Пятый год развивается конфликтная ситуация вокруг Рязанского кремля, пятый год идет достаточно жесткое противостояние, власти церковной и светской с одной стороны и общественности Рязани и России с другой стороны. Рязанский пример во многом стал хрестоматийным и там, где заходит речь о конфликте музеев и церкви, тут же приводят в пример Рязань. Должна сказать, что наш пример во многом уникален по длительности конфликта и по жесткости противостояния. Рязанской общественности, как нигде в другом месте, удалось соорганизоваться с тем, чтобы противостоять тому — как мы это обозначили для себя — рейдерскому захвату, который происходит в Рязани. За эти годы рязанский музей-заповедник вопреки целому ряду законодательных положений был вынужден передать Рязанской епархии значительную часть исторических памятников Рязанского кремля. В кремле свыше 20 памятников (точнее — 23, но в разных реестрах они считаются по-разному). Центральная, «парадная» часть кремля за истекшее время была полностью передана епархии. Сегодня у епархии на территории кремля находится пять храмов и две гражданские постройки. В ведении музея осталась, «задняя» часть кремля с гражданскими постройками XVII века. И также в ведении музея пока еще находятся два храма.
На общем виде Рязанского кремля цветом отмечены те постройки, которые раньше принадлежали музею-заповеднику, а к настоящему моменту переданы РПЦ
|
Весной этого года была принята концепция, согласно которой музей все-таки остается в кремле. За эту концепцию в буквальном смысле бился ученый совет музея, бились сотрудники музея. Сначала предполагался совершенно иной вариант, но нам удалось ее отстоять. Причем концепция была утверждена в Министерстве культуры. Согласно этой концепции сохраняется status quo, то есть музей остается на той территории, которую он сегодня и занимает, ну а те два храма, которые я упомянула, должны быть переданы в совместное пользование. Это хорошо известная практика, когда один и тот же памятник находится в ведении и музея, и епархии. Однако вопреки этой утвержденной концепции, Министерство культуры тут же, в мае, проводит совещание, на котором принимается решение о возможности передачи в ведение епархии Архангельского собора. То есть Министерство культуры полностью проигнорировало концепцию развития музея, за которую все так долго бились, и которую оно само же утвердило. Более того, в протоколе совещания можно встретить совершенно замечательные вещи по поводу того, что если на территории кремля будут продолжаться раскопки, то найденные предметы будут передаваться как в государственный музей-заповедник «Рязанский кремль», так и в так называемый епархиальный музей, о котором все давно говорят, но который никто ни разу не смог увидеть, поскольку это фиктивная организация, существующая уже пятый год только на бумаге.
Воспользовавшись ситуацией, архиепископ Павел летом заявил свои претензии на Архангельский собор. Распоряжение из Росимущества об изъятии памятника мы пока не получили, но оно будет, и будет, понятно, в ближайшее время. Пока из Министерства поступила только просьба демонтировать экспозицию. Просьба эта, в принципе, понятна, поскольку архиепископ наполовину в шутку, наполовину всерьез, несколько раз поднимал вопрос, чтобы ему Архангельский собор передали вместе с находящейся в нем экспозицией древнерусского искусства. Во избежание такой ситуации (мы все готовы к самым невероятным поворотам в развитии событий), мы демонтировали экспозицию древнерусского искусства. Ныне предметы находятся у нас в хранилище. Таким образом, за последние два года Рязанский кремль лишился уже третьей стационарной экспозиции, первые экспозиции были демонтированы во Дворце Олега, часть которого передавали в 2008 году (экспозиции демонтировали в 2009). Помещения во Дворце Олега предназначались под епархиальный музей, который стал в Рязани уже притчей во языцех. Полтора года прошло – никакого музея там нет и поныне, и не предвидится. Зато идет монтаж иконостаса для домовой церкви архиепископа. Очередной его проект – устроить епархиальный музей в Архангельском соборе. Как понимаете, это тоже все вилами на воде писано. И вот в связи с новым витком рейдерской атаки архиепископа начался новый этап противостояния. Отправлены письма в прокуратуру, в министерство, рязанскому губернатору, директору музея, но ответов пока нет. В городе проходят протестные акции. Продолжается сбор подписей. На сегодняшний день собрано свыше 62-х тысяч подписей, среди них подписи не только жителей Рязани. В поддержку музея высказались свыше 280 различных организаций, учреждений.
Должна сказать, что при передаче памятников кремля церкви идет прямое нарушение законов, однако при указании на эти нарушения и прокуратура, и администрация президента, и прочие органы — все предпочитают не видеть этих нарушений. Они не отвечают на прямые вопросы: как же такое может происходить, а ссылаются исключительно на поручение президента от 2006 года. Оно, напомню, имело очень расплывчатый характер и звучало буквально следующим образом: «Предложить вариант положительного решения», то есть это была резолюция на просьбу Алексия передать кремль епархии. Так вот, ссылаются на это «поручение», трактуя его однозначно как распоряжение о выводе музея из кремля. И второе, на что ссылаются, это пресловутое Постановление правительства №490, которое регламентирует, подчеркиваю, регламентирует порядок передачи, но ни в коем случае не предписывает обязательно передавать музейные объекты епархии, только расписывает, как это нужно делать в случае, если возможна передача.
Рязанский кремль — это один из самых ярких случаев, но, к сожалению, далеко не единственный. Такая же ситуация разворачивается во многих музеях-заповедниках нашей страны. Не так остро, не так, может быть, критично, как у нас, но, тем не менее, проблема эта существует. И обостряется эта проблема в связи с тем, что в сентябре Государственная Дума начинает рассмотрение федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Наш Общественный комитет высказался уже по этому поводу. Мы считаем, что закон этот носит разрушительный характер. И последствия его будут катастрофическими не только для культурного достояния нашей страны, но и в целом для общества, поскольку он таит в себе очень много подводных камней, следствием чего могут стать многочисленные и очень серьезные конфликты. Для примера, у нас в Рязани согласно этому закону епархия сможет претендовать на целый ряд объектов помимо кремля. Не говоря уже о тех зданиях, которые заняты под жилые и офисные помещения, в ведение епархии могут отойти две школы в центре города, и два высших учебных заведения: основной корпус Рязанского государственного университета, крупнейшего вуза города, и Высшее десантное командное училище.
Далеко не все осознают опасность принятия этого преступного с точки зрения интересов общества закона — тем громче должен звучать голос специалистов, в полной мере осознающих критичность ситуации.
25 августа 2010 г.
Видеозапись пресс-конференции «Под дымок мещерских пожаров архиепископ Павел отхватывает очередной кусок от Рязанского кремля» 25 августа 2010 года доступна на сайте
Красного ТВ
По этой теме читайте
также: