Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Предыдущая | Содержание | Следующая

Комментарий

1 (к с.52-53) …кинталисты — европейские социал-демократы, противники Мировой войны, участники второй международной конференции, состоявшейся в апреле 1916 года в горной деревушке Кинталь (Швейцария). Сторонников этого течения в мировой социал-демократии чаще называют циммервальдистами — от названия швейцарской деревни Циммервальд, где полугодом ранее состоялась первая подобная конференция. Лозунгом обеих конференций был «Мир без аннексий и контрибуций». Наиболее известен из «французов-кинталистов» поэт-авангардист Анри Гильбо (1885-1938).

2 (к с.53-54)... грубо рубленая монгольская голова с выступающими скулами, узкими удлинёнными глазами... — коллега Мирского профессор Янко Лаврин вспоминал, что тот в 1920-е годы часто сравнивал свою внешность с портретом Ленина и находил в них много общего (см Smith 2000:209), современники выделяли в облике Мирского монгольский разрез глаз.

3 (к с. 54) ...слово «улей», от которого происходит фамилия «Ульянов» — монгольского происхождения - оба утверждения ошибочны: 1) слово «улей» — не монгольского, а индоевропейского происхождения (имеет аналоги в литовском, латышском и др. индоевропейских языках); 2) оно не имеет никакого отношения к фамилии Ульянов, которая происходит от латинского Julian. Монголоидные черты внешности унаследованы Лениным не от русских предков-Ульяновых, а от бабки-калмычки (см. далее, Ульянов Илья Николаевич).

4 (к с.57) …статистическое управление провинциального земства — Ленин никогда не служил в земских учреждениях.

5 (к с.57) …эти три книги заложили основы эры марксизма... — точное название этих книг: Бельтов <псевдоним Г. Плеханова>. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. СПб, 1895; Струве П. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России.Вып.1. СПб, 1894; Вл. Ильин <псевдоним В.Ульянова>. Экономические этюды и статьи. СПб, 1898. О роли марксизма в развитии русской политической мысли конца XIX века см. Мирский 1992:573-575.

6 (к с.60) …он создал большой журнал «Рассвет»... — этот журнал издавался по решению ЦК РСДРП в 1903-1904 гг. в Женеве для распространения в России среди сектантов. Его редактором был В.Д. Бонч-Бруевич, Ленин к его изданию прямого отношения не имел.

7 (к с.60) …основное направление мысли российских интеллектуалов, их склонность к постоянному анализу, к диспутам, к мелочным раздорам, их страх перед ответственностью, их нерешительность ...всё это было воплощено в литературе /79/ Тургеневым в классическом образе Рудина — см. замечания Мирского в книге, написанной через два года: «...в Рудине Тургенев поклонился идеализму старшего поколения, одновременно вскрыв его непрактичность», «тип беспомощного идеалиста», «Рудин — прогрессист-идеалист сороковых годов», «один из самых мастерски написанных характеров девятнадцатого века» (Мирский 1992: 292, 296, 300).

8 (к с.61) …макиавеллистские черты физиономии этого великого политического деятеля — имя итальянского дипломата и литератора, одного из основоположников политологии Николо Макиавелли (1469-1527) стало нарицательным для характеристики политического цинизма. Он считал политику стихийным, равнодушным к добру и злу природно-естественным процессом, делая различие между официальной моралью и реальной практикой. Квинтэссенция его учения — формула «Всё позволено тому, кто хочет и может властвовать». Тезис о внеморальности политики заимствовал у Макиавелли К. Маркс, а вслед за ним и большинство марксистов. См. замечание Мирского, сделанное в книге, работу над которой он закончил через год после опубликования комментируемой статьи, в феврале 1925:

«Марксизм отделил политику от этики, и, хотя это имело свою дурную сторону в развитии исключительно классовой морали (результаты мы видим в СССР), поначалу это имело и хорошую сторону, так как освободило изучающих политическую науку от шор слишком узкого идеализма» (Мирский 1992: 574).

9 (к с.61) …единственный из русских революционеров, во время русско-японской войны посылал японцам сотни тысяч подстрекательских листовок... чтобы деморализовать русскую армию — явное преувеличение; в 1904-1905 гг. пораженчески настроены были все российские революционеры (наиболее активны в контактах с японским правительством были польские и финские партии); в распространении листовок среди русских военнопленных преобладали не большевики, а эсеры.

10 (к с. 62) …его биография была написана... Зиновьевым — имеется в виду брошюра: Г. Зиновьев. Н. Ленин (Владимир Ильич Ульянов). Очерк жизни и деятельности. Издательство Петроградского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов. 1918. 70 с. Переизданная с дополнениями в 1924 (после смерти Ленина), книга несколько лет считалась в СССР официальной биографией вождя (именно её использовал как основной источник Владимир Маяковский при работе над поэмой «Владимир Ильич Ленин»).

11 (к с.64) … «поскребите русского — говорят сами русские, — и вы увидите татарина» — этот афоризм, созданный около 200 лет назад, приписывается, как правило, французам — Наполеону Бонапарту, Жозефу де Местру и др. Из русских писателей его часто цитировал Достоевский. Ср. утверждение Петра Савицкого в манифесте «Поворот к Востоку», открывавшем первый евразийский сборник: «Много ли найдётся на Руси людей, в чьих /80/ жилах не течёт хазарской или половецкой, татарской или башкирской, мордовской или чувашской крови?» // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Кн.1. София, 1921. С.1.

12 (к с. 64) …широкая русская душа — миф о загадочной, но привлекательной «русской душе» возник в 1880-е годы в сочинениях французского дипломата и литератора Эжена-Мельхиора де Вогюэ, пропагандиста творчества Тургенева, Достоевского и Л. Толстого. Его появление предшествовало и способствовало зарождению и оформлению в 1890-е годы франко-российского военно-политического союза. См.: Романова Ю. Миф о «русской душе» в контексте французской националистической идеологии рубежа XIX-ХХ веков // Россия и Франция. XVIII-ХХ вв. Лотмановские чтения. — М., 2013. С.219-233. 13 (к с. 64) …посмотрите... на рабочих Чичерина — явная ошибка французского наборщика: вместо фамилии какого-то неизвестного ему русского писателя он набрал хорошо известную (поскольку постоянно упоминалась в иностранной печати 1920-х годов) фамилию большевистского наркома по иностранным делам.

14 (к с. 64) …посмотрите на ночные загулы «золотой молодёжи» и поездки Великих князей — см. очерк о поездке на русско-японский фронт великих князей Кирилла и Андрея (двоюродных братьев Николая II), сопровождавшейся безудержным пьянством и кутежами с актрисами (Ф. Купчинский. Великие князья на войне // Былое (Париж). 1908. №8. С.82-88). Главнокомандующий русской армией генерал Куропаткин попросил царя удалить князей из армии, так как они вносили деморализацию в её среду.

15 (к с. 65) …Молодой Верховенский — это прототип Ленина — сравнение Ленина с этим персонажем романа Достоевского «Бесы» и с его прототипом — Сергеем Нечаевым — стало общим местом антибольшевистской публицистики сразу же после Октябрьского переворота; его использовали, например, и М. Горький, и Н. Бердяев. Ср. характеристику Петра Верховенского в книге Мирского, опубликованной в 1926 году: «...ужасный “мелкий бес” — подлый и умелый заговорщик, льстец, идолопоклонник и убийца» (Мирский 1992: 436). В духе идей «Бесов» оказавшиеся в эмиграции русские религиозные философы (Бердяев, С. Булгаков, Ф. Степун, П. Струве, Г. Федотов) продолжали рассматривать большевизм и Ленина как крайнее выражение безрелигиозного эсхатологического сознания, воспринявшего методы нечаевщины. Сам Мирский, став марксистом, заклеймил Достоевского, поставившего «свой гений на службу реакции», как «ренегата и мародёра революции» (Мирский 2014:291).

16 (к с. 67) ...даже сама аристократия имела в качестве своей основы лишь седьмую книгу дворянства — автор явно играет с невежественным французским читателем — «седьмой книги дворянства» не существовало в природе; российские дворяне каждой /81/ губернии делились на шесть категорий, каждая из которых заносилась в отдельную книгу. Аристократия (титулованное дворянство, к которому принадлежал сам князь Святополк-Мирский) заносилась в пятую книгу.

17 (к с. 72) …утилитаристы, предпочитающие пару добрых cапог томикам поэзии Пушкина — перефразируется формула нигилистического подхода к искусству, принадлежащая Достоевскому.. В своём памфлете «Господин Щедрин, или раскол в нигилистах» (1864) он суммировал взгляды критиков-утилитаристов Д.Писарева и В.Зайцева следующим образом: «... вы должны себе взять за правило, что сапоги во всяком случае лучше Пушкина, потому что без Пушкина очень можно обойтись, а без сапогов никак нельзя обойтись» (Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т.20. — Л.:Наука, 1980. — С.109).

18 (к стр. 73) …либерализм, рассчитывающий на ...проникновенные речи во время больших банкетов земцев — этот эпизод (так называемая «банкетная кампания») имел место во второй половине 1904 года, когда министром внутренних дел Российской Империи был отец автора — князь П.Д. Святополк-Мирский.

19 (к с. 77) …Древние русские легенды рассказывают...И услышал голос Богатыря, донесшийся до него через расстояние в сотни вёрст — былины с подобным сюжетом в русском фольклоре не существует. Возможно, Мирский, следуя за Пушкиным, прибегает к мистификации. Ср: «“Скупой рыцарь” имел подзаголовок “Сцены из Ченстоновой трагикомедии” (писатель Ченстон неведом национальному биографическому словарю)» (Мирский 1992:155). См также мистификацию самого Мирского во время публичного доклада в Париже в 1926 — вымышленного русского писателя Кундышина (Мирский 2014:25, прим.75).

Именной указатель

Авенариус Рихард (1843-1896) — швейцарский философ, один из основоположников эмпириокритицизма.

Авксентьев Николай Дмитриевич (1878-1943) — русский революционер-народник, публицист, один из руководителей и теоретиков Партии социалистов-революционеров (эсеров). В 1917 — председатель Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов, председатель Совета Российской Республики (Предпарламента), разогнанного в день /82/ Октябрьского переворота. В сентябре-ноябре 1918 — председатель Всероссийской Директории (Уфа, затем Омск) — высшего органа власти, ответственного перед Учредительным Собранием. После разгона Директории адмиралом Колчаком выслан из России. В 1920-40 — член редколлегии парижского журнала «Современные записки». Умер в США.

Аксельрод Павел Борисович (1850-1928) — русский революционер, с 1880 — в эмиграции, с 1883 — марксист, член-учредитель группы «Освобождение труда», с 1903 — меньшевик. В годы Мировой войны, в отличие от Плеханова — интернационалист.

Александр II (1818-1881) — российский император (с 1855). Убит (взорван бомбой) членами партии «Народная воля».

Александр III (1845-1894) — российский император (с 1881).

Александра Фёдоровна (1872-1918) — российская императрица (1894-1917), жена Николая II (в тексте — «царица»). Казнена (расстреляна) одновременно с мужем.

Алексей Михайлович (1629-1676) — царь всея Руси (с 1645). «...самый привлекательный из русских монархов <...> По иронии судьбы царствование этого монарха, который любил мир, красоту и веселье, было самым неспокойным в русской истории. Не говоря уже о войнах и социальных волнениях, оно было отмечено великим расколом русской церкви» (Мирский 1992:50-51).

Бабёф Гракх (1760-1797) — французский революционер-заговорщик. Впервые выдвинул практическую задачу свершения коммунистической революции и обосновал идею революционной диктатуры для коммунистического преобразования общества. Казнён (гильотинирован).

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — русский философ, публицист, революционер. В молодости — левый гегельянец. В 1840-51 — в эмиграции, активный участник европейских революций 1848-49 гг. (Париж, Дрезден, Прага). Арестован и выдан в Россию, заключён в Петропавловскую крепость, с 1857 — в ссылке в Восточной Сибири. В 1861 бежал за границу, в Европе стал основоположником и теоретиком анархизма, проповедовал готовность русского народа к немедленному восстанию. Член I Интернационала, исключён из него после конфликта с Марксом. Умер в Швейцарии. Прототип Рудина — героя одноименного романа И.С. Тургенева. В библиографии, /83/ собранной Б. Пастернаком, зафиксирована полемика 1924 года в левой французской печати на тему «Ленин и Бакунин» (Материалы 1925:551, 556, 558).

Бергсон Анри (1859-1941) — французский философ-виталист. В своей «Истории русской литературы» Мирский называет его русскими предшественниками Аполлона Григорьева и Александра Герцена (Мирский 1992: 330, 335), а одним из последователей — Николая Бердяева (Мирский 1992: 662). До своего увлечения марксизмом Мирский считал Бергсона — наряду с Достоевским и Ницше — своим духовным наставником.

Борис Годунов (ок.1552-1605) — царь всея Руси ( с 1598). «...история Бориса Годунова <...> стала великим трагическим мифом русской поэзии» (Мирский 1992:108).

Бернштейн Эдуард(1850-1932) — германский социал-демократ, с 1890-х годов — ведущий идеолог реформизма.

Бюхнер Людвиг (1824-1899) — немецкий врач, естествоиспытатель и философ, вульгарный материалист. Его сочинения (наряду с книгами Я. Молешотта и К. Фохта) были для радикально настроенной русской молодёжи 1860-х годов Библией материалистического мировоззрения.

Виндельбанд Вильгельм (1848-1915) — немецкий философ-неокантианец и историк философии.

Витте Сергей Юльевич, граф (1849-1915) — российский политический деятель, в разные годы — министр путей сообщения, министр финансов, председатель Совета Министров. «Русский капитализм зародился в эпоху реформ Александра II и стремительно развивался в восьмидесятых-девяностых годах, в основном благодаря протекционистской политике государства, воплощённой в фигуре графа Витте» (Мирский 1992:572) В 1906 г. отправлен в отставку. Мемуарист.

Вундт Вильгельм (1832-1920) — немецкий философ и физиолог, один из основоположников экспериментальной психологии.

Гед Жюль (1845-1922) — французский политический деятель, марксист, один из основателей и лидеров Социалистической партии Франции. В годы Мировой войны — патриот, министр. /84/

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — немецкий философ, «божество молодого поколения русских идеалистов» (Мирский 1992:290). Его учение о диалектике и развитии рассматривалось К. Марксом (а затем и Лениным) как один из источников диалектического материализма (марксизма).

Гербарт Иоганн Фридрих (1776-1841) — немецкий философ и психолог, теоретик педагогики.

Герцен Александр Иванович (1812-1870) — русский писатель, философ, журналист, революционер, мемуарист. С 1847 — в эмиграции. Основатель вольной русской печати. См. о нём: Мирский 1992: 331-339. Дж. Смит считает эти страницы книги «маленьким шедевром». «Конечно, для Мирского в истории литературы важнее Герцен как литератор; и тем не менее он описывает Герцена как политического мыслителя с такой уверенностью и точностью, каким позавидует любой историк» (Мирский 2014:15-16).

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) — русский писатель. См о нём Мирский 1992:226-244 (В.Набоков считал эти страницы лучшим, что написано о Гоголе на английском языке). Мирский постоянно рецензировал книги о Гоголе, выходившие в 1920-е годы в Англии и в СССР, в 1929 опубликовал свой перевод на английский повести Гоголя «Записки сумасшедшего».

Горький Максим (Пешков Алексей Максимович) (1868-1936) — русский писатель. Мирский, много писавший о его творчестве и в эмиграции, и в СССР (см. Мирский 1992:582-598, Мирский 2014 — по указателю), лично познакомился с ним в начале 1928 г., приехав по его приглашению в Сорренто (Италия). Помог Мирскому в 1932 получить советское гражданство и приехать в СССР, в печати и в переписке со Сталиным высоко оценивал его как литературного критика. Совместно с Мирским Горький выпустил книгу «Были горы Высокой. Рассказы рабочих Высокогорского железного рудника о старой и новой жизни» (1935).

Гучков Александр Иванович (1862-1936) — русский политический деятель, член Государственных Дум. В 1917 — один из лидеров Февральской революции, в марте-апреле — военный министр Временного Правительства. С 1918 г. — в эмиграции. Его дочь Вера (в первом замужестве Сувчинская, во втором — Трэйл) (1906-1987) в начале 1930-х годов была подругой Мирского (см. его письма к ней: D.S. Mirsky: Twenty-two letters (1926-34) to Salomeya Halpern; seven letters (1930) to Vera Suvchinskaya (Traill) // Oxford Slavonic Papers. /85/ 1997. Vol.XXX. P.89-120). В конце жизни дала проф. Дж. Смиту три интервью, посвящённых Мирскому (хранятся в Русском архиве г. Лидса).

Дарвин Чарлз (1809-1882) — английский учёный-биолог, автор теории эволюции органического мира путём естественного отбора и гипотезы о происхождении человека от обезьяноподобного предка.

Джеймс (Джемс) Уильям (1842-1910) — американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и бихевиоризма.

Достоевский Фёдор Михайлович (1821-1881) — русский писатель. См. Мирский 1992:270-276, 416-437. Помимо статей о нём в британских журналах и в «Британской энциклопедии», Мирский написал предисловия к двум книгам о Достоевском, изданным в Англии — письмам писателя к жене, переведённым его ученицей Э. Хилл (1929), и биографии, написанной Э.Х. Карром (1931).

Екатерина II (1729-1796) — российская императрица (с 1762). Мирский (по материнской линии) был её прямым потомком (прапраправнуком). См. о ней: Мирский 1992:96-98.

Жорес Жан (1859-1914) — французский политический деятель, один из вождей Социалистической партии. Выдающийся оратор. Убит в Париже в день начала Мировой войны. Характеризуя Ленина как публициста, Мирский писал : «У него есть ораторский темперамент, но нет литературной культуры, и его речи и статьи не есть литература в том смысле, например, как речи Жореса» (Мирский 1992:738).

Засулич Вера Ивановна (1849-1919) — русская революционерка, в 1878-1905 в эмиграции, член-основатель марксистской группы «Освобождение труда» (1883). С 1903 — член РСДРП, меньшевичка В годы Мировой войны — патриот. Сторонница Плеханова.

Зиммель Георг (1858-1918) — германский философ и социолог, представитель философии жизни.

Зиновьев (Радомысльский) Григорий (Овсей) Евсеевич (1883-1936) — русский революционер, с 1901 член РСДРП. В 1908-1917 — в эмиграции (Франция, Польша, Швейцария), где стал ближайшим помощником и соратником Ленина. В апреле 1917 вместе с ним вернулся через Германию в Россию. В 1924 — один из вождей ВКП(б) и /86/ председатель Коминтерна, председатель Ленинградского Совета рабочих депутатов. В 1925 начал борьбу против Сталина («ленинградская оппозиция»), с 1927 неоднократно исключался из партии, с декабря 1934 — в заключении. Расстрелян.

Зомбарт Вернер (1863-1941) — германский экономист, историк и социолог. В молодости был марксистом, однако позже с Марксом полемизировал с позиций неокантианства.

Иван III(1440-1505) — великий князь Московский (с 1462). «...на протяжении жизни одного поколения князь Московский сделался действительным монархом всей Великороссии и сбросил последние остатки татарского владычества» (Мирский 1992:39). Как и все великие князья и цари из рода Рюриковичей, родственник Мирского.

Иван IV (Грозный) (1530-1584) — великий князь Московский (с 1533) и царь всея Руси (с 1547). «...был, без сомнения, жестоким и отвратительным тираном, но он был гениальным памфлетистом. Его послания — шедевры древнерусского (а может быть, и вообще русского) политического журнализма» (Мирский 1992:40).

Кант Иммануил (1724-1804) — германский философ.

Керенский Александр Фёдорович (1881-1970) — российский политический деятель, мемуарист. В 1912-1917 — член IV Государственной Думы. В марте-октябре 1917 — министр (с июля — премьер-министр) Временного Правительства, в сентябре-октябре 1917 — Верховный Главнокомандующий российской армией. В ноябре 1917 — мае 1918 — на нелегальном положении. С июня 1918 — в эмиграции. Умер в США.

Керенский Фёдор Михайлович (1842-1912) — российский педагог, в 1881-1889 — директор мужской гимназии в г Симбирске. Отец А.Ф. Керенского.

Коковцов Владимир Николаевич (1853-1943) — русский государственный деятель, с 1904 министр финансов Российской Империи, одновременно с 1911 — председатель Совета Министров. В 1914 отправлен в отставку. С 1918 в эмиграции.

Константин Павлович, великий князь (1779-1831). После смерти старшего брата — императора Александра I — в ноябре 1825 был провозглашён императором, но отказался от престола в пользу брата Николая. /87/

Конт Огюст (1798-1857) — французский философ и социолог, основоположник позитивизма.

Кун Бела (1886-1938) — венгерский революционер, в годы Мировой войны — военнопленный в России, после Октябрьского переворота — один из создателей Коммунистической партии Венгрии. После крушения Австро-Венгерской империи (ноябрь 1918) вернулся в Венгрию, Стал одним из руководителей и комиссаром по иностранным делам Венгерской Советской республики (март-июль 1919). После её разгрома — под арестом в Австрии, затем в Германии. С 1920 — в Советской России. В 1924 — член Президиума Исполкома Коминтерна. В 1937 арестован. Расстрелян.

Куприн Александр Иванович (1870-1938) — русский писатель. См. о нём: Мирский 1992:600-602.

Либкнехт Карл (1871-1919) — германский политический деятель, социал-демократ. В годы Мировой войны — интернационалист (был единственным депутатом рейхстага, проголосовавшим против военного бюджета), разделял лозунги Цимммервальдской и Кинтальской конференций. Основал и возглавил социалистическую группу «Союз Спартака» — зародыш будущей Коммунистической партии Германии, после Ноябрьской революции 1918 г. возглавил, вместе с Розой Люксембург, вооружённое восстание в Берлине. Убит.

Львов Георгий Евгеньевич, князь (1861-1925) — русский либеральный политический деятель, член Государственных Дум. В марте-июне 1917 — председатель Временного Правительства. С 1918 — в эмиграции.

Люксембург Роза (1871-1919) — революционерка, деятельница польской и германской социал-демократии. В годы Мировой войны — интернационалист. Убита в Берлине при подавлении вооружённого восстания вместе с К. Либкнехтом.

Макиавелли Николо (1469-1527) — см. прим. к тексту.

Маркс Карл (1818-1883) — немецкий экономист, философ, политический деятель. С 1849 — в эмиграции в Лондоне. До своего обращения в марксизм (1931) Мирский относился к культу Маркса в Советской России иронически: «Произведения Маркса, Энгельса и (после его смерти) Ленина считаются непогрешимыми... Аргумент Маркса неоспорим, разве /88/ только оппоненту удастся найти ему другое толкование. Тексты Маркса (а теперь это начинается и с Лениным) интерпретируются на множество манер, как когда-то Библия» (Мирский 1992:737-738) (опубликовано в 1926 г.).

Мартов (Цедербаум) Юлий Осипович (1873-1923) — российский революционер-марксист, один из основателей РСДРП. С 1903 — меньшевик. В 1900-1905 и 1906-1917- в эмиграции, в годы Мировой войны — интернационалист, участник конференций в Циммервальде и Кинтале. Вернулся из Швейцарии в Россию в мае 1917 через Германию. В 1920 г. с разрешения Ленина выехал за границу с советским паспортом. Будучи почти всегда согласен с Лениным по программным вопросам, критиковал его за аморализм и «пугачёвское понимание классовой борьбы».

Мах Эрнст (1838-1916) — австрийский физик и философ, один из основателей эмпириокритицизма.

Мечников Илья Ильич (1845-1916) — русский учёный-биолог, с 1888 жил и работал во Франции. Первый русский лауреат Нобелевской премии (1908).

Милюков Павел Николаевич (1859-1943) — русский историк и политический деятель. В 1895 за содержание своих лекций уволен из Московского университета, десять лет не имел права жить в столицах, читал лекции за границей. В 1905 один из основателей Конституционно-демократической партии (кадетов), в 1907-17 — лидер её фракции в Государственных Думах. В 1917 — один из руководителей Февральской Революции, в марте-апреле 1917 — министр иностранных дел Временного правительства. С 1918 — в эмиграции. По оценке Мирского, «самая влиятельная фигура русского либерализма с девяностых годов до 1917 г., позитивист и убеждённый западник» (Мирский 1992:576), «крайний западник-антинационалист» (Мирский 2014:109).

Михайловский Николай Константинович (1842-1904) — русский публицист и литературный критик, идеолог народничества. См. о нём: Мирский 1992:509-510. «С 1870 г. место диктатора <в русской литературной критике — ДЗ> занял Михайловский, который оставался несменяемым до самой своей смерти в 1904 г». (Мирский 1992:828). Молешотт Якоб (1822-1893) — немецкий физиолог и философ. См. Бюхнер Л.

Николай I (1796-1855) — российский император (с 1825). /89/

Николай II (1868-1918) — российский император (1894-1917). В марте 1917 отрёкся от престола. Расстрелян вместе с женой и детьми. Ещё до революции, будучи гвардейским офицером, Д.Святополк-Мирский относился к нему с нескрываемым презрением (cм. Smith 2000:60; Мирский 2014:10).

Ницше Фридрих (1844-1900) — германский филолог-классик, затем философ. Представитель волюнтаризма и иррационализма. См замечания Мирского о влиянии его идей на русскую мысль и художественную литературу: Мирский 1992:635-636.

Островский Александр Николаевич (1823-1886) — русский драматург. См. о нём: Мирский 1992:374-382. «Широта, охват, разнообразие его видения русской жизни почти беспредельны. Он наименее субъективный из русских писателей» (Мирский 1992:376).

Пётр I (Великий) (1672-1725) — царь всея Руси (с 1682), первый российский император (с 1721).

Писемский Алексей Феофилактович (1821-1881) — русский писатель и драматург. См. о нём: Мирский 1992:312-319.

Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) — русский философ, историк, экономист, политический деятель. В 1880 — 1917 — в эмиграции. Первый русский марксист, основатель группы «Освобождение труда» (1883). Один из основателей РСДРП (1903), меньшевик. В годы Мировой войны — патриот. Вернулся в Россию в 1917. Вскоре после Октябрьского переворота, который резко осудил, тяжело больной, уехал в ставшую независимой Финляндию. Торжественно похоронен в Петрограде, где вскоре был собран его архив и создан музей (Дом Плеханова). «..коммунисты считают его учителем марксизма — вторым по величине после самих Маркса и Энгельса» (Мирский 1992:574).

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) — русский юрист и государственный деятель, в 1880-1905 — обер-прокурор Святейшего Синода. Крайний консерватор, в царствование императора Александра III определял государственную политику в области идеологии и народного образования. «..его консерватизм был чисто негативный, происходивший из глубочайшего неверия в какие бы то ни было реформы; продукт скептицизма, не верящего в возможность рационального улучшения» (Мирский 1992:512). /90/

Потресов Александр Николаевич (1869-1934) — российский революционер-марксист. Один из основателей РСДРП, в 1900-1905 — в эмиграции. С 1903 — меньшевик. В годы Мировой войны — партиот. Резко осудил Октябрьский переворот, с 1924 — в эмиграции.

Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) — французский философ, экономист и революционер, теоретик анархизма.

Пугачёв Емельян Иванович (1740-1775) — донской казак, самозванец. В 1773 г. , объявив себя императором Петром III, возглавил восстание яицких казаков, уральских рабочих и башкир, охватившее бассейны Волги и Яика (после подавления мятежа эта большая река была переименована в Урал). Казнён в Москве. Анафемствован (проклят) Русской православной церковью. После Октябрьского переворота объявлен большевиками великим революционером, его именем назван город в нижнем Поволжье. Основоположник евразийства князь Николай Трубецкой собирался писать книгу «О русской стихии», посвящённую «памяти Стеньки Разина или Емельки Пугачёва». «Большевик ХVIII века» (Мирский 1992:626).

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837). Мирский посвятил творчеству и биографии Пушкина две книги (первая вышла в Англии и США в 1926 г.; работа над второй, публиковавшейся в журнале «Звезда», была прервана его арестом в 1937 г.) и десятки статей на английском, русском и французском языках. Он перевёл на английский несколько стихотворений поэта, написал предисловие к переводу на английский повести «Пиковая дама» (1928). См. также: Мирский 1992:135-159, 186-191; Мирский 2014:34-38, 56-66, 174-175, 179-181, 193, 197, 357-358.

Распутин Григорий Ефимович (1869-1916) — крестьянин Тобольской губернии, религиозный проповедник, «народный целитель» (Мирский назвал его в одной из своих англоязычных книг «сибирским гипнотизёром»). В 1907 был представлен императору Николаю II и императрице Александре Фёдоровне, стал участвовать в лечении их тяжело больного сына, постепенно превратился в фаворита и главного советчика царской семьи по кадровым вопросам. Имел своих ставленников среди министров и высших иерархов православной церкви. Убит в Петрограде во дворце князя Феликса Юсупова в результате придворного заговора. В убийстве принимал участие друг князя Юсупова и товарищ по полку князя Дмитрия Святополк-Мирского поручик Сергей Сухотин (см. Мирский 2002:273). /91/

Разин Степан Тимофеевич (ок.1630-1671) — казак (в 1662-1663 — донской атаман), пират (действовал на Дону, на Волге, на Яике, на Азовском и Каспийском морях). В 1670-71 — руководитель казацко-крестьянского восстания (наступал с низовьев Волги на Москву) под уравнительными лозунгами (в своих воззваниях извещал, что идёт истребить дворян, приказных людей, искоренить всякое чиноначалие и власть, установить во всей Руси казачество и «учинить так, чтоб всяк всякому был равен»). Казнён (четвертован) в Москве, проклят (анафемствован) Русской православной церковью. В конце XIX — начале XX века стал популярнейшей фигурой российского масскульта (песня «Из-за острова на стрежень», первый русский художественный фильм «Понизовая вольница»). 1 мая 1919 на Красной площади (где был объявлен смертный приговор Разину) Лениным был открыт памятник — деревянная скульптура Сергея Конёнкова «Стенька Разин с ватагой», его именем была названа одна из центральных улиц Москвы, начинающаяся от Красной площади. В поэзии 1917 — 1919 Разин — один из предтеч Октябрьского переворота. Ср: «Русские юноши, девушки, отзовитесь: Вспомните Разина и Перовскую Софию! » (Н.Клюев, 1918); «Россия Разина и Ленина» (В. Нарбут, 1918); «Лоб Разина резьбы Конёнкова священной книгой на Кремле» (В.Хлебников, 1919), а также эссе М.Волошина «Как Стенька Разин придёт русскую землю судить» (1918).

