Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Валаам: вас здесь не молилось

История о том, как РПЦ воплотила в жизнь сюжет фильма «Левиафан»

Противостояние местных жителей и монастыря на Валааме коснулось «Скепсиса» самым непосредственным образом. В июне 2007 года мы получили исковое заявление о защите деловой репутации Валаамского ставропигиального мужского монастыря в связи с тем, что наш журнал перепечатал обращение Дмитрия Синицы под говорящим названием «Мы стали бесправными жителями в Монастыре». Полуторагодичный процесс закончился, по сути, ничьей: журнал освободили от ответственности, от материальных претензий к Дмитрию Синице монастырь отказался, а сайт sortavala.ru, на котором изначально был вывешен материал, обязали просто опубликовать решение суда.

С нашей точки зрения, деловая репутация Валаамского монастыря в результате процесса пострадала намного больше, чем от одной публикации.

Однако монастырь, как и РПЦ в целом, продолжают свою политику борьбы с жителями Валаама, мешающими создать благолепный «северный Афон» без болтающегося под ногами светского населения.

В этой борьбе было немало этапов. Сначала население приветствовало монахов, затем было ошарашено жесткостью и бесцеремонностью их прихода на остров, затем начались имущественные споры, в ходе которых права валаамцев на жильё загадочным образом внезапно оказались утеряны, а монастырь получил право «казнить и миловать» по собственному желанию. Хорошо помню, как во время моего пребывания на острове извещение о выселении в течение двух недель получил местный предприниматель Сергей Григорьев. Характерная ситуация: на месте выселенной семьи Мускевичей сейчас проживает экскурсовод паломнической службы монастыря, хотя выселяли их под предлогом создания «помех в реставрации исторического памятника».

Материал Ильи Васюнина показывает очередной этап этого типического для современной России противостояния. И хотя у кого-то из читателей может вызывать подозрения изначальный источник публикации — сайт «Открытая Россия», — свидетельствую: всё сказанное соответствует действительности. Мой собственный опыт общения с представителями монастыря, с Филиппом Мускевичем, Дмитрием Синицей, Олегом Яровым и другими жителями острова показывает, что перед нами очередной пример насилия государства против человека. И не стоит повторять всякие глупости относительно светского характера современного российского государства.

Сергей Соловьёв

На Валааме — новый виток в противостоянии местных жителей с монастырем. Сортавальский городской суд выписал с острова трех жителей. Оставшиеся замерли, ожидая решения своей судьбы.

С иском в суд обратилось ООО СЭНТ (или Служба эксплуатации недвижимости и территорий) — управляющая компания, которая распоряжается бывшим муниципальным, а теперь монастырским недвижимым имуществом и учреждена самим Валаамским Ставропигиальным мужским монастырем.

Некоторые из тех, кто сегодня живет на Валааме, приехали сюда после войны. Тысячи солдат, вернувшихся с фронта полными инвалидами, были сосланы в отдаленные монастыри — чтобы не портили своим видом праздник Победы. Их еще прозвали «самоварами» — за отсутствие конечностей. Официально это называлось «отправить на обеспечение». В 1950-м на Валаам привезли несколько сотен таких ненужных ветеранов. Набрали и обслуживающий персонал Дома инвалидов — ухаживать за теми, кого сослали доживать. К середине восьмидесятых инвалидов не осталось — последних живых вернули на материк, а остров целиком отдали музею-заповеднику; те немногие, кто приехал на Валаам следить за безрукими и безногими героями войны, вышли на пенсию.

Именно в восьмидесятых на Валааме и появилось большинство нынешних жителей: молодые научные сотрудники устраивались экскурсоводами и селились в двух многоквартирных зданиях — монастырской гостинице и работном доме, а также в помещениях скитов, оставленных монахами в 1940 году. Тогда по южному краю острова проходила знаменитая линия Маннергейма, а сам Валаам с 1918-го был территорией Финляндии. Когда в разгар финской войны советские войска начали бомбежку монастыря, монахи покинули Валаам и основали новую обитель в финском местечке Хейнявеси, где хранятся все главные реликвии старого Валаама. Подчиняется Ново-Валаамский монастырь Константинопольскому патриархату, что все эти годы немало раздражает РПЦ.

