кормить-поить-обеспечивать ветеранов, субсидировать и дорожки подметать. Только какие подогретые полы, если к настоящему моменту, 30 ноября, как оказалось, еще не подсчитана стоимость ремонта и нет никакой проектно-сметной документации?
А ведь совсем недавно в Инвестпроекте (http://www.stdrf.ru/about/structure/sjezd/dvs/project/) сообщали:
— Осуществлен на конкурсной основе выбор генерального проектировщика — «Архитектурная мастерская „Евгений Герасимов и партнеры“».
— Разработан и согласован с Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга Временный регламент застройки территории.
— Проведена техническая экспертиза зданий и строений ДВС (Заключения по результатам обследования строений Дома ветеранов сцены им. М. Г. Савиной, Санкт-Петербург, Июнь-июль 2006, Всего 7 томов).
— Сегодня идет работа по корректировке технического задания на проектирование (предусматривающего разработку технологии обслуживания проживающих, выбор оборудования жилых номеров, технологического оборудования блока питания, медицинского блока, зала для массовых мероприятий, блока прачечной и других хозяйственных сооружений)…
Отчего же теперь оказывается, что ничего не подсчитано, если недавно техническое задание уже только «корректировалось»?
Далее, все на том же Правлении СПб отделения СТД, А. Толубеев объявил, что на ремонт Дома невозможно выделить бюджетные деньги, как это обещал Президент. То же самое много лет твердил и Г. Смирнов. Смею возразить (и возразила на Правлении) — это не так. Поскольку ДВС является Памятником, город имеет право выделять на него средства, как, например, выделяет вологодский губернатор деньги на ремонт вологодского Дома актера (Дом — собственность СТД).
Багровый румянец спал с лиц наших театральных коллег только тогда, когда на вопрос: «Надо ли будет возвращать „Системе“ деньги, на которые, в счет инвестпроекта, была выкуплена земля?» — прозвучал ответ: «После вчерашнего дня уже не надо».
Создалось впечатление, что все это время напряжение СТД и нежелание остановить инвестпроект были связаны именно с тем, что миллионы долларов были «заняты» у АФК «Система» и висела угроза их возврата.
Деятельность Дины Петровны Кальченко не только принесла СТД «в подарок» 5 млн. долларов на ремонт (как объявлено во многих СМИ), но и огромную материальную ценность в виде приватизированной земли. И тем не менее СТД объявляет Д. Кальченко фактически своим врагом (это мы слышали на Правлении в Санкт-Петербурге своими ушами)! Вероятно, потому, что деньги, переведенные специально на ремонт, и свободные миллионы, вырученные от продажи земли, — это не одни и те же деньги…
Ветеранов упрекали за человеческие условия существования (6 соток территории на душу — это слишком много), за то, что они бывают за границей (читатели и коллеги! В ДВС действительно есть несколько человек, имеющих деньги… Но их единицы!). Мне казалось, что некоторые мои коллеги коллективно играли на этом Правлении роль Швондера, требующего «уплотнения» профессора Преображенского. Складывалось впечатление, что они все-таки очень хотели увидеть на месте парка коммерческий комплекс, а ветеранам (ДВС рассчитан на 150 человек) оставить для прогулки две дорожки и клумбу…
По следам событий последнего времени А. А. Калягин выступил в газете «Культура» (№ 48 от 7–13 декабря 2006 г.), где ответил, в частности, на вопрос:
— А какие действия теперь намерен предпринять СТД в связи с Домом ветеранов сцены им. М. Г. Савиной?
— Меня по-настоящему оскорбило выступление Дины Кальченко, которая почему-то взяла на себя полномочия говорить от лица большинства ветеранов, проживающих в ДВС. Она занимается провокациями, будоражит общественное мнение. Ее выступление вызвало мое полное недоумение. Она утверждала, что был коммерческий проект, в результате которого СТД РФ должен был получить более 220 миллионов долларов, и уверяла, что есть документы, это подтверждающие.
Откуда взялась теперь, в пылу, эта цифра, если (основываюсь на СМИ …….., освещавших встречу В. Путина с творческой интеллигенцией) Д. П. Кальченко говорила о 20 млн. долларов — цифре, которую публиковал сам СТД?
Читатели и коллеги! Простите за объем текста. Но не могу не повеселить вас напоследок. Прихожу как-то ночью домой после всех «баррикад», эфиров, комментариев — звонят из гламурного журнала: хотят снять старую актрису из ДВС в вечерних нарядах… Разнообразна наша действительность…
Итак, борьба за ДВС, хочется надеяться, выиграна. Мы вступаем в следующий год, надеясь на поддержку всех тех, кому небезразлична судьба «ПТЖ». <…>
декабрь 2006 г.
Материалы по теме:
По этой теме читайте также: