«Мы ухитрились свергнуть правительство, используя бескровные методы, гражданское неповиновение и политическую сатиру», — так 24-летний служащий Гудьён Хейдар Валгардссон сформулировал то, что почувствовали многие протестующие, когда 26 января тогдашний премьер-министр Гейр Хилмар Хорде объявил об отставке правительства.
«Кастрюльная революция», названная так из-за чайников и кастрюль, принесенных протестующими, сделала Хорде первым главой правительства, ушедшим в отставку в результате мирового кризиса.
Находившееся у власти почти два десятилетия Правое крыло Партии независимости, в котором состоит Хорде, переориентировало экономику Исландии с рыбной ловли и геотермальной энергии на финансовые операции — за счет отмены регулирования банковского сектора в конце 90-х.
Но осенью 2008 года Исландия попала под удар кризиса. Валюта Исландии, крона, рухнула. Задолженности банкам десятикратно превысили ВВП, и те, кто взял ипотечные кредиты в иностранной валюте под низкий процент, теперь не в состоянии по ним расплачиваться. Инфляция уже превысила 20%, а безработица продолжает угрожающе расти.
Глубину кризиса демонстрируют церкви, продающие еду по низким ценам, и занижаемая статистика самоубийств. У деда самого Валгардссона двое знакомых наложили на себя руки, «погрязнув в долгах». Один человек даже попросил организатора протеста построить виселицу рядом со зданием парламента, чтобы его родственник мог повеситься публично.
Центральная фигура в переориентировании исландской экономики на финансовые операции — Давид Оддссон. До того как возглавить Центральный банк Исландии, Оддссон дольше остальных был ее премьер-министром. В этом качестве он проводил курс укрепления неолиберализма, сокращения налогов, широкомасштабной приватизации и «реформирования» банковского сектора.
В итоге горстке людей удалось стать миллионерами. Отец и сын Йоханес Йонссон и Йон Асгейр Йоханессон трансформировали свою небольшую сеть розничных магазинов «Bónus» в почти что монополию (вот почему один из протестующих, взобравшись на крышу парламента, заменил флаг Исландии на логотип «Bónus» в виде свиньи-копилки). Помимо этого через свою инвестиционную компанию «Baugur» они взяли под контроль много крупных розничных магазинов.
Население Исландии ощутило размах кризиса, когда Хорде объявил, что страна находится на грани банкротства. Народный гнев не замедлил проявиться. Люди начали стекаться к зданию парламента, чтобы выразить свое недовольство безрассудными действиями правительства. «Возмутительно, что горстка людей получала заоблачные зарплаты, премии и скидки, в то время как Исландия оставалась одной из самых дорогих стран для проживания», — говорит Валгардссон. Недельный протест стал самым мощным в Исландии со времен протеста против присоединения страны к НАТО в 1949-м. На пике он собрал 10 000 человек в городе с населением в 120 000.
После падения правительства Хорде новое правительство было сформировано из меньшинства — Социал-демократического альянса и Левой Зеленой партии. Его возглавила социал-демократ Йохана Сигурдардоттир – первая не скрывающая своей ориентации лесбиянка на подобном посту. Главная задача этого правительства — подготовить основу для выборов, которые состоятся 25-го апреля.
Однако между партиями есть существенные разногласия, особенно по двум вопросам. Исландия получила 10 миллиардов долларов в качестве финансовой помощи от МВФ, став первым (после Великобритании в 1976-м году) западным государством, попросившим помощи у Фонда. Социал-демократы вполне удовлетворены условиями займа, в то время как «зеленые» относятся к ним более настороженно. «Конечно, мы беспокоимся по поводу условий, — прокомментировала для “Socialist Review” секретарь “зеленых” Дрива Снайдаль, — но хорошо и то, что МВФ не требует фискальных жертв, как в других странах». Другой повод для разногласий — присоединение Исландии к Евросоюзу, которое не поддерживается «зелеными».
Ожидается, что Левая Зеленая партия станет самой многочисленной политической партией и возглавит новую коалицию. А значит, оправдаются надежды протестующих на уход от неолиберализма. «Сейчас у нас есть шанс построить настоящее революционное общество, где обеспечены будут все, а не только привилегированное меньшинство», — говорит Валгардссон. Это мнение разделяют также и «зеленые». «Я думаю, ситуация в Исландии — только начало грядущих событий во всем мире, — говорит Снайдаль. — Я надеюсь, это станет концом капитализма в чистом виде, и мы увидим торжество прав человека. Люди начинают интересоваться политикой больше и хотят получить возможность больше влиять на общественный строй».
Но, независимо от результатов следующих выборов или условий МВФ, исландцам лучше пока не убирать кастрюли, чтобы вовремя «увести страну прочь от абсурдностей прошлого», — заключает Валгардссон.
Март 2009 г.
Перевод Александра Лебедева
Англоязычный оригинал опубликован на сайте www.socialistreview.org.uk
[
Оригинал статьи]
По этой теме читайте также