Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Кто проиграл, или Как нам выиграть?

Итак, «Болотная» проиграла? Но представим себе, что она выиграла. В этом случае у власти оказались бы Немцов, Касьянов, Ясин (дочь которого, Ирина, представляла это семейство на митинге), Рыжков, а возглавлял бы их, возможно, Прохоров. Удальцову в этой компании была бы отведена та же роль, что и Зюганову при Путине. Мы этого хотели? Когда Пушкинская площадь 5 марта кричала: «Путин — вор, ему место на нарах», я кричал: «И с ним вместе — Прохорову и Касьянову», но меня не слышали даже те, кто стоял рядом. Этот последний митинг показал, что нас надули в очередной раз. «Болотная» политиканам нужна только как лестница к власти, как голосующая за них «скотина» — и только. Либералы не сделали и не сделают ничего для того, чтобы «Болотная» смогла стать катализатором демократического единства всего общества, всей страны. Если мы это не поняли, то мы не поняли ничего. И, следовательно, очередная «Болотная» в очередной раз будет играть роль статиста в чужой игре.

Какую же роль мы фактически сыграли?

«Болотная» оказалась необходимым и очень успешным проектом в избирательной кампании Путина, она немало способствовала тому, чтобы провинция сделала свой выбор в его пользу. Не знаю, была ли это гениальная выдумка западных политтехнологов или просто так сложилась объективная логика событий, но главное, что надо было достигнуть властвующей банде (включая и западную банду) в избирательной кампании, — это продемонстрировать всей стране, что единственная альтернатива Путину — только либералы 90-х годов, только, условно говоря, Ельцин, Гайдар и Чубайс, — другой альтернативы нет. Страна на это ответила, что предпочтет возвращению к «реформам» 90-х даже черта рогатого, хоть Пиночета, хоть Брежнева (Сталин для провинции сегодня — это уже предел мечтаний). Путину не случайно создавали имидж нового Брежнева-рыночника пиночетовского типа, или Пиночета-кэгэбиста брежневского окраса, то есть создателя будущего «общества всеобщего благоденствия» авторитарными методами.

«Болотная» проиграла не выборы. «Болотная» проиграла в интеллектуальном соревновании с политтехнологами, ибо она позволила отождествить себя с Немцовым, Касьяновым, Ясиным, Явлинским и Рыжковым. Но, может быть, это действительно ее лидеры, выражающие ее настроения и цели, как утверждают, присоединяясь к либералам в этом отношении, практически все наши марксисты — от радикально-богемного А. Тарасова, умеренного «Скепсиса», либерально-профессорского марксизма «Альтернатив» до «ортодоксально»-православно-сталинистской КПРФ?

В самом деле, многие участники митингов «За честные выборы» искренне симпатизируют то ли Прохорову, то ли Парфенову с Акуниным, то ли Явлинскому. Но вместе с тем «Болотная» выдвинула людей, которые с 7 утра до 3 ночи контролировали выборы 4 февраля на избирательных участках. Это не обязательно были люди Явлинского или Прохорова. Это люди, готовые и на большие жертвы ради того, чтобы не было больше власти у воров, махинаторов и негодяев. Некоторые из них понимают, а другие со временем могут понять, что Явлинский в годы своей популярности, прибегал, скажем мягко, к не совсем чистым, рассчитанным на манипуляцию сознанием, технологиям в своих прошлых избирательных кампаниях, а его программа «500 дней» фактически прокладывала дорогу нынешнему бандитскому и олигархическому капитализму. Они могут понять и то, что Парфенов — опытный манипулятор общественным сознанием, манипуляция — его профессия, так же как для опытного создателя детективов с политической начинкой Акунина (чем он напоминает, на мой взгляд, Ф. Булгарина, столь же популярного автора политизированных романов во времена Пушкина). Я готов доказывать то, о чем пишу, в честном и открытом споре. Но в том-то все дело, что не только Прохоров, Касьянов и Ясин, но и Явлинский с Парфеновым и Рыжковым никогда не дадут никому доказывать перед «Болотной» или иной массовой аудиторией свои идеи и делать свои практические предложения — никому из тех, кто способен помешать избирательной кампании объединенной партии «либералов-кэгэбистов». Ибо они — необходимая составляющая часть этой партии власти, что бы сами о себе они ни думали и ни говорили.