В 1989 году на Валаам начали приезжать монахи Московского патриархата, чтобы возрождать монастырскую жизнь и строить единственный «настоящий» Валаам. Уже спустя три года, в 1992 году, музей-заповедник закрыли, а все имущество передали РПЦ. Церкви отошла и Зимняя гостиница — часть монастырского архитектурного ансамбля. Именно там жили и живут люди, поселившиеся на острове еще в советские годы. Главным образом бывшие работники музея-заповедника. В середине двухтысячных местные жители пытались оспорить передачу гостиницы монастырю, но Верховный суд им отказал.

images

Зимняя гостиница. karelnovosti.ru

***

«Поскольку здание гостиницы является жилым домом, то оно не относится к имуществу религиозного назначения...».

Из кассационной жалобы жителей Валаама А. С. Щербакова и Н. Н. Благой в Верховный суд Российской Федерации о признании противоречащими федеральному законодательству Закона Республики Карелия «О передаче в собственность Валаамскому Спасо-Преображенскому монастырю здания Зимней гостиницы». 3 сентября 2008 года.

«Так как здание гостиницы монастырской (белой) относится к объектам исключительно федеральной собственности, оно не могло быть передано религиозной организации в собственность, а поскольку здание гостиницы является жилым домом, то оно не относится к имуществу религиозного назначения.

Оспариваемые законы нарушают право заявителей на проживание в указанном жилом доме, являющемся памятником истории и культуры федерального значения и находящемся в федеральной собственности со всеми правами, предоставленными им Жилищным Кодексом РФ как нанимателям жилых помещений по договору социального найма».

***

Монастырские власти давно предлагали людям переселиться на «большую землю» — там им даже собирались выделить жилье, правда, работы не обещали. Местные существуют за счет туристов, за пределами острова им просто нечем зарабатывать на жизнь. И вот теперь — судебный прецедент по принудительному выселению.

Семь лет назад по иску монастыря уже выписали с острова семью Филиппа Мускевича. Но тогда речь шла об одной семье и небольшом здании бывшего скита (сейчас там проживают сотрудники экскурсионной службы). А теперь — уже о многоквартирном доме. Решается судьба нескольких десятков семей.

***

«По достоверным, но официально не подтвержденным данным...»

Из искового заявления ООО «Служба эксплуатации недвижимости и территории», доверительно управляющей имуществом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря об утрате права пользования помещением по договору социального найма к И. А. Смирновой, О. А. Яровому, Я. Ю. Юрна, А. Е. Меркушевой. Март 2015 года.

«Согласно имеющейся информации, в здании Зимней гостиницы зарегистрированы по месту жительства лица: а) постоянно проживающие, б) проживающие только летом — дачники, в) не проживающие вовсе. Последние две категории по достоверным, но официально не подтвержденным данным, работают и имеют жилье на материке на праве собственности или по найму.

Постоянно проживающие и не имеющие другого жилья будут переселены согласно законодательству в другие жилые помещения по мере поступления средств для приобретения жилья.

Дачники и не проживающие вовсе подлежат снятию с регистрации по месту жительства в судебном порядке, по причине того, что постоянно проживают и работают на материке и в нарушение законодательства не снялись с регистрации на Валааме».

***

Права занимать жилую площадь должны были лишиться историк Олег Яровой, его бывшая супруга, экскурсовод Ирина Смирнова, а также дочь Смирновой Яна и внучка Алиса Меркушева. Ирина Смирнова узнала, что является «дачником», по версии юридической службы монастыря, в марте нынешнего года. На острове она живет с восьмидесятых, только тогда она была государственным экскурсоводом, а сейчас — частный.

Ирина Смирнова пришла в суд с квитанциями об оплате квартиры, контрактами, заключенными с паломнической службой, где много лет работала экскурсоводом, и справкой о том, что дочь не живет на острове лишь потому, что учится в университете. То есть постаралась доказать, что постоянно живет на Валааме. Её бывший муж Олег Яровой занимается исследованиями в Петрозаводске, дочь Яна заболела и на суд не приехала.

images

Ирина Смирнова

Истец занял двусмысленную позицию. С одной стороны, в исковом требовании монастырская компания заявила, что Зимняя гостиница — нежилое помещение, и люди ее занимают незаконно. Однако «очистить помещение» семья Смирновой должна все-таки по Жилищному кодексу. В иске указывалась и конкретная 83-я статья, в которой речь идет о том, что, если человек не проживает по месту регистрации в неприватизированной квартире (а живет где-то еще), то договор социального найма с ним можно расторгнуть.

