Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Суд над «Детством»

Год назад в блогосфере, а вслед за ней и в СМИ разгорелся скандал.
В центре внимания блогеров и журналистов оказался давний конфликт Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря и единственного в России реабилитационного центра для детей-инвалидов «Детство».

Детство
Основной корпус ФГУ РРЦ «Детство»

В двух словах о сути конфликта.
В силу исторических причин территория реабилитационного центра ещё в 90-е годы была разделена на две части монастырской землёй. Один из двух корпусов РРЦ «Детство», в котором находятся поликлиника, дневной стационар, психоневрологическое отделение и больничная школа, оказался на территории парка перед монастырской обителью, а наиболее короткий путь между корпусами — порядка 80-ти метров — проходит по монастырской земле.

Какое-то время монастырь и центр уживались вполне мирно, но потом обитатели монастыря стали претендовать на земельный участок, на котором располагается корпус с поликлиникой, и чинить всевозможные препятствия работе сотрудников «Детства».

Мирному укладу монастырской жизни 25 насельниц стал мешать уникальный медицинский центр, в стационаре которого каждый месяц проходят реабилитацию 250 пациентов, а в поликлинике ежегодно лечатся около трех тысяч детей.

Монастырь
Вид на монастырь с крыши основного корпуса

По словам директора РРЦ «Детство» Лильина Евгения Теодоровича игуменья Екатерина уже несколько лет заваливает различные ведомства и инстанции всевозможными жалобами[1].

Под предлогом строительства монастырской ограды в 2005 году была закрыта калитка между корпусами, и чтобы попасть из одного корпуса в другой, детям и сотрудникам центра приходилось преодолевать путь длиной около километра. У меня, взрослого здорового человека, эта дорога заняла почти десять минут, и мне трудно представить, как каждый день преодолевали это расстояние дети с ДЦП.

Калитка
Калитка между корпусами

После публикации открытого письма родителей детей-инвалидов с просьбой (криком) о помощи:

«Почему монастырь — центр милосердия по определению — превратился в центр ненависти к детям?! <…> Ложь и клевета — оружие матушки Екатерины. Много можно возразить на утверждение, что больные дети посланы за грехи родителей, что их не надо лечить, интегрировать в общество, а необходимо просто “отпеть”!»[2] —

и вполне обоснованным возмущением аморальностью игуменьи в блогах и СМИ, в защиту монастыря тут же активизировались православные блогеры. Как хорошо известно, лучший способ обороны — это нападение. На администрацию и врачей «Детства» полились тонны грязи и обвинений в нецелевом использовании бюджетных средств, в стремлении нажиться на бедах пациентов и т.д.

Все эти домыслы православных блогеров были развенчаны научным сотрудником Третьяковской галереи Левоном Нерсесяном в его статье-расследовании «Патриархийные пиарщики, или ест ли Гаслов наш мозг?»[3]. Так же лживо и заявление настоятельницы монастыря Екатерины Чайниковой о том, что «ни монастырь, ни какие-либо другие государственные учреждения или органы власти не препятствовали ремонту и реконструкции зданий, которые сегодня имеет Центр»[4].

Из письма министра культуры Московской области Г.К. Ратниковой директору центра Е.Т. Лильину от 13.02.2008 с обоснованием отказа:

«Несмотря на то, что на совещании в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом (протокол от 29.11.2005 № 208) обсуждался вопрос об урегулировании ситуации, возникшей между Крестовоздвиженским монастырем и ФГУ РРЦ “Детство”, и информация о необходимости обращения в Минздравсоцразвития РФ и Минэкономразвития РФ по вопросу включения в федеральную адресную инвестиционную программу строительства нового здания для размещения ФГУ РРЦ “Детство” была принята к сведению, в указанную программу была включена реконструкция корпуса № 6, что не является основанием для принятия положительного решения».

В 2009 году, когда центр начал подготовительные работы к предстоящей реконструкции здания поликлиники, бывший парк перед монастырской обителью, на территории которого находится корпус №6, был срочно включен в историко-охранную зону монастыря. И для продолжения работ стало необходимым согласие областного министерства культуры. Разрешение подписали многие должностные лица, но отказалась подписывать проект реконструкции министр культуры Московской области Галина Ратникова, заявив, что новый корпус будет портить вид ансамбля.

Отсутствием одного росчерка министерского пера реконструкция 6-го корпуса, не успев начаться, была остановлена. Выделенные средства реабилитационный центр «Детство» вернул в федеральный бюджет. Между тем, очередь на лечение в центре составляет полтора-два года, и реконструкция должна была расширить возможности медиков по оказанию помощи детям.

Калитку вскоре после разразившегося скандала открыли по личному распоряжению патриарха(!). Правда, ходить по заросшей травой за несколько лет и заваленной строительным мусором дорожке было проблематично.

Но конфликт не исчерпывается злополучной калиткой, столь взбудоражившей общество.

Ещё в июле 2010 года монастырь подал судебный иск к администрации Ленинского района Подмосковья и ФГУ РРЦ «Детство» о признании незаконным свидетельства о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком в 0,7 га, прилегающим к корпусу №6.

Опуская скучные судебные подробности, замечу лишь, что можно оспаривать только вещное право, но никак не свидетельство о государственной регистрации права. Это положение закона, озвученное на суде представителем Управления Росреестра по Московской области, означает, что исковое требование монастыря юридически безграмотно и бессмысленно.

Судья дал время истцам уточнить свои исковые требования и перенёс слушание дела.

В конце марта Гаслов написал, что по его заявлению прокуратора Московской области проводит проверку по поводу нарушений в строительстве и реконструкции корпусов РРЦ «Детство» и неэффективном расходовании бюджетных средств[5]. Но о результатах прокурорской проверки он ничего не сообщает. Видимо, прокуроры не нашли подтверждений его домыслам.

Это уже далеко не первая проверка, проходившая в центре «Детство». Например, в январе 2011 года по требованию Видновской городской прокуратуры инспекторы Государственного земельного контроля проверили соблюдение земельного законодательства реабилитационным центром. Редакция «Скепсиса» располагает копией «Определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении» от 07.02.2011 — в ходе проверки признаков нарушения земельного законодательства не выявлено.

Цель подобных заявлений — помешать работе сотрудников, ведь вместо выполнения своих непосредственных обязанностей, администрация и врачи вынуждены отвечать на вопросы проверяющих.

В июне православные блогеры опубликовали фотографии с праздника, устроенного монастырём для детей из воскресной школы, соседнего поселка и пациентов центра «Детство»[6].

«Когда вот такие фотографии видишь, понимаешь что не просто так все делается. Не просто так тратится время и душевные силы. Вот ради такого позитива и стоит жить, да разгребать всевозможное дерьмо», — пишет Гаслов[7].

Какое поразительное лицемерие! Ведь эти же самые люди воспрепятствовали реконструкции и расширению корпуса №6, которое бы позволило оказывать своевременную помощь ещё бóльшему количеству больных детей. Эти же самые люди пишут жалобы во всевозможные инстанции, тем самым препятствуя работе врачей. Один раз в году устроить праздник для детишек, выложить несколько фотографий в интернете — и можно свою христианскую миссию считать на этом законченной?!

И вообще, как можно противопоставлять единичный праздник ежедневной работе сотрудников «Детства»? Ведь их пациенты смогли придти на празднования в монастырь лишь потому, что врачи центра в буквальном смысле этого слова поставили их на ноги, научили ходить.

Но вернёмся к судебным слушаниям.

Когда судья — в ответ на замечание юриста «Детства», что площадь всего участка с шестым корпусом менее 0,7 га, — попросил истцов уточнить и показать на схеме, на что же именно они претендуют, оказалось, что оспариваемый кусок земли включает в себя всю землю вокруг корпуса.

Любому разумному человеку понятно, что даже если передать всю эту землю РПЦ, то корпус с поликлиникой всё равно никуда не денется, в бюджете страны уже несколько лет не находится средств на строительство нового корпуса.

За почти полтора года судебных слушаний, несмотря на неоднократные указания судьи, истцы даже не удосужились чётко сформулировать, на что именно они претендуют. Исковые требования монастыря постоянно уточняются: сначала это был кусок земли, прилегающий к корпусу № 6, потом претензии распространились на всю землю вокруг здания, включая подъездную дорогу, теперь это уже весь участок вместе с землей под корпусом. Неизменной остается только площадь участка — примерно 0,7 га.

Ничего не смущает?

Новое слово православия в математике: площадь участка может увеличиваться, оставаясь равной 0,7 га.

Помните, как в ответ на обвинения, что монастырь стремится выжить реабилитационный центр, православные блогеры возражали: антиклерикалы врут, монастырю нужен только пустырь?![8]

В сентябре судом, по ходатайству монастыря, назначена экспертиза, призванная выяснить точную площадь спорного участка. Судье понадобился почти год, чтобы понять, что без судебного определения монастырь по непонятным причинам не может самостоятельно привлечь экспертов и выяснить точно, на участок какого размера он претендует. Следующее заседание назначено на 23 января 2012 года.

Судебный процесс превратился в фарс, лишь отнимающий время и силы у администрации центра и других соответчиков. Уже не раз сменившиеся юристы монастыря не готовятся к заседаниям, мямлят что-то невнятное на слушаниях и, по всей видимости, просто тянут время. Судья же в свою очередь — с некоторым, правда, раздражением — им в этом потакает. Процитирую часть февральского заседания.

Судья — А святейший патриарх не обращался к президенту, в правительство?..
Юрист монастыря — Обратился, да, в десятом году.
Судья — В десятом году… А какое решение было по этому вопросу?
Юрист монастыря — Как мы знаем, что сейчас президент как бы дал поручение Голиковой, министру здравоохранения, и {руководителю} росимущества Петрову проработать вопрос и доложить.
Судья — Ну доложили…
Юрист монастыря — Пока что нам неизвестно как бы о данном решении, но этот вопрос уже как бы идёт, и он идёт с 2005 года, идут обсуждения в Росимуществе.

Судья ещё в феврале выяснил, что о конфликте знают и патриарх, и президент, и в правительстве, т.е. данное дело — это не просто «спор двух хозяйствующих субъектов», и решение суда в пользу любой из сторон будет иметь политическое значение. Складывается впечатление, что слушания будут продолжаться ровно столько, сколько понадобится для решения вопроса на «высшем уровне».

В стране, президент которой заявляет, что он как православный человек ратует за продвижение традиционных ценностей, а «хранителем таких непреходящих ценностей для нашей страны, непреложных истин выступает православие»[9], было бы наивно ожидать беспристрастного суда и соблюдения принципа светскости, гарантированного 14 статьей Конституции РФ, тем более когда одна из сторон — монастырь РПЦ.

Ещё год назад представитель Московской Патриархии заявил журналистам: «Учреждение должно выехать. И долг государства — сделать всё для этого»[10].

Мы видим, как государство выполняет свой долг: отнимает земли у Минздрава и передает их РПЦ, выделяет деньги на реконструкцию лечебного корпуса и запрещает её, заботясь о внешнем виде монастырского ансамбля в ущерб здоровью детей. И вот суд полтора года уточняет исковые требования, сотрудники «Детства» ждут, когда и куда выселят центр, а родители — когда дойдёт очередь лечить их детей.

Теперь вопрос, на чьей вы стороне:

врачей реабилитационного центра «Детство», которые в буквальном смысле помогают выжить больным детям,
или на стороне 25 монашек, которым мешает неудобное соседство и которые стремятся выжить уникальный центр для детей-инвалидов любой ценой?

Полный текст статьи.
Сокращенная версия опубликована в приложении к «Независимой газете» «НГ-религии» № 22 от 21.12.2011

От редакции «НГ-религии».
Корреспонденты «НГР» обратились за комментариями в Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, однако пресс-секретарь отдела Василий Рулинский счел себя некомпетентным в этом вопросе и посоветовал обратиться в Синодальный информационный отдел. Многократные попытки журналистов связаться с руководителем Информационного отдела Владимиром Легойдой завершились неудачей. Не удалось дозвониться и до Синодальной комиссии по делам монастырей. Также корреспонденты «НГР» обратились в сам Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Одна из насельниц, не назвавшая своего имени, на просьбу прокомментировать тяжбу обители с детским центром в резкой форме ответила журналистам: «Почему мы вам должны давать такую информацию? Как вы думаете? Мы не даем никому информацию по телефону».



По этой теме читайте также:


Примечания

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017