Людям свойственно ошибаться — и я был бы рад ошибиться на этот раз. Если дальнейшие события покажут, что кто-то из либеральных лидеров «Болотной» способствует развитию инициативы снизу, способствует свободному и товарищескому спору, то я с удовольствием возьму свои слова назад и принесу свои извинения, буду рад протянуть руку любому, кто способен учиться демократии. А учиться демократии необходимо всем нам, и я не делаю исключения и для себя в этом отношении.

С удовлетворением констатирую, что те люди, которые без громких слов пошли на избирательные участки, побуждаемые единственным мотивом — отвращением к тотальной лжи, преподали урок демократии и для меня тоже, поскольку я не сделал того, что сделали они. Как бы парадоксально это ни звучало из уст человека, убежденного в справедливости ленинской идеи партийности, но те люди сегодня, которые, не состоя ни в какой партии и не примыкая ни к какому политическому движению, готовы словом и делом сопротивляться лжи и коррупции, — действительная надежда страны. Почему так? Потому, что сегодня я не знаю ни одной мало-мальски значимой политической партии или союза, которые бы не разъедались изнутри интриганством, вождизмом, жаждой личной популярности и власти. Увы, подавляющая часть нынешних протестных организационных структур — продукт гниения старого, а не живая клеточка нового.

Какую роль мы можем сыграть?

Однако питательный бульон для появления таких живых клеточек уже появился, и таким «бульоном» является массовое движение, начавшееся на «Болотной» 10 декабря. И сам этот «бульон» возник потому, что поры нашего общественного организма, не только в Москве — и даже не столько в Москве, сколько в провинции — выделили из себя некую способную к самозарождению жизни массу или среду. Появление такой среды, продиктованное общественной необходимостью, — гораздо большая политическая реальность, чем победа Путина 4 марта. Потому что иная — чисто, казалось бы, воображаемая — возможность более реальна, чем то, что непосредственно видимо и осязаемо. Например, мечта о ребенке способных к зачатию родителей — это пока только мечта, тогда как одряхлевшая развалина — осязаемая реальность. Но где таится действительное — в реальности у гроба или в будущей жизни, которая пока только в воображении молодоженов? Таково, по моему убеждению, действительное соотношение между победившей сегодня властью и проигравшей «Болотной».

Путин победил, доказав, что рычаги управления и контроля, находящиеся в руках мафии, жизнеспособны и действенны, говорят сегодня многие политологи России и Запада. Но мафия не способна победить мафию, а коррупция — коррупцию. Мафия доказала, что подкупом и обманом она может вывести народ на улицу, может обеспечить необходимый процент голосов на выборах. Но то, как обеспечена эта победа, свидетельствует о неодолимой для нынешней власти проблеме.

Путин победил, потому что объединенные политтехнологии всего «цивилизованного» мира сумели создать ему имидж антилиберала и противника курса Ельцина — Гайдара — Чубайса. Этот имидж создан не только психотехникой и риторикой, но прежде всего тем, что тотальная распродажа национальных богатств страны, уничтожение ее промышленного, военного и научно-культурного потенциала совершается под прикрытием видимости социального государства «всеобщего благоденствия». Видимость это или сущность? На этот вопрос нет двух ответов ни у кремлевского политтехнолога, ни у жителя какого-нибудь захолустья.

Бывает так, что люди хватаются за соломинку, бывает так, что вся страна предпочитает, как страус, спрятать голову в песок перед лицом реальной опасности. Людей отучили думать, и они боятся думать. Это тоже объективная реальность, как и та опасность, что угрожает существованию страны. Мы видели, как на наших глазах исчезают государства, не исключено, что увидим, как исчезнет Россия, потому что «югославский вариант» не только лежит в одной из папочек «властителей мира» — он прощупывается на практике (грузинско-осетинский конфликт — одно из свидетельств тому, ибо умные наблюдатели догадываются, что в этом конфликте Кремль и Белый дом были партнерами). Однако противоядие можно выработать из самого яда — именно так лекарства и создаются.