Робеспьер Максимилиан (1758-1794) — французский революционер, вождь якобинцев. В 1793-94 — ведущий член Комитета общественного спасения — высшего органа исполнительной власти Французской Республики, теоретик и практик революционной диктатуры и массового террора. Казнён (гильотинирован). В Советской России и СССР был чтим как великий революционер.

Сазонов Сергей Дмитриевич (1860-1927) — министр иностранных дел Российской Империи (1910-1916). В годы Гражданской войны представлял в Париже интересы правительств адмирала Колчака и генерала Деникина.

Спенсер Герберт (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма.

Столыпин Пётр Аркадьевич (1862-1911) — русский государственный деятель. С 1906 — министр внутренних дел и Председатель Совета Министров Российской Империи. Инициатор масштабной земельной реформы. Убит террористом. /92/

Струве Пётр Бернгардович (1870-1944) — русский экономист, философ, политический деятель. Один из первых русских марксистов, переводил «Капитал», пропагандировал марксизм среди петербургских рабочих. Автор Манифеста, принятого I съездом РСДРП (1898). В 1901-1905 — в эмиграции, издавал журнал «Освобождение", объединявший либеральную оппозицию царизму, эволюцонировал от марксизма к религиозному национализму. В 1907-1918 — редактор журнала «Русская мысль», в 1909 — один из ведущих участников сборника «Вехи». После Февральской революции 1917 избран в Академию наук. Непримиримый противник Ленина и Октябрьского переворота. В эмиграции с 1920, продолжил эволюцию вправо и стал одним из инициаторов созыва Общеэмигрантского съезда (1926), призвавшего всех русских сплотиться вокруг Великого Князя Николая Николаевича. Мирский в первой половине 1920-х годов высоко ценил Струве, направил ему для публикации в воссозданной им «Русской мысли» свою первую статью, написанную в эмиграции по-русски (1922), несколько раз высоко оценивал этот журнал в рецензиях для английских журналов. См. о нём: Мирский 1992:574-576. «...более двадцати лет был центральной фигурой в эволюции интеллигентских воззрений. В девяностых годах Струве был лидером “легального” марксизма, в 1903-1904 гг. — революционного либерализма; после 1905 г. он стал главой той части либеральной интеллигенции, которая была прежде всего патриотической...После 1917 г. Струве стал “политическим мозгом” антибольшевизма, и сейчас <опубликовано в 1926 г. — ДЗ> он крупнейший политический писатель эмиграции» (Мирский 1992:664-665). Начавшуюся в том же 1926 г. эволюцию Мирского в сторону национал-большевизма Струве воспринял крайне болезненно; статью о нём (1927) он назвал «Отвратная ненужность».

Толстой Лев Николаевич (1828-1910). Наряду с Пушкиным Толстой был постоянной темой литературно-научных публикаций Мирского и в эмиграции, и после возвращения на родину. Он посвятил ему большие разделы в обоих томах своей «Истории русской литературы» (Мирский 1992:390-416, 463-490), несколько принципиальных статей (Мирский 2014: 190-192, 288-306), постоянно рецензировал новые издания Толстого и литературу о нём на разных языках (Мирский 2014:98-99, 110-111, 144-145, 200).

Торквемада Томас (ок.1420-1498) — испанский монах-доминиканец. Первый Великий Инквизитор, начал практику массового сожжения за «преступления против веры».

Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович (1879-1940) — российский революционер-марксист, в 1902-1905 и 1906-17 — в эмиграции. С 1897 — член РСДРП, с 1903 меньшевик, затем независимый («межрайонец»). В годы Мировой войны — интернационалист, участник /93/ Циммервальдской конференции, был выслан из Франции за антивоенную пропаганду. После возвращения в Россию весной 1917 примкнул к Ленину, с августа 1917 — большевик, член ЦК РСДРП(б). Один из организаторов Октябрьского переворота в Петрограде, в годы гражданской войны — народный комиссар по военным и морским делам, Председатель Революционного Военного Совета РСФСР (в этом качестве — как еврей, возглавляющий Красную Армию — был главной мишенью белой пропаганды). С 1925 стал терять посты в руководстве партии и государства, в 1927 исключён из партии, в 1929 выслан из СССР, в 1940 убит в Мексике по приказу Сталина. Активный публицист и мемуарист (одной из последних статей, опубликованных Мирским в эмиграции, стала рецензия на английский перевод книги Троцкого "История русской революции"). «Троцкий в своих писаниях — немногим более чем воодушевлённый и ловкий полемист. Стиль его — неряшливый, газетный, изуродованный обычным большевистским жаргоном... Он развлекался также и “литературной критикой” и в этом виде деятельности проявил довольно либеральный для коммуниста образ мыслей... на писаниях Ленина и Троцкого, что бы мы ни думали об их литературных и философских заслугах, несомненно лежит отпечаток могучей личности» (Мирский 1992: 738-739). Туган-Барановский Михаил Иванович (1865-1919) — русский экономист, один из первых петербургских марксистов, до 1905 — единомышленник П.Б.Струве. За ввоз в Россию журнала «Освобождение» был на короткое время арестован.