Из всей большой семьи только Ирина смогла доказать, что имеет право на прописку на Валааме. Когда судебное решение вступит в силу, остальные прописанные с ней родственники останутся без регистрации.

После закрытия музея-заповедника государство начало уходить с острова. Сначала ликвидировали местное самоуправление. Валаам из поселка превратился в район города Сортавала — ближайшего населенного пункта, до которого сорок километров по Ладожскому озеру. Затем монастырские компании усилили хозяйственную деятельность.

Всем транспортом стала распоряжаться «дочка» монастыря — компания «Валаам-сервис», которой теперь принадлежат все «метеоры». Суда на водных подушках ходят до Сортавалы или Приозерска. Магазины, которые когда-то принадлежали местным жителям, теперь тоже в собственности у монастыря.

***

«Мы стали бесправными жителями в монастыре...»

Из обращения жителя Валаама Дмитрия Синицы. 10 апреля 2006 года.

«Последние годы наша жизнь проходит в судах с монастырем и карельским правительством, которое сдает им наши дома, попирая наши конституционные права граждан Российской Федерации. На данный момент все 300 жителей острова, имея государственную прописку в домах, не имеющих отношения к культовым зданиям, оказались по сговору монастырской власти с карельским правительством в фонде религиозной организации монастыря. Мы стали бесправными жителями в монастыре. Это первый этап их скрытой и бесчеловечной политики выживания жителей острова.

Здоровому духу противен обман. Так нельзя. Они хотят разрушить наш мир. Насадить свою «тревожную идеологию» и конфессиональную узость. Запугать грехами. Внушить свою богоизбранность. Ограничить самосознание. Поссорить с миром и людьми других культур.

Мы до прихода монахов жили в современной, свободно развивающейся и большой России с надеждой на справедливость, труд, защищенность и здравый смысл. С верой в самоопределение и будущее наших детей на этой земле.

А теперь оказались в атмосфере страха, профанации человеческих ценностей, обмана, царизма с князьками, захватывающими власть, бизнес и собственность на выпрошенные для «духовного возрождения» деньги у нашего же государства, сограждан и крупного бизнеса. Дискредитируя таким поведением духовное развитие и религию в целом».

***

Из десятков судов лишь немногие — в пользу местных жителей. С 2003-го по 2008-й Филиппу Мускевичу удавалось отбиваться от требований по выселению. Но потом специальным судебным определением его лишили жилья. Верховный суд пошел было навстречу обитателям острова и отменил решение об отмене местного самоуправления: на Валааме должны были пройти муниципальные выборы. Но вскоре суд собственное решение пересмотрел, и Валаам так и не стал муниципалитетом — несмотря на закон о местном самоуправлении, принятый в 2005 году. После обращения Дмитрия Синицы, перепечатанного несколькими СМИ, монастырь подал иск о защите деловой репутации — но победил в суде только частично.

Из доклада Московской Хельсинкской группы «О ситуации с обеспечением прав жителей поселка Валаам»:

«Пристрастность и односторонность решений органов власти, открытое потворствование нарушению прав жителей усугублялись также и бездействием в разрешении конфликтных ситуаций. Такие конфликты возникали с 1993 года, но обращения жителей по их поводу фактически оставались без результатов.

В создавшейся ситуации монастырское хозяйство выступает как монополист во всех аспектах жизнедеятельности: поселкового снабжения, занятости, доступа к природным ресурсам острова и так далее...»

Зато скитов на Валааме все больше. Стройка идет полным ходом. Как говорят местные, сейчас скитов уже больше, чем монахов. Видимо, кельи возводят впрок.

В деньгах проблем нет — Валаам популярен у жертвователей и меценатов. Именно за их счет восстанавливают старый монастырь и возводят новые здания. Среди главных спонсоров Валаама — фонд Елены и Геннадия Тимченко. По иронии судьбы, бизнесмен из «ближнего круга» Путина — гражданин Финляндии. Именно на его деньги реконструировали Спасо-Преображенский собор и скит Всех Святых. Нашлись деньги даже на Валаамский хор. И лишь о том, чтобы обеспечить жильем изгнанных с острова местных, ни этот, ни другие влиятельные спонсоры не подумали.

Статья была опубликована на сайте openrussia.org
[Оригинал публикации]


По этой теме читайте также:

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?