После 1991 года советская бюрократия попыталась стать реальным социальным классом, заключив союз с криминалитетом и Западом против основного производительного населения страны, но не смогла. И не сможет, потому что те или иные социальные слои и группы становились господствующим классом общества лишь тогда, когда могли так или иначе наладить общественное производство на соответствующем времени уровне. Так было начиная с древних азиатских деспотий вплоть до современного капитализма и «социализма» сталинского, китайского или корейского образцов. Плохо или хорошо, но все эти режимы существовали лишь до тех пор, пока выполняли какую-то важную всемирную роль. Роль нынешнего режима в России — чисто паразитическая, в том числе и в международном свете, поскольку разворовывание и медленное уничтожение страны осуществляется союзом мировой олигархии. Дальнейшее продолжение этого ныне принятого Западом курса неизбежно приведет к взрыву мусульманско-черносотенно-православной реакции во всем мире (не исключено, что и в России тоже, как это было в Югославии) с очень печальными для Запада последствиями. На Западе умные политики не могут этого не понимать, как начинают понимать и низы (а к низам в современном мире принадлежит интеллигенция в своей основной массе), о чем свидетельствует и «египетская весна», и движение Уолл-стрит, и массовые протесты в Греции, Италии, Англии, Франции...

В этой сложной мировой ситуации возможна внезапная и очень серьезная кристаллизация реальной альтернативы мировому кризису и распаду. То, что произошло на «Болотной» 10 декабря, — одна из предтеч этой будущей мировой кристаллизации в ряду других событий последних месяцев, о чем шла речь выше.

Что конкретно можем сделать мы, рядовые участники движения «За честные выборы», чтобы быть не статистами в чужой игре, а оказаться необходимым звеном в освобождении всего мира от власти мошенников, негодяев и бандитов на государственном уровне?

Прежде всего — завоевать себе право говорить собственным голосом. Абсолютно необходимо, чтобы вся страна услышала, чего на самом деле хотят и к чему стремятся рядовые участники этого движения. Представим: провинция узнает, что москвичи на «Болотной» обращаются ко всей стране с такими словами: «Мы больше не хотим быть в позорном привилегированном положении жителей столицы, получающих крохи со стола олигархов. Мы хотим — и делаем все, что от нас зависит, не жалея своего времени и идя на риск для своей карьеры, — чтобы олигархи не выкачивали капиталы из страны и не клали их на счета в зарубежные банки. Мы хотим, чтобы работой были обеспечены не только жители Москвы, но и провинции. Мы хотим, чтобы общественное производство развивалось по всей стране, включая и самые маленькие города и села. И мы это не декларируем, как декларирует КПРФ, — мы обращаемся ко всем жителям страны с призывом: давайте думать и действовать вместе, ибо все партии и общественные организации продажны и являются частью паразитической государственной системы современной России». Когда провинция убедится, что это не слова, а дела, то ситуация сдвинется с мертвой точки.

В стране есть громадные средства для того, чтобы, например, осуществить массовое строительство жилья, доступного для всех работающих граждан. Но эта программа не может быть реализована нынешней коррумпированной и бандитской властью, даже если бы Путин (или Зюганов, Прохоров, Явлинский) сделали бы осуществление этой программы главной целью своей жизни. Ибо не они контролируют мафию и коррупцию, а она контролирует их. Нынешняя коррумпированная государственная власть может только грабить и разрушать страну — более ничего, даже если бы осознала, что рубит сук, на котором она сидит. Нынешняя власть имеет гораздо меньше степеней свободы, чем еще не родившееся гражданское единство страны. Бандиты и воры при власти — заложники бандитизма и коррупции как объективных общественных отношений, сложившихся в России за последние 20 лет. Они могут только дальше подталкивать общество к пропасти. Альтернатива общей гибели зародилась на «Болотной».

Но эта альтернатива станет реальной возможностью лишь тогда, когда мы, рядовые участники движения, сможем сплотиться для того, чтобы каждый из нас получил право голоса наряду с другими. Почему бы за месяц-два до очередного митинга не организовать в Интернете конкурс на право выступления на этом митинге, предлагая тезисы своего выступления на суд интернет-сообщества «Болотной»? А для этого абсолютно необходимо создание какого-то органа «Болотной», например сайта в Интернете, контролируемого не только вождями и лидерами, а прежде всего всеми участниками движения. Тогда возникнет какой-то слабый вначале, но все же реальный шанс прорвать хор ставших уже ритуальными заклинаний на митингах: дежурных оскорблений Путина без какой-либо деловой программы. Если у Путина и его мозгового штаба есть голова, то он скоро будет давать таким ораторам солидные денежные суммы за службу (тайно), а затем приглашать их, как в свое время Павловского, в свой пропагандистский штаб (явно).

Мы, участники «Болотной», проиграли потому, что не смогли создать свою футбольную команду и выйти на поле. Нас не выпустили на поле наши лидеры и «тренеры». Эти лидеры и тренеры играли с партией власти сами, играли, зная, что судьи подкуплены, играли, пытаясь сами подкупить этих судей. И главная цель этих двух играющих на арене общественной жизни команд — либералов и кэгэбистов-приватизаторов — не допустить на поле тех, кого они совместными усилиями грабят. Проигравшая команда немедленно принимает вид обиженных властью борцов за справедливость и пытается выиграть, привлекая на свою сторону сочувствие сидящих на трибунах и действительно обиженных и обманутых. В крайнем случае проигравшие сегодня (но бывшие победителями вчера и мечтающие о новой победе завтра) даже не против, если часть зрителей выскочит на поле, чтобы пошуметь и несколько урезонить слишком уж зарвавшихся игроков победившей команды и купленных ими судей. Власть кэгэбистов-приватизаторов и либералов неуязвима, пока они разыгрывают на глазах у зрителей устрашающие бои между собой — для того, чтобы, двигаясь галсами то вправо, то чуть-чуть налево, реализовывать праволиберальную стратегию, суть которой — грабительский т.н. «рынок» без демократии под контролем бандитов и воров.

Никому не желая навязывать свою точку зрения, предлагаю простой тест для участников движения на «Болотной». Кто считает, что политика — априори грязное дело, и при этом явно или косвенно (как, например, ведущие радиостанции «Эхо Москвы») занимается политикой, то есть выбирают своей профессией именно грязное дело, — становится по одну сторону (левую или правую — сейчас безразлично, поскольку эти категории в современной ситуации в значительной степени потеряли присущий им смысл).

Те, кто считает, что грязная политика более недопустима, кто готов выходить на площадь или выражать другими способами свое неприятие грязной политики (кем бы она ни проводилась — Путиным, Прохоровым, КПРФ или Явлинским), — те становятся по другую от них сторону, независимо от того, каких убеждений придерживаются: левых, правых, религиозных или атеистических. Вот, по-моему, сейчас главный водораздел для всей страны. Став реальностью, он действительно помешает жуликам ловить рыбу в грязной воде, сделав ее более чистой. Разумеется, речь идет не о словесном признании «честной политики». Главный вопрос, который должна будет задавать будущая «Болотная» политическим деятелям и движениям, — это вопрос апостола Петра, стоящего у врат рая и слушающего уверения перешедшего в мир иной человека в своей вере: «Ценность и вес этой монеты хорошо известны, но есть ли она у тебя в кармане?»

Итак:

Первое для самоопределения движения «За честные выборы» — выяснение на деле, на практике, кто за честную политику, а кто против. Причем честную политику нужно будет сделать реальностью прежде всего в своих рядах как норму политической жизни — для того, чтобы иметь моральное право требовать ее от других. Проводить дискуссии и обсуждения на тему о честной политике (от Перикла, Т. Джефферсона и Линкольна до современности), честности (и вопиющей, позорной нечестности!) в науке и культуре современной России. Раскрывать все попытки «гапоновщины» в движении и вносить ее адептов в «черный список».

Второе — гласность (то есть право голоса для всех участников движения) должна быть гарантирована и практически обеспечена созданием постоянного органа движения — сайтом в Интернете, дополненном, желательно, и печатными органами.

Третье — обязательное участие представителей (с определенными властными полномочиями) от всех групп, принимающих участие в движении (количеством, скажем, от 5 или 10 человек), в совещательных и исполнительных органах движения.

Четвертое — выдвижение ораторов на митингах по тезисам, представленным на конкурс, по результатам голосования участников движения «За честные выборы» в Интернете.

Пятое — выработка в результате осуществления предшествующих пунктов практических шагов, направленных на решение первостепенной политической задачи: поиска общих интересов и целей со всем производительным населением страны (включая и людей духовного труда), объединения Москвы и провинции для достижения этих общих целей.



По этой теме читайте также:

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017