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) — русский писатель. См. о нём: Мирский 1992:289-310. Кроме того, Мирский написал статью о нём для 14 издания Британской энциклопедии(1929).

Ульянов Александр Ильич (1866-1887) — старший брат Ленина. С 1884 — студент естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1886 участвовал в создании подпольного студенческого кружка («Террористическая фракция партии “Народная Воля”»), готовившего покушение на императора Александра III в шестую годовщину убийства его отца императора Александра II (1 марта 1887 г.). Заговорщики, находившиеся под наблюдением полиции, были арестованы в день предполагаемого покушения. На следствии взял всю вину на себя, выступил на суде с программной речью. Приговорённый к смертной казни, отказался подавать прошение о помиловании. Вместе с четырьмя однодельцами повешен 8 (20) мая 1887 г. в Шлиссельбургской крепости. Стал культовой фигурой русской революционно /94/ настроенной молодёжи, его памяти посвящались стихи, распространявшиеся в виде листовок.

Ульянов Илья Николаевич (1831-1886) — русский педагог. Родился в Астрахани, сын русского портного и крещёной калмычки (документы о его происхождении, объясняющие монголоидные черты внешности Ленина, были впервые опубликованы М.Шагинян в 1937 г.). С 1869 — в Симбирске, инспектор (затем директор) народных училищ губернии; дослужился до чина действительного статского советника (соответствует генералу), получил потомственное дворянство.

Фейербах Людвиг (1804-1872) — немецкий философ, ученик Гегеля. С 1830 г. начал пропаганду атеизма, критику философского идеализма. Непосредственный предшественник диалектического материализма. В отличие от Маркса, пытался создать систему безрелигиозной этики (она пропагандировалась в России Н.Г.Чернышевским). В качестве эпиграфа к своей книге о Ленине (1931), где он провозгласил себя марксистом, Мирский выбрал один из тезисов К. Маркса о Фейербахе.

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) — немецкий философ-идеалист.

Фохт Карл (1817-1895) — германско-швейцарский философ и естествоиспытатель, представитель вульгарного материализма. См. Бюхнер Л.

Чернов Виктор Михайлович (1873-1952) — русский революционер-народник. Один из создателей (1900) и главный теоретик Партии Социалистов-Революционеров (эсеров). В 1899-1905 и 1907-1917 — в эмиграции. В годы Мировой войны — интернационалист, участник Циммервальдской и Кинтальской конференций. В мае-августе 1917 — министр земледелия Временного Правительства. В январе 1918 избран председателем всенародно избранного Всероссийского Учредительного Собрания (разогнано через день по приказу Ленина). С 1920 — в эмиграции, оставался революционером-интернационалистом, разрабатывал теорию конструктивного социализма. Умер в США. См. о нём: Мирский 2014:127.

Чингисхан (ок.1155-1227) — монгольский полководец и государственный деятель, основатель Монгольской Империи. Положительное отношение к его деятельности и тезис о преемственности русской государственности по отношению к монгольской составляли /95/ зерно исторической концепции евразийцев (с которыми Мирский солидаризировался с 1922 г. — см.Мирский 1992:742-743). Главные евразийские сочинения на эту тему — брошюра Н.С. Трубецкого «Наследие Чингисхана» (1925) и исторические труды Г.В. Вернадского — к 1924 году ещё не были написаны. Сам Мирский в 1930 г. перевёл на английский монографию о Чингисхане советского востоковеда академика Б.Я. Владимирцова.

Шеллинг Фридрих Вильгельм (1775-1854) — немецкий философ-идеалист. См. о нём и о его влиянии на русскую культуру: Мирский 1992:172, 202, 251, 257, 260.

Шопенгауэр Артур (1788-1860) — немецкий философ, один из главных оппонентов Гегеля. Основоположник новоевропейского волюнтаризма и иррационализма. Оказал огромное влияние на русскую литературу второй половины XIX -начала ХХ века (И. Тургенев, Л. Толстой, А. Фет, Ф. Сологуб).

Штирнер Макс (Шмидт Каспар) (1896-1856) — немецкий философ, левый гегельянец. Один из теоретиков анархизма и индивидуализма.

Энгельс Фридрих (1820-1895) — немецкий философ, революционер. Ближайший друг (с 1842) и единомышленник Маркса. С 1849 — в эмиграции в Лондоне. После смерти Маркса (1883) — главный советник и наставник европейских социалистов (в том числе русских). /96/

Предыдущая | Содержание | Следующая

Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017